Церковный календарь
Новости


2019-02-23 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 4-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-02-23 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 3-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-02-23 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 2-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-02-23 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Лекція 1-я по Сравнит. богословію (1972)
2019-02-22 / russportal
Житіе свят. Василія Кинешемскаго (1988)
2019-02-22 / russportal
Нормальный Приходскій Уставъ (1971)
2019-02-21 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 8-е къ монахамъ (1828)
2019-02-21 / russportal
Преп. Антоній Великій. Письмо 7-е къ монахамъ (1828)
2019-02-21 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ аввѣ Орсисію (1903)
2019-02-21 / russportal
Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ Максиму философу (1903)
2019-02-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда на псаломъ 140-й (1899)
2019-02-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣда на псаломъ 139-й (1899)
2019-02-19 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). "За все благодарите" (1985)
2019-02-19 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). "Слава Богу за все!" (1985)
2019-02-19 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). День Благодаренія (1985)
2019-02-19 / russportal
Еп. Митрофанъ. Слово на крещеніи А. В. Алферьевой (1985)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 23 февраля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

Недѣля святой Пасхи.
5. Радость Воскресенія Христова.

Христосъ Воскресе!

Какъ часто ни повторяешь, какъ часто ни слышишь это святое привѣтствіе, — оно никогда не прислушивается, а всегда одинового радостно, утѣшительно, вожделенно. Отчего это?

Вотъ отчего: Если Христосъ воистину силою божества воскресе изъ мертвыхъ, — то значитъ, Онъ есть истинный Сынъ Божій, Господь и Богъ нашъ, — истинный Спаситель и Искупитель нашъ. Слѣдовательно въ Него мы должны вѣровать, на Него всѣ надежды свои возлагать и любить отъ всего сердца нашего.

/с. 32/ Если Христосъ воистину воскресе, — то, значитъ, истинна, свята и несомнѣнно — православна наша христіанская вѣра, которой Онъ, — начальникъ и совершитель сей вѣры — научилъ насъ чрезъ апостоловъ и ихъ преемниковъ. Слѣдовательно и всѣ слова Его, все ученіе Его, и всѣ заповѣди Его также истинны, непреложны, — такъ что скорѣе прейдутъ небо и земля, нежели не исполнится хотя одна черта изъ закона (Матѳ. 5, 18). Намъ остается только безъ всякаго сомнѣнія всегда пребывать въ сей святой вѣрѣ, исполнять заповѣди Христовы, и такимъ образомъ вѣрно и надежно созидать свое спасеніе.

Если Христосъ воистину воскресе, — то, значитъ, истинно, вѣрно и надежно искупленіе наше и спасеніе, совершенное Имъ. Ибо какъ Онъ былъ преданъ за грѣхи наши, такъ воскресъ для оправданія нашего (Рим. 4, 25). Намъ остается только искренно желать сего оправданія въ Немъ, — и райскія двери для насъ отверсты.

Если Христосъ воистину воскресе, — то, значитъ, и мы всѣ хотя умремъ, но потомъ также, какъ Онъ, воскреснемъ, оживемъ. Ибо какъ Онъ умеръ за всѣхъ, такъ и воскресъ для всѣхъ, будучи первенцемъ изъ умершихъ. Если же о Христѣ проповѣдуется, что Онъ воскресъ изъ мертвыхъ, учитъ апостолъ, то какъ нѣкоторые изъ васъ говорятъ, что нѣтъ воскресенія мертвыхъ? (1 Кор. 15, 20, 12). Оно будетъ непремѣнно. А какъ отрадно это!

Если Христосъ воистину воскресе, и, воскресши изъ мертвыхъ, уже не умираетъ, и смерть уже не имѣетъ надъ Нимъ власти (Рим. 6, 9), — то, значитъ, истинна и наша, — послѣ воскресенія нашего, — безсмертная, вѣчная жизнь, Имъ обѣщанная, и явленная Имъ послѣ живоноснаго воскресенія Его. Какъ возмездіе за грѣхъ — смерть, такъ даръ Божій — жизнь вѣчная во Христѣ Іисусѣ, Господѣ нашемъ (Рим. 6, 23). А какъ утѣшительно это!

Вотъ, братіе, сколько важныхъ, самыхъ отрадныхъ, самыхъ утѣшительныхъ истинъ заключается въ словахъ: Христосъ воскресе, — воистину воскресе. Оттого-то мы часто и охотно произносимъ ихъ нынѣ. Оттого-то это привѣтствіе столь сладостно и вожделѣнно для насъ. Оттого-то и самый праздникъ воскресенія Христова есть изъ праздниковъ праздникъ, изъ торжествъ торжество, такъ что свѣтлѣе, торжественнѣе, веселѣе его нѣтъ у насъ на землѣ никакого праздника. И на небѣ, у Бога и ангеловъ, воскресеніе Христово также величайшій праздникъ. Нынѣ исполнишася свѣта: небо же, и земля, и преисподняя, поетъ св. Церковь, Христосъ бо воста, веселіе вѣчное.

/с. 33/ А если этотъ праздникъ такъ важенъ, святъ и торжественъ, то подумайте, умѣстно ли осквернять его намъ, христіанамъ, какими-нибудь нечистыми, грѣховными дѣлами, особенно пьянствомъ, невоздержаніемъ и т. п.? О, да не будетъ сего между нами! Не для того у насъ нынѣшній праздникъ; не въ этомъ состоитъ онъ; не такъ должны проводить его истинные христіане. Какъ же? А вотъ послушайте святую Церковь.

Воскресенія день, и просвѣтимся торжествомъ, поетъ она нынѣ. Просвѣтимся благодарною молитвою Христу, пострадавшему за насъ и воскресшему для насъ, просвѣтимся святыми дѣлами и христіанскимъ поведеніемъ. И другъ друга обымемъ. Ради такого свѣтлаго праздника обнимемъ нашею искреннею, горячею любовію всѣхъ и каждаго, не исключая враговъ и недоброжелателей нашихъ. Рцемъ: братіе! Назовемся всѣ, богатые и бѣдные, счастливые и несчастные — братьями во Христѣ, и будемъ жить какъ родные братья, какъ дѣти одного Отца небеснаго. И ненавидящимъ насъ простимъ вся воскресеніемъ. Ради воскресенія Христова забудемъ всѣ обиды, намъ причиненныя, простимъ всѣхъ враговъ нашихъ, и тако возопіемъ: Христосъ воскресе, и потомъ во всѣ дни сего праздника достойно будемъ пѣть и непрестанно повторять другъ съ другомъ: Христосъ воскресе, воистину воскресе!

Постараемся же, братія мои, во дни праздника этого пожить не для себя, но для Умершаго за насъ и Воскресшаго (2 Кор. 5, 15). (Изъ «Сборника краткихъ поученій» священ. Андрея Смирнова, кн. 3-я).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 31-33.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2019 г.