Церковный календарь
Новости


2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ О САМАРЯНЫНѢ.
25. Жажда спасенія.

Какой поучительный примѣръ представляетъ намъ нынѣ самарянка! Шла она почерпнуть воды обыкновенной, но у источника воды обрѣла источникъ спасенія. Душа ея, какъ видно, не совсѣмъ была поглощена заботами житейскими, почему Господь съ двухъ трехъ словъ перевелъ ея мысли отъ земного къ небесному и по поводу почерпанія воды научилъ ее искать воду, отъ которой піющій не вжаждется во вѣки: всякъ піяй отъ воды сія вжаждется паки. А иже піетъ отъ воды, юже Азъ дамъ ему, не вжаждется вовѣки: но вода, юже Азъ дамъ, будетъ въ немъ источникъ воды текущій въ животъ (Іоан. 4, 13-14). Услышавъ это, жена желательно воззвала: «Господи, даждь ми сію воду!»

Вникнемъ, братія, въ этотъ урокъ Евангельскій. «Жаждай да грядетъ ко Мнѣ и да піетъ», приглашаетъ Господь. Но не со всякою жаждою можно приходить ко Господу, а только съ такою, какой прилично просить у Него удовлетворенія. Что же приличнѣе просить у Спасителя кромѣ спасенія? Итакъ, возжаждавъ спасенія, приступимъ ко Господу въ чаяніи утолить эту жажду, въ простотѣ употребляя способы, какіе угодно было Ему начертать для сего. Но жажда спасенія въ комъ умѣстна? Въ томъ, кто чувствуетъ себя со всѣхъ сторонъ стѣсненнымъ, окруженнымъ опасностями, обремененнымъ бѣдами и лишеніями. Можно сказать всякому: дойди до сознанія, что ты въ такомъ положеніи, — и потечешь ко Господу искать спасенія. О! коль скоро такъ, то недостатка понужденій итти ко Господу не должно быть: и дивиться надобно, отчего не всѣ устремлены уже къ Нему, чтобъ почерпать воду съ веселіемъ изъ сего Источника спасенія.

Посмотрите, что вокругъ насъ и въ насъ? Вокругъ насъ ходитъ невѣріе, сомнѣніе, равнодушіе ко всему святому, которыя, заходя внутрь насъ, могутъ колебать нашу душу недоумѣніями и покрывать умъ туманомъ противоположныхъ помышленій, вносящихъ раздоръ въ область мирной и ублажающей вѣры. Умъ ищетъ свѣта вѣдѣнія и блаженъ, когда вступаетъ въ него. И напротивъ, ему свойственно томиться, когда сокрывается сей свѣтъ, какъ и тѣлесное око томится, надолго будучи лишаемо свѣта вещественнаго. Поэтому сознающій въ себѣ лишеніе свѣта вѣдѣнія и жаждущій его не можетъ не взывать: «Господи, пошли свѣтъ Твой и истину Твою, чтобъ она наставила меня и вселила меня въ гору святую Твою, съ которой могъ бы я обозрѣвать пространную область спасительныхъ таинствъ Твоихъ». Не въ такомъ ли нынѣ многіе изъ насъ положеніи? Если такъ, то идите ко Господу и не от/с. 88/ступайте отъ Него: ибо Онъ есть Свѣтъ, и ходящій въ слѣдъ Его во тьмѣ не пребудетъ.

Присмотритесь поближе къ тому, что внутри насъ, и вы увидите тамъ душу, связанную во всѣхъ своихъ движеніяхъ, подобно узнику, связанному по рукамъ и ногамъ. Вы хотите начать какой-либо подвигъ, нѣсколько тяжелый, но саможалѣніе не допускаетъ до того и отнимаетъ всю къ тому силу. Вы хотите благотворить, но своекорыстіе сокращаетъ руку вашу. Вы хотите простить, но гордость оскорбленная возбуждаетъ къ отмщенію. Вы хотите радоваться счастію другого, но зависть погашаетъ эту радость. Такъ на всякое доброе движеніе какъ цѣпи какія наложены, мѣшающія душѣ дѣйствовать свободно. А душѣ свойственна свобода. Почему, находя себя такъ связанною, она не можетъ не взывать съ апостоломъ: кто мя избавитъ? (Рим. 7, 24), или съ пророкомъ: изведи изъ темницы душу мою, исповѣдатися имени Твоему (Псал. 141, 8). Такъ, братія, чувствуя себя связанными и желая свободы, приступимъ ко Господу, Который говоритъ: аще Сынъ вы свободитъ, воистину свободни будете (Іоан. 8, 36).

