Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 2-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 1-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 14 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 3.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

Недѣля св. апостола Ѳомы.
11. Радоница.

Православные христіане имѣютъ благочестивый обычай совершать въ понѣдельникъ или во вторникъ Ѳоминой недѣли молитвенное поминовеніе въ храмахъ и на могилахъ своихъ усопшихъ сродниковъ. Обычай этотъ наывается въ нѣкоторыхъ мѣстностяхъ нашего отечества радоницею; онъ ведетъ свое начало съ древнѣйшихъ временъ и имѣетъ самое благотворное значеніе не только для почившихъ, о которыхъ моленія приносятся, но и для живыхъ, совершающихъ таковыя моленія.

Названіе радоница происходитъ отъ того, что въ указанный день поминовенія христіане, живущіе на землѣ, дѣлятся съ душами усопшихъ отцевъ и братій своихъ духовною радостію о воскресшемъ Спасителѣ. Глубокій смыслъ, лежащій въ основѣ этого благочестиваго обычая — радоницы, заключается въ томъ, что св. Православная Церковь, по прошествіи свѣтлыхъ дней Пасхи, когда она непрерывно праздновала высочайшее торжество свое — Христово воскресеніе, — спѣшитъ съ перваго же дня Ѳоминой недѣли раздѣлить свою радость и съ умершими, въ надеждѣ блаженнаго воскресенія, каковую радость возвѣстилъ умершимъ и Самъ Господь нашъ, сходившій во адъ проповѣдывать побѣду надъ смертію. Движимые искреннею любовію къ своимъ приснымъ по вѣрѣ и крови, почившимъ о Господѣ, христіане, живущіе на землѣ, усугубляютъ свои моленія къ Воскресшему объ усвоеніи спасительныхъ плодовъ Его воскресенія перешедшимъ въ загробную жизнь и объ избавленіи ихъ отъ вѣчныхъ мученій адскихъ. Непрерывное поминовеніе усопшихъ — сорокоусты, отлагаемое церковнымъ уставомъ въ дни седмицъ Страстной и Свѣтлой, разрѣшается начинать съ понедѣльника Ѳоминой недѣли, потому что въ недѣлю Ѳомы воспоминается сошествіе Іисуса Христа во адъ. «Для чего отцы наши установили собираться намъ на кладбищѣ? спрашиваетъ св. Іоаннъ Златоустъ, потому что сегодня Іисусъ Христосъ сошелъ къ мертвимъ, отвѣчаетъ Вселенскій Учитель. Изъ этихъ же словъ Златоустаго, жившаго въ 4-мъ вѣкѣ по Р. X., видно, сколь древенъ обычай поминовенія усопшихъ послѣ Пасхи.

И теперь, какъ древле, православные христіане идутъ въ дни Ѳоминой недѣли молиться за умершихъ на самыя могилы. Чтобы усугубить молитвы о близкихъ сердцу, отшедшихъ въ вѣчность, христіане сопровождаютъ свои молитвенныя поминовенія милостынею и дѣлами благотворенія. Какъ много истинной христіанской любви въ этихъ моленіяхъ объ отшедшихъ братіяхъ, — любви, сопровождающейся, по апостолу, даже за предѣлы земной жизни. /с. 53/ Здѣсь, на могилахъ, христіане чувствуютъ себя ближе къ своимъ усопшимъ отцамъ и братіямъ; здѣсь яснѣе становятся воспоминанія о нихъ, живѣе бьется любовію къ нимъ сердце и горячѣе возносится молитва. Молящіеся съ вѣрою, на самихъ себѣ испытываютъ здѣсь, на кладбищахъ, глубоко благодѣтельное дѣйствіе своей молитвы. Могилы близкихъ сердцу, являясь для живыхъ предметомъ священнымъ, благоговѣйно охраняемымъ и благопримѣтно содержимымъ, много назидательнаго, утѣшительнаго и спасительнаго могутъ сказать уму и сердцу молящихся.

Дорогія могилы живѣе напоминаютъ о кратковременности земной жизни, о неизбѣжной для всѣхъ смерти и о нашемъ небесномъ отечествѣ. Здѣсь, на холмахъ надгробныхъ, яснѣе сознается истина, что всѣ земныя блага не доставятъ надлежащаго счастія, здѣсь сильнѣе чувствуется необходимость исправить свою жизнь, настойчивѣе является стремленіе достигнуть райскаго блаженства, которымъ вѣчно и вкупѣ будутъ наслаждаться всѣ благочестно, по-христіански, пожившіе и скончавшіеся. (Изъ Сбор. кр. поуч. свящ. Андрея Смирнова, кн. 3-я, стр. 90).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 52-53.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.