Церковный календарь
Новости


2018-11-19 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 5-е основаніе (1992)
2018-11-19 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 4-е основаніе (1992)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 19 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

Преполовеніе Пятидесятницы.
21. О Божествѣ Іисуса Христа.

Въ преполовеніе праздника кущей, установленнаго въ память сорокалѣтняго странствованія евреевъ въ пустынѣ и продолжавшагося семь дней, Іисусъ Христосъ пришелъ въ церковь — въ храмъ Іерусалимскій и училъ народъ. Какія истины входили на тотъ разъ въ составъ Его ученія, св. Евангелистъ Іоаннъ Богословъ сего не объясняетъ. Но Спаситель училъ іудеевъ съ такимъ Божественнымъ полномочіемъ, такъ дивно и столь внятно, съ такимъ всесторотшимъ и глубокимъ вѣдѣніемъ св. Писаній, что всѣ слышавшіе съ удивленіемъ спрашивали другъ у друга: како сей книги вѣсть, не учився? (Іоан. 7, 15). Откуду сему сія? (Марк. 6, 2). Уже самая эта сила проповѣди показывала въ лицѣ Господа нашего Іисуса Христа не человѣка, достигающаго свѣдѣній путемъ долговременнаго книжнаго наученія, но существо высшее, — Богочеловѣка, обѣтованнаго Мессію. Мое ученіе, которому вы такъ дивитесь, говоритъ Онъ, нѣсть Мое, но пославшаго Мя, т. е. Отца, Котораго евреи признавали своимъ Богомъ (Іоан. 8, 54). Сими словами Господь утвердилъ божественное происхожденіе Своего ученія и догматъ о Своемъ отношеніи къ Богу Отцу, ясно показывая, что Онъ Сынъ Божій, единосущный Отцу.

Іудеи, по причинѣ такого божественнаго ученія и многочисленныхъ чудесъ Спасителя, не могли отвергать Его божественнаго достоинства, однако продолжали спрашивать другъ у друга: егда воистину сей есть Христосъ? (Іоан. 7, 26). По поводу такихъ притворныхъ сомнѣній Іисусъ Христосъ, возвысивъ Свой божественный гласъ, и обнаруживая сердечныя мысли евреевъ, со всею ясностію показалъ, что Онъ есть истинный Мессія, говоря какъ бы такъ: «какъ вы говорите, что не знаете Меня? И Мене вѣсте, и вѣсте, откуда есмь: и о Себѣ не пріидохъ, но есть истиненъ пославый Мя; Азъ вѣмъ Его, яко отъ Него есмь и Той Мя посла». (Іоан. 7, 28-29). Слова: Азъ вѣмъ Его, т. е. Бога Отца, показываютъ, что Господь Іисусъ Христосъ есть одно изъ Лицъ Св. Троицы: ибо никто же знаетъ Сына, токмо Отецъ, ни Отца кто знаетъ токмо Сынъ (Матѳ. 11, 27), и Сынъ единородный, Сый въ лонѣ Отчи (Іоан. 1, 18; 6, 46). Слова: яко отъ Него есмь, внушали іудеямъ, — и это уже не въ первый разъ, — что Іисусъ Христосъ получилъ предвѣчное Свое рожденіе отъ Бога Отца, и есть Сынъ Божій; а слова: и Той Мя посла, и есть истиненъ пославый Мя, внушали, что Онъ дѣйствительно обѣтованный Мессія, посланный съ неба отъ Бога Отца, какъ было обѣщано, для искупленія рода человѣческаго.

/с. 74/ Какъ іудеи приняли эту рѣчь Спасителя о Его божественномъ Лицѣ и ученіи, и объ истинности Его посланничества отъ Отца? Изъ народа многіе, слышавшіе ученіе сіе, вѣроваху въ Него (Іоан. 7, 31). А фарисеи послали слугъ, да имутъ Его. Такъ безразсудно и несправедливо всегда дѣлаютъ люди въ помраченіи отъ страстей! Слуги, пришедши ко Христу и видя, что Онъ бесѣдуетъ съ народомъ, остановились послушать, и такъ были увлечены правдою, силою и сладостію Его проповѣди, что ни у кого не нашлось дерзости возложить Нань руцѣ. И когда, по возвращеніи слугъ, фарисеи спросили ихъ: почто не приведосте Его? Они простосердечно отвѣчали: николиже тако есть глаголалъ человѣкъ, яко сей человѣкъ. Такъ и слуги признали, что ученіе Іисуса Христа есть ученіе свыше-человѣческое, какъ сказалъ и Христосъ: Мое ученіе нѣсть Мое, но пославшаго Мя, т. е. Бога Отца, и что Самъ Онъ, по свойству сего ученія, не есть обыкновенный пророкъ, но Пророкъ Мессія.

