Церковный календарь
Новости


2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

Недѣля св. женъ мѵроносицъ.
16. О правахъ и значеніи женщины.

Въ день, посвященный памяти св. женъ мѵроносицъ, благовременно сказать нѣсколько словъ о правахъ и значеніи женщины, какія приписываетъ имъ христіанское ученіе.

Въ сравненіи съ мужчиною, Слово Божіе женщину называетъ немощнымъ сосудомъ женскимъ (1 Петр. 3, 7). Мужчина одаренъ большими силами — и душевными и тѣлесными, нежели женщина. Несмотря на это, христіанскій мужъ долженъ относиться къ женѣ своей съ полнымъ уваженіемъ; долженъ видѣть въ ней такую же, какъ онъ, человѣческую личность, подругу и помощницу, имѣющую свои достоинства, какихъ не имѣетъ онъ: мужчина могучѣе, умнѣе женщины; зато женщина болѣе его чувствительна, скромна, покорна. Мужчина въ потѣ лица пріобрѣтаетъ насущный хлѣбъ; зато жена въ великихъ болѣзняхъ раждаетъ чадъ, несравненно большіе труды переноситъ въ воспитаніи дѣтей, на ней лежатъ обязанности домашняго хозяйства. Самая слабость женщины должна располагать мужа не къ порабощенію ея подъ свою власть, а охранять ее, помогать ей, защищать ее.

Мужъ, по слову Божію, есть глава жены (Еф. 5, 23), но не въ смыслѣ владычества надъ нею. Онъ есть глава жены такъ же, /с. 63/ якоже и Христосъ есть Глава Церкви. Но какъ являетъ Себя Христосъ, будучи Главою Церкви? Всѣ несовершенства, всѣ немощи и пороки ветхозавѣтной церкви Онъ принялъ на Себя. Чтобы возсоздать, очистить, освятить ее для этого Онъ пожертвовалъ собственною жизнію, до того возлюбилъ ее, что Себе предаде за ню. Вотъ образецъ христіанскихъ отношеній мужа къ женѣ! Если есть какіе недостатки, пороки въ женѣ, — а въ комъ ихъ нѣтъ! — мужъ долженъ исправлять ихъ благоразумными внушеніями, благодушно переносить ихъ. «Если будетъ въ ней какой порокъ, учитъ св. Іоаннъ Златоустъ, то не жену отвергай, а истребляй въ ней этотъ порокъ» (Бесѣда 20 на посл. къ Еф.). Если должно носить тяготы другъ друга, то тѣмъ болѣе должно переносить терпѣливо недостатки жены своей; не гнѣваться, увѣщевать, вразумлять ее. «Мужъ и жена, учитъ святитель Тихонъ Задонскій, должны другъ другу въ немощахъ снисходить, и любовію другъ друга терпѣть, и тогда согласіе и миръ соблюдется» (Т. 1-й, стр. 214).

Жены своимъ мужемъ повинуйтеся во всемъ, якоже Господу, жена да боится своего мужа, заповѣдуетъ женамъ св. ап. Павелъ. Но это повиновеніе, этотъ страхъ должны быть не рабскіе, не наружные, а душевные, искренніе, происходящіе изъ любви, изъ уваженія, изъ преданности къ своему мужу, подобные тому, какіе дѣти должны имѣть къ своимъ родителямъ, какіе всѣ мы должны имѣть къ Богу; потому-то и сказано: жены своимъ мужемъ повинуйтеся во всемъ якоже Господу, т. е. Господу Богу. Мужъ и жена составляютъ одну плоть, совершенно равны между собою. «Поступать съ своею женою, какъ съ рабою, тѣмъ болѣе обижать, бить свою жену, говоритъ тотъ же Златоустъ, есть крайнее безчестіе для мужа. Сохрани насъ Богъ отъ такого грѣха» (Бесѣда 26 на 1-е посл. къ Кор.).

Назначеніе и обязанности жены тотъ же вселенскій учитель описываетъ такъ: «Жена обручена мужу для общенія въ жизни, для рожденія и воспитанія дѣтей; для того, чтобы беречь домъ, сохранять имъ пріобрѣтенное, съ бережливостію употреблять доходы мужа и стараться о домѣ». Какъ ни малъ, повидимому, этотъ кругъ ея дѣятельности, но она, не выходя изъ него, не вступая въ права и дѣла мужа, можетъ быть не менѣе полезною въ общей человѣческой дѣятельности, какъ и мужъ. Благоустроенное хозяйство, доброе воспитаніе дѣтей — это главная основа благоустройства цѣлыхъ человѣческихъ обществъ, государствъ. И жена съ своей стороны, почитая высокое достоинство своего мужа, какъ главы, снисходя къ его недостаткамъ и слабостямъ, какъ человѣка, должна быть къ нему внимательна, почтительна, покорна. Живя /с. 64/ болѣе среди тихой семейной жизни, болѣе кроткая и нѣжная по сердцу, она имѣетъ полную возможность и необходимую обязанность успокоивать мужа своего ласковымъ обращеніемъ, своимъ нѣжнымъ участіемъ въ его заботахъ и трудахъ. Должна вести себя такъ, чтобы мужъ смотрѣлъ на свой домъ, какъ на пристанище, въ которомъ онъ можетъ найти любовь, міръ, спокойствіе, чтобы по окончаніи своихъ дѣлъ онъ спѣшилъ къ себѣ, къ женѣ своей, а не искалъ развлеченій въ какихъ нибудь другихъ мѣстахъ.

