Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

Недѣля о разслабленномъ.
19. Грѣхъ и наказаніе за него.

Се, здравъ еси: ктому не согрѣшай, да не горше ти что будетъ (Іоан. 5, 14).

Такъ сказалъ Спаситель разслабленному. Значитъ, тяжкая болѣзнь, отъ которой онъ лежалъ безъ движенія 38 лѣтъ, была наказаніемъ Божіимъ за грѣхъ, содѣланный имъ. Какой это былъ грѣхъ, Евангеліе не говоритъ и тѣмъ даетъ намъ знать, что подобное несчастіе можетъ постигнуть человѣка за всякій грѣхъ. Это — ядъ, который дѣйствуетъ разрушительно на тѣло наше, иногда медленно, иногда съ поразительною быстротою, но всегда разру/с. 70/шительно. Объ этомъ свидѣтельствуетъ и ежедневный опытъ каждаго человѣка, и Слово Божіе, и исторія. «Многи раны грѣшному» (Псал. 31, 10). «Нѣсть мира въ костѣхъ моихъ отъ лица грѣхъ моихъ», говоритъ св. Давидъ (Псал. 37, 4). «Мужіе кровей и льсти не преполовятъ дней своихъ» (Псал. 54, 5). Отъ грѣха происходятъ и всѣ наши несчастія.

А между тѣмъ какія радости и удовольствія обѣщаетъ намъ грѣхъ!

«Взыду на небо и поставлю престолъ выше звѣздъ небесныхъ, буду подобенъ Вышнему», мечталъ Денница. А вотъ конецъ мечтаніямъ: «нынѣ во адъ снидеши, въ основанія земли». «Будете, яко бози», шепчетъ діаволъ человѣку, и человѣкъ, возмечтавшій быть богомъ, прилагается скотомъ безсмысленнымъ и уподобляется имъ. «Тогда я только буду спокоенъ, когда не буду видѣть брата моего», думаетъ Каинъ; и поднимаетъ руку на брата своего, и съ тѣхъ поръ ни минуты, ни днемъ, ни ночью не имѣетъ покоя, стеня и трясыйся проводитъ свою мятежную жизнь, всѣхъ людей боится, собственной тѣни страшится. «Разорю житницы моя и большія созижду и реку душѣ моей: ѣшь, пей, веселись», говоритъ самъ себѣ богачъ евангельскій, и вотъ онъ ѣсть и не насыщается, пьетъ и не напивается, собралъ много, а хочетъ собрать еще болѣе; довольства у него нѣтъ; о счастіи нечего и говорить. Деньги, говорятъ, богъ, которому всѣ служатъ; на деньги все можно купить. Все? Но не купишь мира душевнаго, не купишь счастіе. Соберу побольше, и всѣ будутъ служить мнѣ: тогда-то я буду свободенъ. Собираетъ, и что же? Самъ становится рабомъ этихъ денегъ. Мечтаетъ Гіезій, какъ хорошо ему будетъ, когда онъ обманомъ получитъ отъ Неемана два таланта! Получаетъ, но увы, получаетъ съ ними и проказу Неемана. Сколько богатыхъ, страдающихъ отъ болѣзней! Они никогда не знали бы этихъ болѣзней, если бы не были богаты. Сластолюбецъ, конечно, въ сластолюбіи видитъ верхъ удовольствія, но кто болѣе всѣхъ лѣчится? Кому болѣе всѣхъ, не по имени только извѣстны эти многоразличные недуги чрева какъ не чревоугоднику? И что болѣе всего сокращаетъ нашу жизнь, какъ не этотъ порокъ? Сладострастникъ подвергается такимъ болѣзнямъ, о нихже срамно есть и глаголати. Иногда онъ, какъ Иродъ, убійца виѳлеемскихъ младенцевъ, живой согниваетъ. Лжецъ, конечно лжетъ, чтобы ему вѣрили, а кончаетъ тѣмъ, что ему не вѣрятъ и тогда, когда онъ говоритъ правду. Гордый хочетъ возвыситься выше всѣхъ и какъ часто становится ниже всѣхъ! Навуходоносоръ дѣлается безумнымъ отъ гордости. Аманъ повѣшенъ на той висѣлицѣ, которую уготовалъ Мардохею; /с. 71/ вельможи сирійскіе погибаютъ въ львиномъ рвѣ, который они уготовали Даніилу. Пріявшіе мечъ, отъ меча погибаютъ. Захватывающіе чужое теряютъ и свое, а кроткіе наслѣдуютъ землю. Вѣрно слово и всякаго пріятія достойно: «изрываяй яму ближнему, впадетъ въ ню» (Прич. 26, 27). Кто чѣмъ согрѣшаетъ, тотъ тѣмъ и наказывается. Печальныя послѣдствія грѣха идутъ и въ потомство, заражаютъ нашихъ дѣтей и внуковъ, такъ что они уже раждаются съ склонностію къ грѣху родительскому, а иногда и прямо съ болѣзнями ихъ родителей. «Какъ ты забылъ законъ Бога твоего, такъ Я забуду дѣтей твоихъ» (Осіи 4, 6). Какія страшныя слова! «Я Господь Богъ твой, наказывающій дѣтей за вину отцовъ даже до третьяго и четвертаго рода».

Будемъ, братіе, бояться болѣе всего грѣха. Господь на всякомъ мѣстѣ не только Своею благодатію, но и правосудіемъ Своимъ. Будемъ помнить Слово Божіе что только родъ правыхъ благословится и сѣмя ихъ наслѣдитъ землю (Ис. 3, 2). А беззаконные будутъ истреблены съ земли и вѣроломные искоренены на ней (Псал. 36, 20. 28. 29). («Душеп. Чтеніе», 1888 г., май, стр. 99).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 69-71.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.