Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 11 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Никонъ (Рклицкій) († 1976 г.)

Вл. Никонъ (въ мірѣ Николай Павловичъ Рклицкій) (1892-1976), архіеп. Вашингтонскій и Флоридскій (РПЦЗ), духовный писатель, сторонникъ русской православной монархіи, авторъ многотомнаго жизнеописанія митр. Антонія (Храповицкаго). Родился 4 (17) декабря 1892 г. въ с. Борки Черниговской губерніи въ семьѣ священника. Окончилъ Черниговскую духовную семинарію и юридическій фак-тъ Кіевскаго университета (1911). Назначенъ помощникомъ въ Военное Слѣдственное Управленіе. Одновременно проходилъ курсы въ Николаевской Артиллерійской школѣ въ Кіевѣ и въ Александровской Военно-Юридической Академіи въ С.-Петербургѣ. Офицеръ. Участникъ Первой міровой и Гражданской войнъ. Съ 1921 г. въ эмиграціи въ Сербіи, гдѣ окончилъ миссіонерско-богословскій курсъ и трудился при Высшемъ Русскомъ Церковномъ Управленіи. Редактировалъ въ Бѣлградѣ монархическій органъ «Царскій Вѣстникъ» (1928-1941). Издалъ въ 1939 г. «Дѣянія Зарубежнаго Собора Русской (Сѵнодальной) Церкви, состоявшагося въ Сремскихъ Карловцахъ въ 1938 году». Постриженъ въ монашество (24 сен. / 7 окт. 1941 г.). Рукоположенъ въ іеродіакона (1/14 окт.) и іеромонаха (21 ноя. / 4 дек.). Военный священникъ Русскаго Корпуса въ Югославіи (1942-1945). Архимандритъ (май 1945). Съ августа 1945 г. — въ Швейцаріи, гдѣ исполнялъ секретарскія обязанности при первоіерархѣ РПЦЗ митр. Анастасіи (Грибановскомъ). Съ ноября 1946 г. — въ США. Секретарь архіеп. Виталія (Максименко) и епархіальной канцеляріи въ Нью Іоркѣ. Епископъ Флоридскій, викарій Сѣверо-Американской и Канадской епархіи (14/27 іюня 1948). Архіепископъ Вашингтонскій и Флоридскій (8/21 марта 1960). Секретарь Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ. Послѣ 1964 г. — одинъ изъ замѣстителей предсѣдателя и постоянный членъ Сѵнода РПЦЗ. Скончался 22 августа (4 сентября) 1976 г. въ Нью Іоркѣ. Погребенъ въ Свято-Владимірскомъ храмѣ-памятникѣ въ г. Джексонъ (США).

Сочиненія архіеп. Никона (Рклицкаго)

Архіеп. Никонъ (Рклицкій) († 1976 г.)
МОЙ ТРУДЪ ВЪ ВИНОГРАДНИКѢ ХРИСТОВОМЪ.
Сборникъ статей и проповѣдей. (Къ 25-лѣтію архіерейскаго служенія 1948-1973). Томъ I.

Раздѣлъ IV. Рождество Христово.
18. Рождественскіе дни въ Вашингтонѣ
[1].

Съ перваго же дня пришествія Христа Спасителя въ міръ духъ антихриста ополчился на Христово дѣло съ крайнимъ ожесточеніемъ. Онъ началъ съ избіенія 14 тысячъ Виѳлеемскихъ младенцевъ, прошелъ черезъ первые вѣка христіанства и затѣмъ черезъ всю исторію міра, а въ наши дни получилъ свое яркое выраженіе въ коммунизмѣ. Эту грандіозную борьбу добра со зломъ, происходящую на аренѣ человѣческихъ сердецъ и на поприщѣ государствъ и народовъ, выразительно и образно описалъ тайнозритель св. Апостолъ Іоаннъ Богословъ въ своихъ посланіяхъ и особенно въ Апокалипсисѣ, тайны котораго начали раскрываться на нашихъ глазахъ. Теперь намъ ясенъ смыслъ его словъ объ антихристѣ, о которомъ онъ говоритъ: «вы слышали, что онъ придетъ и теперь уже есть въ мірѣ» (1 Іоан. 4, 3), но Тотъ, Кто въ васъ больше того, кто въ мірѣ»... «Мы отъ Бога, знающій Бога слушаетъ насъ; кто не отъ Бога, не слушаетъ насъ» (1 Іоан. 4, 6).

