Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

Недѣля св. женъ мѵроносицъ.
13. О постоянствѣ любви къ Господу и ближнимъ.

Нынѣ св. Церковь благочестиво воспоминаетъ св. женъ мѵроносицъ, Іосифа аримаѳейскаго и Никодима, бывшихъ свидѣтелями смерти Христа Спасителя и проповѣдниками Его воскресенія. Мѵроносицы жены, получившія свое названіе отъ того, что приносили ко гробу мѵро для помазанія пречистаго тѣла Его, показали великую свою любовь ко Господу. Онѣ небоязненно еще зѣло рано, минувшей субботѣ, спѣшили ко гробу Іисуса Христа, не обращая вниманія ни на какія препятствія. Онѣ какъ бы забыли о томъ, что ихъ можетъ оскорбить грубая римская стража и не допустить исполнить доброе дѣло, а думали только о томъ, кто отвалитъ имъ камень отъ дверей гроба, какъ будто могло статься, чтобы бодрствующая стража позволила кому-нибудь коснуться камня. Но что же? Любовь и усердіе мѵроносицъ увѣнчались успѣхомъ; онѣ благополучно достигли мѣста погребенія Іисуса Христа, камень отъ гроба нашли отваленнымъ, стражу — отъ страха разбѣжавшеюся, узрѣли ангела, возвѣстившаго имъ о воскресеніи Господа, а потомъ и Самого Его, — сказавшаго: «радуйтеся!» (Матѳ. 28, 9). Какое великое вознагражденіе за трудъ любви! Мѵроносицы, отъ глу/с. 56/бокой печали, забывшія обѣтованія Спасителя въ третій день воскреснуть, пришли помазать ароматами умершаго, а нашли воскресшаго, и первыя вкусили святую радость воскресенія.

Іосифъ, прозванный аримаѳейскимъ, по рожденію своему въ г. Аримаѳеѣ, богатый человѣкъ, знаменитый членъ совѣта іудейскаго, мужъ благочестивый, былъ потаеннымъ сперва ученикомъ Іисуса Христа, страха ради іудейска. Никодимъ отъ фарисей, князь жидовскій и учитель израилевъ (Іоан. 3, 1. 10), также былъ первоначально потаеннымъ ученикомъ Спасителя. Извѣстно, что, когда Іисусъ Христосъ предалъ на крестѣ Духъ Свой Богу Отцу, Іосифъ выпросилъ у Пилата тѣло Іисусово и снялъ Его со креста; пришелъ также и Никодимъ. Обвивъ тѣло плащаницею чистою съ благовоніями, они, по обычаю іудейскому, погребли Его въ новомъ гробѣ въ саду Іосифа. За свою вѣру и любовь ко Господу Іосифъ и Никодимъ претерпѣли гоненіе отъ іудеевъ; но, не смотря на то, остались вѣрными ученію Христову.

Да восхвалимъ же нынѣ, вѣрніи, Іосифа чуднаго, купно съ Никодимомъ и мѵроносицами вѣрными! Іосифъ и Никодимъ явили высокій примѣръ любви къ Господу Іисусу и твердость благочестиваго характера противъ злобы и гоненія своихъ единоплеменниковъ.

Какое назиданіе извлечемъ мы для себя, братія, изъ примѣра св. женъ мѵроносицъ, Іосифа и Никодима?

Возьмемъ у нихъ урокъ постоянства любви къ своему Спасителю и вѣрности Ему, а затѣмъ къ ближлимъ, которыхъ должны любить мы.

Кто истинно любитъ своего Господа? Тотъ, кто во всѣхъ обстоятельствахъ жизни, каковы бы ни были они — радостны или горестны, пріятны или непріятны, одинаково остается вѣренъ Ему, благодаритъ Его въ счастіи, славитъ и въ несчастіи, — кто въ умиленіи сердца говоритъ: слава Богу за все, за все, что ни случается со мною по Твоей волѣ, Господи, — все для меня къ лучшему. Кто истинно любитъ Господа? Конечно тотъ, кто исполняетъ заповѣди Его, и для прославленія Его имени и изъ благодарности за благодѣянія готовъ пожертвовать для него всѣмъ, даже жизнію своею, готовъ перенесть всѣ гоненія, всѣ мученія за вѣрность Его ученію въ своихъ мысляхъ и въ своей жизни. Имѣемъ ли мы такую любовь къ своему Господу, чтобы никакія бѣды не могли поколебать ее? О, дай Богъ всѣмъ имѣть ее! А бываетъ такъ, что на словахъ и по чувству мы кажемся готовы на всѣ жертвы для Бога, — а придется до дѣла, потребуются доказательства нашего самоотверженія для благочестія, мы становимся робкими, /с. 57/ нерѣшительными, уклончивыми; потребуется борьба съ какими либо препятствіями, особенно сильными, и мы уступаемъ безъ борьбы, чтобы не нажить себѣ непріятностей и враговъ. Не таково свойство постоянной и твердой любви къ Господу: она мужественна, крѣпка, какъ смерть, непоколебима, какъ правда Божія. Во всѣхъ сихъ препобѣждаемъ за Возлюбльшаго ны (Рим. 8, 38) Христа, говорилъ ап. Павелъ, и любящему крѣпко Господа все споспѣшествуетъ во благо; раньше ли, позже ли, онъ остается побѣдителемъ зла, а главное: пребываетъ всегда любимымъ чадомъ Божіимъ.

Постоянный и вѣрный любви къ Господу, постояненъ также и вѣренъ своей любви къ людямъ и наоборотъ. А какъ бываетъ большею частію въ свѣтѣ? Любять ближнихъ чаще всего по разсчету и непрочно, неискренно и нетвердо. Когда тотъ или другой человѣкъ кому нуженъ, стараются ему показать благорасположеніе, услужливость, лесть, подобострастіе; перестаютъ въ немъ нуждаться, его забываютъ, и нерѣдко осуждаютъ, позорятъ. Когда человѣкъ въ богатствѣ, въ чести, въ славѣ и съ вліяніемъ на судьбу другихъ, его видимо уважаютъ, заискиваютъ, любятъ; но превратилось колесо его счастія, измѣнилось его положеніе, и «ближніе его отдалече сташа» (Псал. 37, 13), несчастнаго оставляютъ и унижаютъ даже облагодѣтельствованные имъ: являются, правда, и утѣшители, но больше на словахъ; а оказать помощь бѣдствующему дѣломъ рѣдко, рѣдко кто рѣшится. А какъ дорогá любовь и участіе въ несчастіи! И тутъ-то познаются истинные друзья, и тутъ-то проба вѣрности людей другъ другу. Истинно любящій и вѣрный себѣ христіанинъ не устрашится никакихъ жертвъ для ближняго въ трудныхъ его обстоятельствахъ.

Братія! Будемъ помнить урокъ, данный намъ нынѣ примѣромъ св. женъ мѵроносицъ и праведныхъ Іосифа и Никодима о постоянствѣ любви къ Господу и ближнимъ нашимъ. Аминь. (Сост. по «Слов. и рѣч.» Леонтія, митр. моск., т. 1-й, изд. 1888 года).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 55-57.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.