Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

Недѣля о разслабленномъ.
18. О разслабленіи душевномъ.

Въ чтенномъ нынѣ евангеліи повѣствуется о исцѣленіи Господомъ разслабленнаго при овчей купели. Овчею купелею называется источникъ, имѣющій чудесную силу; при немъ было устроено пять притворовъ, въ которыхъ помѣщались всякаго рода больные. Здѣсь находился разслабленный, болѣзнь котораго состояла въ томъ, что онъ почти не могъ двигать своими членами. Онъ страдалъ уже давно, именно тридцать восемь лѣть. Милосердному Господу угодно было исцѣлить его. «Хочешь ли быть здоровымъ?» спросилъ его Господь. Когда онъ отвѣтилъ, что желаетъ, но не имѣетъ человѣка, который довелъ бы его до источника, когда источникъ получаетъ цѣлебную силу, (а это было разъ въ годъ, когда сходилъ ангелъ и возмущалъ воду); тогда Господь сказалъ ему: «встань, возьми одръ твой и ходи». По всемогущему слову /с. 68/ Господню разслабленный тотчасъ же почувстововалъ себя здоровымъ и сильнымъ, взялъ постель свою и пошелъ.

Кого напоминаетъ этотъ разслабленный? По внутреннему, духовному состоянію, разслабленный это — каждый человѣкъ: душа каждаго человѣка поранена недугомъ грѣха, а посему всѣ мы нуждаемся въ исцѣленіи и благодатной помощи Божіей не менѣе, чѣмъ этотъ разслабленный. Какъ разслабленный не могъ двинуть ни однимъ членомъ, такъ и мы безсильны для всякаго движенія къ добру, потому что сила грѣха оковала наши члены; она лишила умъ его природной свѣтлости, омрачила духовное зрѣніе; она лишила силы волю нашу и произвела безпорядокъ въ желаніяхъ нашихъ; она заразила смертоноснымъ ядомъ сердце наше, сдѣлала источникомъ злобы и нечистоты. Это грѣховное поврежденіе души болѣе опасно для насъ, чѣмъ всевозможныя тѣлесныя болѣзни. Какова бы ни была болѣзнь тѣла, она или прекращается чрезъ выздоровленіе, или же окончится со смертію тѣла. Не то съ болѣзнію души.

Душа наша не перестанетъ жить послѣ смерти тѣла, будетъ существовать вѣчно, и если отойдетъ изъ этого міра неочищенной отъ грѣховной нечистоты, то понесетъ вѣчное наказаніе. Посему, братія, не будемъ безпечны, обратимъ вниманіе на внутреннее наше состояніе. Не грѣшимъ ли мы умомъ? Нынѣ многіе грѣшатъ умомъ. О болѣзненномъ состояніи ума святитель Тихонъ такъ говоритъ: «Вся тварь, небо, солнце, луна, звѣзды, земля и исполненія ея, какъ устами, повѣдаютъ славу Божію, но грѣшникъ не чувствуетъ и не трепещетъ. Не явно ли изъ сего болѣзненное состояніе ума? Сынъ отца, отъ котораго рожденъ и воспитанъ, рабъ господина, которому принадлежитъ, познаетъ; но грѣшникъ Бога, Господа и Отца своего, отъ Котораго созданъ, отъ Котораго сохраняется, питается, одѣвается, не познаетъ».

Весьма многіе нынѣ раздѣляютъ суетныя и лживыя ученія, внутренно и внѣшне отпадаютъ отъ св. вѣры и церкви, какъ новѣйшіе невѣрующіе, раскольники и разные сектанты. Если много грѣшатъ умомъ, то еще болѣе грѣшатъ сердцемъ. По слову Спасителя, сердце наше есть зараженный грѣхомъ источникъ, отравляющій ядомъ грѣха жизнь нашу: «отъ сердца бо, говоритъ Спаситель, исходятъ помышленія злая, убійства, прелюбодѣянія, любодѣянія, татьбы, лжесвидѣтельства, хулы» (Матѳ. 7, 19).

Каждый по своему опыту знаетъ, что мы любимъ все грѣховное. Мы любимъ прежде всего самихъ себя, любимъ все пріятное, выгодное, все же доброе и душеполезное кажется намъ тяжкимъ, какъ напримѣръ: смиреніе, нестяжательность, воздержаніе, молит/с. 69/ва, постъ. Да если бы мы и желали достичь совершенства христіанскаго и любили бы добродѣтель, то въ насъ не найдется достаточно силы, чтобы въ жизни, на дѣлѣ, исполнять то, чего требуетъ долгъ христіанскій. Это оттого, что и воля наша повреждена грѣхомъ. Иногда человѣкъ желаетъ сдѣлать что-нибудь доброе, но бываетъ часто не въ силахъ выполнить намѣренія. Примѣры этого постоянны.

Видитъ, напримѣръ, человѣкъ, что его одолѣваетъ какая-нибудь страсть, — къ вину, къ игрѣ, деньгамъ, къ чувственнымъ удовольствіямъ, видитъ пагубность духовнаго плѣна, борется съ самимъ собой, и однако чаще всего побѣждается страстію и падаетъ: «что лодка или судно на рѣкѣ, любомудрствуетъ святитель Тихонъ, то человѣкъ въ житіи... Ко плоти, ко прихотямъ и страстямъ и ко злой волѣ своей самъ собою легко плыветъ, какъ судно внизъ рѣки само собою плыветъ. Но противъ злой воли жить, покоряя ее волѣ Божіей, и противъ страстей и прихотей стоять и подвизаться по-христіански, намъ самимъ такъ неудобно и невозможно, какъ судну безъ гребцовъ и парусовъ противъ быстрины рѣчной плыть. На всякое убо время, часъ и минуту мы требуемъ Божіей благости».

Такъ, братія, какъ по состоянію нашего ума, такъ же сердца и воли, мы — тѣ же разслабленные, и такъ же нуждаемся въ Божественной помощи, какъ и тотъ разслабленный, котораго исцѣлилъ Христосъ. Будемъ по сему постоянно прибѣгать ко Христу Спасителю съ усердною мольбою о помощи; исповѣдуемъ Ему свою немощь, свое безсиліе; исповѣдуемъ Ему и желаніе наше исцѣлиться духовно. И милосердый Господь подастъ намъ руку помощи, всемогущею силою Своею воздвигнетъ насъ, какъ нѣкогда разслабленнаго, изъ глубины грѣховной и исцѣлитъ насъ. (Воскр. Бесѣд. 1897 г. № 18).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 67-69.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.