Сдерживающимъ политическимъ центромъ, предохраняющимъ отъ распространенія антихристовыхъ началъ по всему міру, въ настоящее время, какъ это очевидно для всѣхъ, является Вашингтонъ. «Ибо тайна беззаконія уже въ дѣйствіи, только не совершится до тѣхъ поръ, пока не будетъ взятъ отъ среды удерживающій теперь» (2 Ѳес. 2, 7). Мы знаемъ, какъ у насъ въ Россіи былъ свергнутъ Удерживающій и тайна беззаконія распространилась по нашей странѣ, заливъ ее кровью.

На Вашингтонѣ лежитъ отпечатокъ скромности и строгости. Здѣсь нѣтъ дымящихъ фабрикъ, небоскребовъ и нетерпѣливой суетливости, которой отличаются другіе большіе города. Вашингтонъ — городъ государственныхъ дѣятелей и служащихъ, историческихъ памятниковъ, музеевъ, тѣнистыхъ парковъ и бѣлокъ, которыя весело прыгаютъ по деревьямъ. Къ этому городу устремленъ взоръ и нашихъ соотечественниковъ, томящихся въ лагеряхъ Европы и на Филиппинскихъ островахъ. Отсюда въ дни, когда здѣсь праздновалось Рождество Христово, раздался голосъ главы націи, голосъ состраданія и милосердія къ нашимъ обездоленнымъ бѣженцамъ, вселившій въ нихъ надежду на лучшіе дни.

Нашъ православный великій праздникъ Рождества Христова мы праздновали въ Вашингтонѣ, въ нашей новой Іоанно-Предтеченской общинѣ, руководимой протоіереемъ о. Мануиломъ Ессенскимъ, который, прибывъ сюда лишь три мѣсяца назадъ, овладѣлъ сердцами православныхъ русскаго происхожденія и укрѣпилъ нашу церковную общину. До устроенія своего постояннаго храма наша община нашла себѣ гостепріимный пріютъ въ одной изъ часовенъ грандіознаго Епископальнаго собора. Этотъ соборъ, являющійся однимъ изъ духовныхъ символовъ Соединенныхъ Штатовъ, строится уже 90 лѣтъ и предполагается, что къ 100-лѣтію со дня его основанія онъ будетъ вполнѣ законченъ. Онъ занимаетъ въ лучшей части города обширную площадь и имѣетъ въ себѣ множество различныхъ отдѣленій, алтарей, часовенъ. Своимъ строгимъ готическимъ стилемъ онъ переноситъ мысль къ грандіозному Іерусалимскому храму, который принималъ въ своихъ стѣнахъ Спасителя міра и слышалъ Его божественные глаголы, хотя и не узналъ Его. Вотъ подъ сводами Вашингтонскаго собора звучали и наши Рождественскія пѣснопѣнія. Здѣсь собрались непримиримые со зломъ изгнанники русской земли, которые во что бы то ни стало желаютъ сохранить духъ истины, внимая предостерегающимъ словамъ Апостола: «Возлюбленные, не всякому духу вѣрьте, но испытайте духовъ — отъ Бога ли они: потому что много лжепророковъ появилось въ мірѣ» (1 Іоан.4, 1).

Мы совершили здѣсь богослуженія перваго и второго дня праздника Рождества Христова и старались раскрыть духовное значеніе этого великаго праздника для нашего спасенія и для возстановленія въ мірѣ христіанскихъ началъ. Съ пришествіемъ Христа Спасителя въ міръ явилась возможность нашего преображенія. Жизнь получила разумную цѣль и человѣкъ получилъ возможность облечься въ ту одежду, которой онъ лишился при своемъ грѣхопаденіи. Отнынѣ «не говорите лжи другъ другу, совлекшись ветхаго человѣка съ дѣлами его и облекшись въ новаго, который обновляется въ познаніи по образу создавшаго его»... «Итакъ, облекитесь, какъ избранніи Божіи, святые и возлюбленные въ милосердіе, благость, смиренномудріе, кротость, долготерпѣніе, снисходя другъ ко другу и прощая взаимно, если кто на кого имѣетъ жалобу, какъ Христосъ простилъ васъ, такъ и вы. Болѣе же всего облекитесь въ любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествуетъ въ сердцахъ вашихъ миръ Божій, къ которому вы и призваны въ одномъ тѣлѣ; и будьте дружелюбны» (Кол. 3, 12-15).

