Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

Преполовеніе Пятидесятницы.
23. Ищемъ ли мы Христа?

Возлюбленныя братія! Чего мы всѣ ищемъ въ жизни своей? Всего люди ищутъ въ жизни: здоровья, богатства, прибытка, знакомства, друзей, чести и удовольствій разнаго рода мірскихъ, и иногда суетныхъ знаній; только немногіе ищутъ Христа Спасителя. Многимъ можетъ показаться даже страннымъ — искать Христа; скажутъ: мы и христіанами называемся отъ Христа, и пречистый образъ Его видимъ — и у себя дома и въ Церкви Божіей, — и сладчайшее имя Его и сами произносимъ и въ храмахъ Божіихъ слышимъ, — кажется, намъ Христа искать не нужно. Ищутъ того, чего не имѣютъ, въ чемъ нуждаются. А мы, кажется, Христа /с. 80/ имѣемъ. То правда, что имѣемъ, но не Христа Самого, а иконы Его, имѣемъ имя Его, но только на языкѣ больше, а не въ сердцѣ; знаемъ Его, но на словахъ больше, а не на дѣлѣ. А это, возлюбленные, разность большая, — такая разность, какая находится, напримѣръ, между тѣнью и самымъ предметомъ, бросающимъ тѣнь. А Христа именно надобно имѣть въ сердцѣ, т. е. во внутреннемъ нашемъ человѣкѣ — въ душѣ. Царствіе Божіе внутрь васъ есть (Лук. 17, 21), говоритъ Господь. Св. апостолъ Павелъ сильно желалъ, чтобы Христосъ чрезъ вѣру вселился въ сердца христіанамъ; именно, онъ говорилъ: да дастъ вамъ Богъ по богатству славы Своея силою утвердитися Духомъ Его во внутреннемъ человѣцѣ, вселитися Христу вѣрою въ сердца ваша (Ефес. 3, 16-17).

Да, то несомнѣнно, что у многихъ изъ насъ въ сердцѣ нѣтъ Христа, а вмѣсто Христа сердца наши заняты другимъ, что противно Христу, нашему Богу и Спасителю, что противно истинному нашему благу, что вредитъ спасенію нашей души, — а отъ того нѣтъ у насъ и жизни истинно христіанской.

Чѣмъ же заняты сердца наши? Единъ Богъ, испытующій сердца и утробы (Псал. 7, 10) наши, видитъ, что у всѣхъ насъ бываетъ на сердцѣ, — къ чему оно привязано и, если бы намъ далъ Господь видѣть всю глубину сердецъ своихъ, то мы сами съ ужасомъ отвратили бы очи свои отъ этого скопища всякой нечистоты. Посмотримъ каждый въ свое сердце и скажемъ предъ своею совѣстію: чѣмъ бываютъ больше заняты наши сердца? Не страсти ли, братія, не грѣхи ли вольные и невольные, обыкновенные и всегдашніе обитатели нашихъ сердецъ?

Теперь видите, живетъ ли Христосъ въ нашихъ сердцахъ? Сладчайшій Іисусе! Жизнь наша, наша крѣпость и сила, нашъ Богъ, наше радованіе, — гдѣ Ты? Гдѣ живеши? — Въ чистыхъ сердцахъ, возлюбленные братія, въ сокрушенныхъ и смиренныхъ сердцахъ, тамъ, гдѣ не оскорбляютъ Его маловѣріемъ и невѣріемъ, оскорбительнымъ равнодушіемъ къ Нему, Богу и Спасителю, — тамъ, гдѣ христіане не предпочитаютъ Ему временной сладости грѣха, откуда изгнаны кумиры страстей, гдѣ грубое вещество не предпочитается царствію Божію, гдѣ часто думаютъ о небесномъ, какъ созданные для неба и искупленные для неба, для вѣчности, гдѣ ищутъ правды Божіей, — тамъ, гдѣ Его цѣнятъ, гдѣ внимательны къ Его заповѣдямъ на всякое время и на всякій часъ. Тамъ Онъ живетъ. И что Онъ тамъ дѣлаетъ? О, если бы мы знали (и, конечно, нѣкоторые знаютъ), что Онъ дѣлаетъ въ достойныхъ сердцахъ, въ этихъ средоточіяхъ человѣческой жизни, какъ Онъ /с. 81/ покоитъ, услаждаетъ, радуетъ эти добрыя сердца, и какъ блаженны Имъ эти сердца, предвкушающія на землѣ небесное блаженство!

Возлюбленные братія! Господь Жизнодавецъ нашъ, свѣтъ, сила, радость, покой и блаженство нашихъ душъ, какъ Онъ Самъ говоритъ: «пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи» грѣхами, борьбою съ плотію и діаволомъ, со скорбями и болѣзнями, «и Азъ упокою вы» (Матѳ. 11, 18); и съ Нимъ то человѣкъ живетъ полною жизнію, жизнію истинною, разумною, цѣльною, достойною христіанина; а безъ Него — что за жизнь? Жизнь, которую люди проводятъ безъ Него и не для Него, есть только, такъ сказать, отребіе жизни, жалкое прозябаніе.