Главная заслуга благочестивой жены христіанской — это ея семейныя добродѣтели. У насъ нерѣдко слышится такая присловица: «женится, перемѣнится». Это говорится о тѣхъ мужахъ, которые проводятъ молодость свою легкомысленно и совращаются съ пути добродѣтели. И дѣйствительно, нерѣдко бываетъ съ ними счастливая перемѣна, когда они вступаютъ въ бракъ съ супругами, исполненными христіанскаго благочестія. Добродѣтель жены, ея невинность и чистота сердца, ея благочестіе и кротость заставляютъ полюбить добородѣтель и такого мужа, который не зналъ ея. Онъ тутъ только познаетъ, что добродѣтель можетъ доставить человѣку счастіе и на землѣ, счастіе тихое, спокойное, невозмутимое и незамѣнимое.

Если-же испорченность мужа такъ велика, что добродѣтель жены бываетъ недѣйствительною для него, то и тутъ благочестіе ея не остается безъ добрыхъ послѣдствій. Она, какъ вѣрующая несомнѣнно, что все творится по волѣ Божіей, безропотно покоряется своей судьбѣ, несетъ ее какъ крестъ, Богомъ на нее возложенный, не ропщетъ, не жалуется предъ людьми, а предъ однимъ Создателемъ изливаетъ въ молитвѣ горести своего сердца и тѣмъ утѣшаетъ себя и сплетаетъ себѣ на небеси вѣнецъ безсмертія; между тѣмъ домъ ея, дѣти ея, порядокъ домашній — все руководится ею настолько, насколько оставлено ея волѣ и власти ея недостойнымъ мужемъ. — А что въ ея положеніи дѣлаетъ жена, чуждая благочестія? Упреки, ропотъ, жалобы разрываютъ всякую добрую связь между супругами; отсюда происходятъ всѣ, возмущающія душу, семейныя несчастія, отсюда безстыдныя хулы, низкія клеветы, позорное мщеніе, отсюда все, что прогнѣвляетъ небеса. И такимъ образомъ жена, имѣвшая несчастіе вступить въ супружество съ слабымъ мужемъ, сама дѣлается достойною своего несчастія и лишается послѣдняго утѣшенія — состраданія ближнихъ и надежды на Бога.

Но если благочестіе жены имѣетъ благотворное вліяніе на мужа, то что сказать о дѣтяхъ? О, тутъ заслуга добродѣтельной матери превыше всякой хвалы. Конечно, всякій, имѣвшій счастіе /с. 65/ находиться въ юности подъ руководствомъ благочестивой матери, сознается, что онъ многое сохранилъ и доселѣ изъ ея добрыхъ наставленій, а другіе сознаются и въ томъ, что въ нихъ только то и сохранилось, что внушено имъ матерями, а прочее все — то, что внушалось имъ при дальнѣйшемъ ихъ воспитаніи, — стерто ими изъ памяти, въ вихрѣ суеты и суемыслія. — Такъ, благочестивая мать заботится не объ одномъ физическомъ воспитаніи, она съ первыхъ понятій своего дитяти внушаетъ ему понятіе о Богѣ, научаетъ его почитать Бога, любить Его, молиться Ему, знакомитъ его съ обязанностями христіанина, словомъ, со всѣмъ усердіемъ и заботливостію дѣлаетъ все, что возможно, чтобы вселить въ него вѣру въ Бога и любовь къ Его святому закону. Но она чувствуетъ немощь свою, вѣдаетъ, что всуе пребудутъ ея труды, если не Господь будетъ ей помощникомъ, и потому она часто и отъ всего сердца прибѣгаетъ къ Господу, прося Его излить Свою милость и благодать на ея дѣтей.

Какъ умилительно видѣть мать, которая ночью, когда весь домъ покоится глубокимъ сномъ, забывъ иногда недуги, презирая усталостью, слѣдствіемъ ея дневныхъ усиленныхъ трудовъ, въ тиши ночной, становится на молитву и здѣсь, предъ св. ликами Господа и Владычицы небесной съ горячими слезами умиленія испрашиваетъ у Нихъ покровительства своимъ дѣтямъ и паче всего доброй христіанской нравственности! Но ее видитъ одинъ Господь и, конечно, благодатнымъ образомъ вѣщаетъ ей: жено, буди тебѣ, яко-же хощеши.

Таковы дѣйствія благочестивой христіанской жены! Какъ они утѣшительны, пріятны Богу и достойны подражанія! О, благочестіе есть лучшее, драгоцѣннѣйшее и полезнѣйшее украшеніе христіанскихъ женъ! Оно возбуждаетъ въ самыхъ порочныхъ людяхъ уваженіе къ нимъ, оно низводитъ на нихъ, а чрезъ нихъ и на всѣхъ ихъ окружающихъ — мужа, дѣтей, благодать Божію, которая, осѣняя такой домъ, предохраняетъ его отъ пороковъ, изливаетъ на него миръ и спокойствіе, дѣлаетъ его домомъ чадъ Божіихъ, между коими обитаетъ Самъ Богъ.

Возлюбите же, христіанскія жены, благочестіе, возлюбите силу, славу и украшеніе вашего пола! Съ благочестіемъ вы разливаете на всѣхъ окружающихъ васъ счастіе и радость; безъ благочестія нѣтъ близъ васъ мира и тишины, нѣтъ чистой, непорочной радости; безъ благочестія близъ васъ мракъ, порокъ и суета. Аминь. (Сост. по поуч. о. прот. І. Исполатова, СПб., изд. 1890 г.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 62-65.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.