Истина, что Іисусъ Христосъ есть истинный Богъ, достойна всего нашего вниманія. Вникнемъ въ нее.

Читая св. Евангеліе безъ предразсудковъ, тотчасъ видимъ, что нельзя намъ признавать Іисуса Христа не только простымъ человѣкомъ, но и ангеломъ. Онъ вдругъ явился всенароднымъ учителемъ, и — училъ нравственности столь чистой, совершенной и соотвѣтственной всѣмъ потребностямъ человѣческой природы, что такъ не училъ до Него совершенно ни одинъ мудрецъ. О будущихъ событіяхъ, о будущей судьбѣ собственной, о будущей судьбѣ Своихъ учениковъ и Своихъ сотечественниковъ говорилъ Онъ, какъ о дѣлѣ настоящемъ. Древніе пророки начинали свою проповѣдь такъ: сія или тако глаголетъ Господь; Іисусъ Христосъ почти всегда говорилъ отъ собственнаго лица: Азъ глаголю вамъ (Матѳ. 5, 22. 28); Азъ посылаю вы (Іоан. 20, 21); Азъ дамъ вамъ уста (Лук. 21, 15) и т. п. Словомъ, въ Іисусѣ Христѣ видны мудрость и величіе совершенно не человѣческія, Божественныя.

Смотря на Его чудотворенія, видимъ въ Немъ неограниченнаго Властителя всѣхъ силъ природы и всѣхъ духовъ. Когда Онъ выражалъ какое-либо желаніе или повелѣніе, тогда всѣ стихіи міра тотчасъ оказывали покорность Ему. Онъ нѣкогда далъ знакъ бурѣ и волнующемуся морю; буря тотчасъ прекратилась, и море утихло (Матѳ. 8, 26). По Его дозволенію ап. Петръ ходилъ въ бурю по морскимъ волнамъ, какъ по землѣ (Матѳ. 14, 28-29). Онъ произносилъ только слово или касался только рукою, и — слѣпые получали зрѣніе, глухіе — слухъ, нѣмые — употребленіе языка, разслабленные — силу и крѣпость (Матѳ. 4, 23-24). Онъ будилъ умер/с. 75/шихъ, какъ бы спящихъ, — и умершіе тотчасъ пробуждались, вставали въ полной силѣ и продолжали жить (Іоан. 11, 43). Онъ повелѣвалъ злымъ духамъ, мучившимъ людей, оставить тѣхъ людей, и — бѣсы тотчасъ покорялись Ему (Лук. 4, 35) и пр.

Посмотрите еще на сердце Христово: какъ оно прекрасно! Какой оно исполнено любви и нѣжности! Всякое слово, всякое дѣйствіе Іисуса Христа — любовь! Всякій день непрерывно то утѣшалъ Онъ несчастныхъ, то исцѣлялъ больныхъ, то выводилъ заблуждающихъ на путь истины! Какъ нѣжно обращался Онъ съ невинными душами! Съ какою любовію привлекалъ къ Себѣ грѣшниковъ! Какъ Онъ радъ былъ прощать грѣхи ихъ! Какъ великодушно Онъ платилъ Своимъ врагамъ за всѣ ихъ оскорбленія благодѣяніями! Какъ плакалъ Онъ объ ужасной судьбѣ, долженствовавшей постигнуть развратный и ожесточенный Іерусалимъ!

Намѣреніе, съ какимъ Іисусъ Христосъ дѣйствовалъ, всегда было совершенно чисто. Во всю Его земную жизнь у Него ничего не было въ виду, кромѣ просвѣщенія, вразумленія, исправленія — спаcенія людей и славы Своего Отца — Бога.

