Церковный календарь
Новости


2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 13 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

Недѣля святой Пасхи.
6. Христосъ воскресе! И мы воскреснемъ.

Христосъ воскресе! Задумывались ли вы когда-нибудь надъ этими отраднѣйшими словами, надъ этимъ величайшимъ дѣйствіемъ всемогущества Божія надъ нами? Мы воскреснемъ... Будетъ когда-то время, когда тѣла наши, эти самыя бренныя тѣла, сокрытыя въ могилахъ, истлѣвшія въ прахъ, превратившіяся въ землю, по дѣйствію всемогущаго слова Божія, опять преобразятся изъ гробовъ и опять соединятся съ нашими же, разлученными на время, душами, для жизни вѣчной... Для жизни созданы мы! Хочется намъ жить; и мы будемъ жить въ этихъ же самыхъ нашихъ, только преображенныхъ тѣлахъ; будемъ жить вѣчно, вѣчно... Какая радость, какое утѣшеніе въ этихъ словахъ для насъ смертныхъ! Чего же намъ, послѣ этого, бояться смерти? Зачѣмъ приходить въ уныніе и отчаяніе при смерти близкихъ нашему сердцу?

Христосъ есть начатокъ нашего воскресенія, говоритъ св. ап. Павелъ, — есть основаніе и нашего воскресенія. Христосъ въ Са/с. 34/момъ Себѣ воскресилъ человѣчество; воскреситъ Онъ и тѣхъ, которые преискренно пріобщаются Его плоти и крови, — которые становятся съ Нимъ едино вѣрою и любовію, — которые не образно только, дѣйствительно становятся членами Его — единой Главы всѣхъ вѣрующихъ.

Воскресъ Христосъ, и мы воскреенемъ, братія! И развѣ это такъ невѣроятно? Мало ли мы видимъ въ нашей здѣшней жизни образовъ воскресенія?

Что человѣкъ воскреснетъ и снова получитъ свое тѣло, на это ежедневно указываетъ наше засыпанье вечеромъ и просыпанье утромъ. Подобно тому, какъ мы ложимся и засыпаемъ вечеромъ, а на другой день пробуждаемся и встаемъ съ тѣмъ же тѣломъ, такъ и мертвое тѣло нѣкогда при воскресеніи получитъ снова свой видъ и свою жизнь, пробудится отъ смертнаго сна и будетъ жить.

Другой образъ нашего воскресенія составляетъ непрерывающаяся преемственность дня и ночи. Когда оканчивается день и заходитъ солнце, постепенно становится все темнѣе и темнѣе, и наконецъ все покрываетъ мрачная ночь. Тьма и тѣнь смертная обнимаютъ тогда всю природу; исчезли горы и долины, цвѣты и деревья, не видно ни одного творенія, и все какъ бы мертво. Но чуть наступитъ утро, все становится видимымъ предъ глазами, все оживаетъ, и снова царитъ вездѣ новая жизнь.

Подобнымъ образомъ и всѣ умершіе лежатъ какъ бы спящіе глубокимъ сномъ, покрытые долгою ночью смерти, такъ что представляется, что они всѣ навѣки исчезли и уничтожились; но наступитъ день, и они снова пробудятся отъ сна смерти и воскреснутъ и явятся живыми, съ тѣломъ и душею, отъ Адама до послѣдняго умершаго человѣка.

