Церковный календарь
Новости


2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 94-му (1999)
2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 94-й (27 февраля 1918 г.)
2018-09-25 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу новой папской энциклики (1970)
2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 93-й (26 февраля 1918 г.)
2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

Преполовеніе Пятидесятницы.
22. О духовной жаждѣ.

Жаждай да грядетъ ко Мнѣ и піетъ (Іоан. 7, 37).

Среди храма іерусалимскаго стоялъ Христосъ Спаситель и къ наполнявшему домъ Божій, по причинѣ великаго праздника, народу простиралъ это воззваніе: аще кто жаждетъ, да пріидетъ ко Мнѣ и піетъ. Кто не почувствовалъ бы жажды при этомъ воззваніи? Кто не желалъ бы приблизиться ко Христу и вкусить питія, которое Онъ подаетъ?

Аще кто жаждетъ. Дѣло идетъ, конечно, не о тѣлесной жаждѣ, но о жаждѣ душевной, о желаніяхъ сердца, неуспокоенныхъ внутренно, неудовлетворенныхъ отвнѣ.

Аще кто жаждетъ. Это условное и раздѣлительное выраженіе подаетъ поводъ думать, что есть жаждущіе, и есть такіе, кото/с. 77/рые не имѣютъ жажды, или не довольно сознаютъ ее притупленнымъ чувствомъ, или заглушаютъ ее ложнымъ удовлетвореніемъ. Въ этомъ отношеніи надобно намъ испытать себя, въ какомъ находимся мы состояніи и что намъ дѣлать, чтобы не умереть отъ неутоленной жажды или отъ утоленія ея, погрѣшительнаго и вредоноснаго.

Нашъ умъ требуетъ познанія истины. Это есть гладъ и жажда — такое же требованіе природы, какъ требованіе пищи и питія тѣломъ. Что жъ? Удовлетворяетъ ли природа требованію разумной природы? Спросимъ болѣе основательныхъ искателей знанія; спросимъ любомудрствующихъ. Одинъ изъ достойнѣйшихъ довѣрія между ними признался, что усиліемъ любомудрствованія онъ достигъ одного только познанія: онъ узналъ, что ничего не знаетъ. То-есть: онъ узналъ, что имѣетъ жажду, и не нашелъ, чѣмъ бы удовлетворить ее. Спросимъ еще болѣе достовѣрнаго изслѣдователя; послушаемъ, что говоритъ премудрый Соломонъ: «сердце мое вдахъ, еже вѣдѣти премудрость и разумъ; и сердце мое видѣ многая, премудрость и разумъ, притчи и хитрость: уразумѣхъ азъ, яко и сіе есть крушеніе духа. Яко во множествѣ мудрости множество досады; и приложивый разумъ приложитъ болѣзнь». (Еккл. 1, 17-18). Иначе сказать: кто болѣе домогается удовлетворить жаждѣ знанія, тотъ болѣе страдаетъ жаждою, потому что, чѣмъ болѣе человѣкъ познаетъ, тѣмъ болѣе усматриваетъ, какъ мало познанное въ сравненіи съ непознаннымъ и недоступнымъ познанію.

Наша воля по своей природѣ жаждетъ добра и правды. Найдетъ ли человѣкъ полное удовлетвореніе этой жажды въ самомъ себѣ? — Нѣтъ, отвѣчаетъ премудрый и опытный Соломонъ: «нѣсть человѣкъ праведенъ на земли, иже сотворитъ благое и не согрѣшитъ» (Еккл. 7, 21). Найдетъ ли окрестъ себя? — Нѣтъ отвѣчаетъ и на это Соломонъ: «обратихся азъ, и видѣхъ вся оклеветанія, бывающая подъ солнцемъ, и се слезы оклеветанныхъ, и нѣсть имъ утѣшающаго» (Еккл. 4, 1). Этотъ Соломонъ, который нѣкогда явился чудомъ правосудія, видитъ, что онъ не въ силахъ совершенно удовлетворить жаждѣ правосудія.

Сердце человѣческое жаждетъ пріязни и любви. Это также требованіе природы, потому что природа человѣка создана по образу Божію; а Богъ есть любовь. Но часто ли находитъ любовь? Не чаще ли встрѣчаетъ равнодушіе, холодность, подъ призракомъ любви самолюбіе и своекорыстіе, измѣну, зависть, ненависть, вражду? Нѣкоторые же, или не понявъ высшихъ требованій своего сердца, или отчаясь удовлетворить имъ, низлагаютъ священное /с. 78/ имя любви, называя любовію пожеланія чувственныя, влеченія, которыя ни мало не возвышаютъ человѣка надъ безсловесными: и нездравую жажду думаютъ утолить изъ чаши нечистыхъ наслажденій, и поздно узнаютъ, что пили не здравое питіе, а одуряющее и отравляющее.