Въ Іисусѣ Христѣ не видимъ не только никакого порока, но даже недостатка! На Него непрерывно обращены были тысячи самыхъ зоркихъ глазъ. Его враги слѣдили за Нимъ во всѣхъ положеніяхъ жизни, часто съ самымъ жаднымъ нетерпѣніемъ обличить въ какомъ-либо порокѣ, и — никогда не находили ничего.

Теперь послушаемъ, что Онъ о Себѣ говорилъ. Онъ утверждалъ о Себѣ, что былъ прежде Авраама; что Онъ имѣлъ у Своего Отца Бога славу, прежде міръ не бысть; что Онъ изшелъ и пришелъ въ міръ отъ Бога Отца; что Онъ и Богъ Отецъ едино суть что вся, елика имать Отецъ, Его суть. Кратко, ежели читать евангеліе св. Іоанна, то найдемъ очень много изреченій Іисуса Христа, ясно показывающихъ, что Онъ есть Единородный, естественный Сынъ Бога Отца и Богъ истинный.

Если при всемъ сказанномъ обратить вниманіе на чудеса, совершившіяся при Христовой смерти, — на внезапное, до 3 часовъ продолжавшееся помраченіе солнца, на землетрясеніе, на возстаніе мертвыхъ изъ гробовъ, а наконецъ на воскресеніе изъ мертвыхъ Самого Христа, которое Онъ обѣщалъ невѣровавшимъ іудеямъ въ доказательство истины Своего ученія, на Его вознесеніе на небеса и ниспосланіе Всесвятаго Духа, то никакъ не можемъ не сказать объ Іисусѣ Христѣ съ глубочайшимъ убѣжденіемъ вмѣстѣ съ сотникомъ при крестѣ: воистину Божій Сынъ бѣ сей (Матѳ. 27. 54).

/с. 76/ И св. апостолы не иначе свидѣтельствовали объ Іисусѣ Христѣ, какъ объ истинномъ Сынѣ Божіемъ и Богѣ. Ап. Павелъ говоритъ, что во Іисусѣ Христѣ живетъ всяко исполненіе божества тѣлеснѣ, т. е. явнымъ образомъ (Кол. 2, 9); что Онъ Великій Богъ и Спаситель (Тит. 2, 13); что Онъ есть Богъ, сый надъ всѣми, благословенъ во вѣки (Рим. 9, 5). Ап. Іоаннъ говоритъ, что воплотившееся Слово, Іисусъ Христосъ, есть Богъ; что вся Тѣмъ быша, и безъ Него ничтоже бысть, еже бысть (Іоан. 1, 2), т. е. Онъ Создатель міра, и въ цѣломъ мірѣ нѣтъ ничего, что создано было бы не Имъ. Ап. Іуда называетъ Его единымъ Владыкою, Богомъ, Господомъ, и отъ людей, отмещущихъ Его Божественное величіе, отвергаетъ, какъ отъ людей нечестивыхъ, пошедшихъ въ путь Каиновъ, устремившихся въ лесть мзды Валаамовы, сквернителей (Іуд. 1, 11-12).

Только при вѣрѣ въ Іисуса, какъ истиннаго Бога, исчезаютъ тѣ безчисленныя недоразумѣнія, которыя въ противномъ случаѣ никогда не покидаютъ насъ. Только при вѣрѣ въ Божество Іисуса Христа мы находимъ въ своемъ сердцѣ спокойствіе и утѣшеніе. Только при вѣрѣ въ Божество Іисуса Христа можемъ понимать причину, по которой св. пророки ветхаго завѣта постоянно говорили о Христѣ, какъ о лицѣ совершенно чрезвычайномъ.

Великій Боже, Іисусе Христе! Оживи и укрѣпи въ насъ вѣру въ Твое Божество, дабы мы, постоянно и въ настоящей, и въ будущей жизни, вмѣстѣ со всѣмъ созданіемъ, славословили Твою честь и славу и державу во вѣки вѣковъ. Аминь. (Извл. изъ «Сбор. поученій для паст.», 1864 г. и изъ «Проповѣдн. Энцикл.» прот. Гр. Дьяченко, 1903 г.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 73-76.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.