Что въ сердцѣ у насъ? По его природѣ — желаніе покоя, мира, утѣшеній, счастія; а на дѣлѣ одна скорбь смѣняется другою, одна тревога гонитъ другую: то досада отъ неисполненія желаній, то скорбь отъ потери достигнутаго, тутъ страхъ за себя или другихъ, тамъ томленіе отъ неумѣренной или обманутой надежды; вчера неудача поразила, какъ стрѣлою, нынѣ забота, какъ червь, точитъ, завтра неблагопріятное стеченіе обстоятельствъ грозитъ разбить, какъ параличемъ. Долго ли же такъ быть намъ, братія? Или у насъ однихъ погашена жажда покоя, мира и блаженства? Или не къ кому обратиться намъ? Придемъ же въ себя и поспѣшимъ благонадежно обратиться ко Господу, Который зоветъ всѣхъ: пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы (Матѳ. 11, 28).

Такъ, братія, душа наша жаждетъ свѣта вѣдѣнія, свободы дѣйствованія и покоя сердечнаго. Сознавая себя лишенными или лишаемыми сихъ существенныхъ намъ благъ и жажды обладать ими, потечемъ ко Господу, призыващему жаждущихъ за утоленіемъ жажды.

Жаждущій свѣта къ Нему иди. Онъ есть Свѣтъ, внѣ его — тьма. Онъ просвѣтитъ умъ твой вѣдѣніемъ, не внѣшне только чрезъ откровеніе, но и внутренно чрезъ помазаніе отъ Святаго, которое учитъ всему, какъ испыталъ тайнозритель, и сообщаетъ такое осязательное удостовѣреніе въ истинѣ, что отъ нея отказаться такъ же нельзя, какъ отказаться отъ своего бытія.

/с. 89/ Жаждущій свободы ко Господу иди. Онъ разрѣшитъ узы страстей, коими связана душа, вольетъ силу на добро, противъ которой не можетъ устоять никакая страсть, паче же чрезъ трудъ добродѣланія такъ сроднитъ добро съ душею, что не будетъ чувствовать не только внѣшнихъ, но даже внутреннихъ узъ — отъ закона, который праведнику не лежитъ. Гдѣ Духъ Господень, тамъ только свобода (2 Кор. 3, 10). Онъ поставляетъ на пространнѣ ноги дѣйствующихъ (Псал. 30, 9), — и они дѣйствуютъ во всей широтѣ добрыхъ преднамѣреній, подъ благословляющею и содѣйствующею десницею Божіею.

Жаждущій покоя, мира и блаженства ко Господу иди. Онъ есть животъ, миръ и покой, и единственно Онъ. Онъ изгонитъ изъ сердца всѣ тревоги, возродивъ въ немъ другія, неземныя заботы и исканія; Онъ угаситъ жгучесть земныхъ скорбей, погаситъ всякій порывъ къ земнымъ утѣшеніямъ. Себя дастъ Онъ вкусить — Себя благого и ублажающаго, и тѣмъ въ забвеніе приведетъ вкусъ ко всему другому. Ибо Онъ есть полнота всякаго утѣшенія. Онъ указуетъ сердцу за гробомъ нескончаемое блаженство, даетъ предвкусить его нынѣ и усвоить себѣ надеждою въ будущемъ, чтобъ восполнить чувство блаженства въ немъ, не невозмутимостію только его, но и непрерывностію. Такъ, ко Господу идите, зовущему насъ и обѣщающему утолить всякую жажду. Онъ единъ напоитъ васъ водою, отъ которой пьющій не возжаждетъ во вѣки. Аминь. (Сост. по поучен. Ѳеофана Затворника, еп. тамбовск.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 87-89.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.