Все существо человѣческое жаждетъ блаженства. Гдѣ же оно? Слышали мы, что оно было въ раю: но кто нашелъ его на землѣ, въ естественной жизни земного человѣка? Чтобы человѣкъ могъ быть блаженъ, для этого надобно, чтобы жаждѣ ума его удовлетворено было истиною, жаждѣ воли — добромъ и правдою, жаждѣ сердца — чистою любовію; но, доколѣ этимъ видамъ жажды недостаетъ полнаго удовлетворенія, дотолѣ и блаженство можетъ быть для него только предметомъ жажды, а не наслажденія.

Послѣ этихъ размышленій не лучше ли признаться всѣмъ, что мы жаждемъ, и что не находимъ ни въ себѣ того, что бы утолило жажду нашу, ни въ окружающемъ насъ мірѣ того, что бы ей удовлетворило? Если же такъ, то благоразуміе требуетъ, чтобы мы какъ можно дѣятельнѣе, какъ можно вѣрнѣе послѣдовали воззванію Христову: аще кто жаждетъ, да пріидетъ ко Мнѣ и піетъ.

Итакъ, души жаждущія, пріидите ко Христу: Онъ одинъ можетъ утолить вашу жажду истины: ибо Самъ «есть Истина; въ Немъ суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна» (Кол. 2, 3).

Пріидите ко Христу: Онъ единъ можетъ удовлетворить вашей жаждѣ добра и правды: потому что Онъ есть «Агнецъ Божій вземляй грѣхи міра»; Онъ «кровію Своею очищаетъ совѣсть нашу отъ мертвыхъ дѣлъ»; Онъ «подаетъ намъ Божественныя силы, яже къ животу и благочестію»; Онъ «побѣдилъ міръ и даруетъ и намъ побѣду» надъ всякою неправдою міра.

Пріидите ко Христу: Онъ единъ можетъ утолить вашу жажду истинной любви: потому что «мы любимъ Его, яко Той первѣе возлюбилъ насъ» (1 Іоан. 4, 19).

Пріидите ко Христу: Онъ утолитъ и вашу жажду блаженства изъ неистощимой чаши блаженства вѣчнаго.

Во время земной жизни Іисуса Христа всѣ жаждущіе истины, мира душевнаго и спасенія вѣчнаго напаялись отъ Него Самого. А по Его вознесеніи и по сошествіи Св. Духа на апостоловъ, отъ нихъ уже, — отъ апостоловъ, чрезъ возложеніе рукъ Священства (1 Тим. 4, 14; 2 Тим. 1, 6), потекла сія благодать по главамъ епископовъ, подобно рѣкѣ, отъ одного епископа на другого. И епископы, или архіереи, въ средѣ христіанъ, это дѣйствительно то же, что рѣки благодати Св. Духа. Они и сами даютъ питіе /с. 79/ вѣрнымъ, и чрезъ насъ, — священниковъ. Приходящіе и къ священникамъ могутъ насытиться благодати. Жаждай, — желающій спасенія — можетъ достигнуть утоленія своей жажды только въ Церкви чрезъ посредство Священства, и нигдѣ въ другомъ мѣстѣ, и никакимъ другимъ образомъ. А потому томитъ ли кого изъ васъ жажда любознательности, нападаетъ ли въ чемъ сомнѣніе, иди и вопроси право правящихъ слово истины. Пастыри Церкви на то и поставлены, чтобы быть для мірянъ наставниками Богооткровенной истины. Томитъ ли чью душу жажда праведности, у кого на сердцѣ тяжело и нѣтъ мира душевнаго, иди во всякое время къ отцу духовному, и онъ, властію, данною ему отъ Бога, умиротворитъ твою совѣсть. Словомъ, только бы жажда въ насъ была, а утоленіе ея всегда для насъ готово у Господа.

Но вотъ бѣда: плохо мы чувствуемъ и сознаемъ томленіе душъ своихъ, жажду ихъ. За спѣшной работой человѣкъ иногда забываетъ о пищѣ и питіи, а у больного и вовсе пропадаетъ позывъ на пищу; такъ нерѣдко и у насъ за суетами житейскими душа съ ея нуждами совсѣмъ забывается. Чувствуемъ, что она тоскуетъ, томится и чего-то хочетъ, чего-то требуетъ, но мы и знать не хотимъ тоски ея, или, что и того хуже, спѣшимъ заглушить эту тоску мірскими развлеченіями. Говоримъ: «скучно что-то, пойду развлекусь». А того и не признаемъ, что это душа въ насъ жаждетъ общенія съ Творцомъ своимъ.

Блюдитесь сего, братія! Бойтесь, какъ бы не уморить кому души своей гладомъ духовнымъ и жаждою. Чаще приступайте ко Христу въ Церкви Его святой, съ вѣрою, молитвою, любовію. Пійте токи благодати изъ Его Евангелія, изъ Его таинствъ. И вы ктому ни взалчете, ни вжаждете. (Изъ «Проповѣдн. Энцикл.», прот. Гр. Дьяченко и др. источниковъ).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 76-79.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.