Итакъ, возлюбленные братія, надобно, непремѣнно надобно искать намъ Христа и надобно найти Его и быть съ Нимъ всегда; вѣдь безъ Христа кто будетъ избавлять насъ отъ грѣховъ, которые связываютъ насъ каждый день и часъ, и кто избавитъ насъ отъ вѣчныхъ мукъ? — Единъ Сынъ Божій «имѣетъ власть на землѣ отпущать грѣхи» (Матѳ. 9, 6), единъ Онъ имѣетъ ключи ада и смерти, царства небеснаго и жизни. Безъ Христа мы не можемъ дѣлать добрыхъ дѣлъ, которыя составляютъ истинную жизнь нашихъ душъ и для которыхъ мы созданы. Безъ Него кто утѣшитъ скорбящія души? Кто поможетъ въ искушеніи? Кто управитъ безбѣдно корабль нашей жизни и введетъ въ тихую пристань? Азъ есмь воскресеніе и животъ (Іоан. 11, 25), говоритъ Господь.

И найти Іисуса Христа дѣло не трудное. Такъ какъ Онъ вездѣ и все, — весь міръ наполняетъ Собою: то не можетъ быть, чтобы Онъ не былъ близко отъ каждаго изъ насъ, и чтобы Онъ не касался насъ. Я Богъ вблизи, а не Богъ издали (Іер. 23, 23), говоритъ Онъ чрезъ пророка. Азъ съ вами есмь во вся дни до скончанія вѣка (Матѳ. 28, 20). Да, Онъ точно касается насъ, и очень нерѣдко; мало того, Онъ стоитъ у самаго сердца нашего грѣшнаго и стучитъ въ него, чтобы мы отворили его вѣрою и любовію и перестали утѣсняться въ утробахъ своихъ, — чтобы сознали себя отъ всего сердца грѣшниками и вздохнули о грѣхахъ своихъ, которые препятствуютъ Ему, всесвятому, войти въ наше сердце. Грѣси ваши разлучаютъ васъ между вами и между Богомъ, говоритъ пророкъ, и грѣхъ ради вашихъ Онъ отвращаетъ лице Свое отъ васъ (Ис. 59, 2). И лишь только Онъ увидитъ расположеніе нашего сердца къ принятію Его благодати, тотчасъ входитъ въ него и начинаетъ покоить и услаждать его. Се стою при дверехъ и толку: аще кто услышитъ гласъ Мой, и отверзетъ двери, вниду къ нему, и вечеряю съ нимъ, и той со Мною (Апок. 3, 20), говоритъ /с. 82/ Господь. Такъ, братія возлюбленные, Христосъ васъ и Самъ ищетъ: вамъ только надобно итти къ Нему навстрѣчу, и лишь только пойдете къ Нему сердцемъ, вѣрно встрѣтитесъ съ Нимъ: потому что съ кѣмъ легче всего встрѣтиться, какъ не съ вездѣсущимъ Богомъ, Коего владычество на всякомъ мѣстѣ?

А какъ узнать, что кто-либо изъ насъ нашелъ Христа Спасителя и близокъ къ Нему? Близкій ко Христу человѣкъ обращается часто въ молитвѣ вѣрою и любовію ко Христу, часто произноситъ отъ сердца Его сладчайшее имя, часто призываетъ Его въ помощь, потому что не можетъ часто не обращаться къ Нему и не призывать Его: потому что безъ Христа онъ немощенъ, скорбенъ, нерадостенъ. Близкій ко Христу часто читаетъ или слушаетъ съ дѣтскою любовію и простотою слово Его; ищетъ часто соединенія съ Нимъ въ пречистыхъ и животворящихъ Его тайнахъ; доволенъ всѣмъ тѣмъ, что имѣетъ и что съ нимъ случается; по силамъ своимъ старается объ исполненіи заповѣдей Христовыхъ. Близкіе ко Христу люди, такъ сказать, прилипаютъ къ Нему всѣмъ своимъ существомъ, подобно Давиду, который пѣлъ Богу: прильпе душа моя по Тебѣ (Псал. 62, 9), коль множицею Тебѣ плоть моя (Псал. 62, 2), и въ этомъ прильпеніи находятъ для себя неизреченное блаженство, котораго не знаетъ міръ прелюбодѣйный и грѣшный. Намъ прилѣплятися Богови благо есть (Псал. 72, 28), взываютъ они, и на всѣ радости, на всѣ блага земныя взираютъ равнодушно. Впрочемъ, они испытываютъ нерѣдко и скорби, которыя попускаетъ на нихъ любящій Владыка съ тѣмъ, чтобы очистить имъ сердца ихъ отъ всякой, иногда незамѣтной для нихъ самихъ, скверны грѣха. Потому-то, кто хочетъ быть со Христомъ, тотъ не долженъ убѣгать и скорбей, но при радостяхъ нести и крестъ.

Возлюбленные братія! Ищите Іисуса Христа сердечною вѣрою и любовію, не забывайте, что Онъ положилъ за насъ душу Свою на крестѣ, чтобы избавить насъ отъ грѣховъ и вѣчныхъ мученій и чтобы обитать въ сердцахъ нашихъ для нашего же блаженства: не забывайте, что всѣ мы куплены цѣною крови Его и должны принадлежать Ему, какъ Искупителю. Пока есть время, поспѣшимъ найти Христа и вселить Его вѣрою въ сердца наши, чтобы безъ Него не сдѣлаться намъ добычею огня геенскаго, по написанному: аще кто во Мнѣ не пребудетъ, извержется вонъ, якоже розга, и изышетъ: и собираютъ ю, и во огнь влагаютъ, и сгараетъ (Іоан. 15, 6). (Извлеч. изъ «Проповѣднической энциклопедіи», прот. Г. Дьяченко, стр. 764).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 79-82.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.