Вотъ вѣрнѣйшій путь не только личнаго совершенствованія и спасенія, но и побѣды надъ духомъ антихриста, путь возстановленія общественной и государственной жизни, международнаго согласія и мира. Этого цѣлительнаго бальзама жаждетъ и все общество. Признаки этого мы видѣли въ день праздника вечеромъ, когда намъ пришлось отправиться на елку, устроенную нашими прихожанами, въ залъ, переполненный нашими соотечественниками и здѣшними американцами. Они съ глубокимъ умиленіемъ выслушали наши рождественскія пѣснопѣнія и съ сочувствіемъ выслушали наши слова о свѣтлыхъ перспективахъ при дружномъ единеніи великихъ народовъ Американскаго и Русскаго, когда онъ будетъ свободнымъ.

Въ тѣ же дни мы посѣщали съ рождественскими пѣснопѣніями дома нашихъ благочестивыхъ прихожанъ, имѣя съ собой кромѣ иконы праздника и икону преп. Серафима Саровскаго. Въ домѣ нашихъ хозяевъ во время пѣнія Рождественскаго тропаря на подоконникъ вскочили двѣ бѣлки. Ставъ на заднія лапки, онѣ сложили переднія на груди и, вытянувъ свои головки, внимали пѣнію. Такъ, когда-то въ дремучемъ лѣсу къ преп. Серафиму приходили звѣри и теперь также лучи Христовой благодати падаютъ на весь міръ. Нашъ хозяинъ русскій — съ перваго дня прибытія въ Америку онъ вѣрный сынъ Соборной Церкви, а супруга его француженка по происхожденію, принявшая Св. Православіе въ Детройтѣ у игумена Пантелеймона, изучившая церковно-славянскій и русскій языки и сдѣлавшаяся такой пламенной поборницей Церкви Христовой, какой могутъ быть новообращенные. Пришлось намъ увидѣть и тихій отблескъ старой Россіи. Это 90-лѣтняя старушка, когда-то блиставшая извѣстностью въ прежней Россіи, а теперь сохранившая благолѣпіе старости, въ которой соединяется закатъ уходящей жизни съ предчувствіемъ ея зари въ высшихъ формахъ бытія.

Такъ въ этомъ городѣ, на который теперь взираетъ весь міръ, русскіе православные люди по своему чину скромно, какъ будто бы гдѣ-то въ русскомъ городкѣ, отпраздновали праздникъ Рождества Христова, слагая въ своихъ сердцахъ звуки неба:

«Слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе».

1950 г.



Примѣчаніе. За истекшее время Вашингтонъ значительно измѣнился и сдѣлался городомъ безпокойнымъ и опаснымъ для его жителей, отражая въ себѣ тѣ событія, которыя переживаетъ Америка.

1974 г.

Примѣчаніе:
[1] Іоанно-Предтеченскій приходъ въ г. Вашингтонѣ былъ основанъ по указанію архіепископа Виталія архіепископомъ Іоанномъ Шанхайскимъ 11 сентября 1949 года въ день Усѣкновенія главы св. Іоанна Предтечи Господня. Первыя богослуженія происходили въ квартирѣ І. К. и Л. И. Григоровичъ-Барскихъ. Первымъ настоятелемъ былъ протоіерей Мануилъ Ессенскій (нынѣ епископъ Брисбенскій Константинъ). Первые годы воскресные и праздничные богослуженія происходили въ Епископальномъ соборѣ въ часовнѣ Воскресенія Господня. Осенью 1951 года о. Мануилъ Ессенскій былъ переведенъ на другой приходъ, временно замѣнялъ должность настоятеля протоіерей Борисъ Крицкій, а въ январѣ 1953 года настоятелемъ былъ назначенъ архимандритъ Николай Пекаторосъ. Въ началѣ 1953 года былъ пріобрѣтенъ собственный домъ, въ которомъ была устроена домовая церковь. Къ Пасхѣ 1958 года на пріобрѣтенномъ участкѣ земли была построена нижняя часть храма, а въ 1962 году былъ сооруженъ приходской домъ. Въ настоящее время ожидается сооруженіе верхней части храма.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Мой трудъ въ виноградникѣ Христовомъ: Сборникъ статей и проповѣдей. Томъ I. (Къ 25-лѣтію архіерейскаго служенія 1948-1973) — Изданіе Восточно-Американской и Нью-Іоркской Епархіи. — Монреаль: Типографія Братства преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 196-199.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.