Но наиболѣе ясный образъ будущаго воскресенія представляетъ ежегодное оживленіе природы весною. Наступила зима — и вся природа какъ бы омертвѣла. Деревья стоятъ безъ листьевъ и соковъ, травы и цвѣты помертвѣли; ни одна птица не поетъ уже въ лѣсу, мухи и другія насѣкомыя лежатъ оцѣпенѣлыя въ своихъ убѣжищахъ, другіе же осенью превратились въ куколокъ, какъ бы умерли. Но, вотъ, настаетъ весна, приходитъ новая жизнь въ омертвѣвшую природу, и все, что казалось мертвымъ и погибшимъ, снова встаетъ изъ своего гроба. Трава, злаки и всѣ произрастенія снова выростаютъ изъ земли, являются цвѣты въ красотѣ своей, деревья получаютъ снова сокъ, листья и цвѣты; муравьи, пчелы, мухи и другія насѣкомыя снова пробуждаются отъ своей зимней спячки и выползаютъ изъ своихъ уголковъ; закутанныя въ куколку гусеницы оставили свой прежній покровъ, пре/с. 35/вратились въ гораздо лучшія созданія — въ разноцвѣтныхъ бабочекъ, и летаютъ въ этомъ новомъ видѣ, высоко поднимаясь въ воздухѣ. Птицы весело съ пѣснями перелетаютъ съ дерева на дерево, съ кустарника на кустарникъ. Богъ все это такъ устроилъ, конечно, не съ иною цѣлью, какъ только для того, чтобы наглядно и живо представить предъ взоры наши будущее воскресеніе.

Зерно, брошенное осенью въ землю рукою земледѣльца, истлѣваетъ, чтобы весною снова ожить въ полнотѣ и красотѣ. Ты еже сѣеши не оживетъ, аще не умретъ, учитъ насъ истинѣ воскресенія и св. ап. Павелъ подобіемъ зерна, истлѣвающаго въ землѣ и потомъ оживающаго.

И не безуменъ ли тотъ, скажемъ словами того же св. апостола, кто, еще и послѣ такихъ ясныхъ указаній на истину воскресенія даже въ низшей, неразумной природѣ, вздумалъ бы усомниться въ этой величайшей и отраднѣйшей для насъ истинѣ? Нѣтъ мѣста сомнѣнію!.. Воскресъ Христосъ, и мы воскреснемъ, братія мои! И непремѣнно воскреснемъ и будемъ жить вѣчно со Христомъ, на сколько мы здѣсь, на землѣ, живемъ вѣрою и любовію, связывающими всѣхъ насъ во едино съ Нимъ, Господомъ нашимъ.

А какъ же совершится это величайшее чудо всеобщаго воскресенія? Это — тайна, которую точно и обстоятельно выяснить теперь невозможно. Однако-же, насколько намъ открыто въ книгахъ священныхъ, вотъ что можно сказать о ней. По откровенію, данному св. пророку Іезекіилю, на мертвыя и разбросанныя кости дунетъ нѣкій Духъ жизни, и онѣ оживутъ и станутъ на ногахъ своихъ соборъ многъ зѣло (Іез. 37, 10). По откровенію, данному св. Іоанну Богослову, воскресенію тѣлъ будутъ предшествовать звукъ трубъ ангельскихъ и голосъ Самого Господа, грядущаго съ неба (Іоан. 5, 28). Отъ этого гласа Господня, подобно которому не было въ мірѣ отъ его созданія, и который отзовется во всѣхъ концахъ вселенной, — вся земля восколеблется, падутъ надгробные памятники, откроются могилы, — сухія кости получатъ жилы и облекутся плотію, составленною изъ тѣхъ же частей, на которыя она разложиласъ. Тѣла соединятся съ своими душами и выйдутъ изъ могилъ, какъ бы послѣ глубокаго и продолжительнаго сна. Воскреснутъ всѣ люди въ одно мгновеніе: воскреснутъ — и христіане, и евреи, и магометане, и язычники; воскреснутъ люди всѣхъ временъ и поколѣній; воскреснутъ и добрые и недобрые.

Послѣ этого, съ несомнѣнною вѣрою ожидая воскресенія мертвыхъ тѣлъ, не будемъ, братія мои, слишкомъ печалиться, когда придется провожать въ могилу тѣла нашихъ родныхъ и дру/с. 36/зей. Скорбѣть о погребаемыхъ тѣлахъ не то же ли значитъ, что скорбѣть о сѣменахъ, бросаемыхъ въ землю земледѣльцемъ? Да не будемъ же мы, христіане, яко не имущіи упованія! (Сост. по «Воскр. чт.», за 1887 г.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 33-36.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.