Церковный календарь
Новости


2018-11-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 4-я (1922)
2018-11-19 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 3-я (1922)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ первый день Пасхи (1883)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (3-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Ди Пи въ Канадѣ (1975)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Никонъ. Видѣнія Св. Руси на просторахъ Канады (1975)
2018-11-19 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 5-е основаніе (1992)
2018-11-19 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 4-е основаніе (1992)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 20 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ О САМАРЯНЫНѢ.
27. Слово въ недѣлю о самарянынѣ, Евсевія, архіеп. Могилевскаго.

Глагола къ Нему жена: Господи, даждь ми сію воду, да ни жажду, ни прихожду сѣмо почерпати (Іоан. 4, 15).

Какая это вода, которой жена самарянка просила у Христа Спасителя? Она, говоря такъ, сама еще не понимала, какой воды просила у Господа; а просила, слыша отъ Господа о превосходствѣ той воды, которую Онъ подаетъ. Іисусъ на вопросъ жены самарянской, восхвалявшей колодезь Іакова, изъ котораго, по словамъ ея, пилъ самъ Іаковъ и дѣти его, и скотъ его, сказалъ ей: всякъ піяй отъ воды сея, вжаждется паки; а иже піетъ отъ воды, юже Азъ дамъ ему, не вжаждется во вѣки; но вода, юже Азъ дамъ ему, будетъ въ немъ источникъ воды текущія въ животъ вѣчный (Іоан. 4, 13-14).

Іисусъ Христосъ при другомъ случаѣ говорилъ: Аще кто жаждетъ, да пріидетъ ко Мнѣ и піетъ. Вѣруяй въ Мя, якоже рече Писаніе, рѣки отъ чрева его истекутъ воды живы. Евангелистъ, изъясняя значеніе словъ Іисусовыхъ, говоритъ: сіе же рече о Дусѣ, Егоже хотяху пріимати вѣрующіи во имя Его; не у бо бѣ Духъ Святый, яко Іисусъ не у бо бѣ прославленъ (Іоан. 7, 37-39).

Такъ Іисусъ Христосъ говорилъ самарянкѣ не о какой-нибудь превосходной или чудесной водѣ, утоляющей тѣлесную жа/с. 92/жду, не о водѣ, которая замѣняла бы обыкновенную воду, но о водѣ таинственной, о Благодати или о силѣ Святаго Духа, подаваемой вѣрующимъ, по заслугамъ Его, Спасителя міра, для спасенія ихъ. Объ этой благодатной водѣ еще пророкъ Исаія предсказывалъ, говоря: Почерпите воду съ веселіемъ отъ источникъ спасенія (Ис. 12, 3). Жаждущіи, идите на воду, и елицы не имате сребра, шедше купите, и ядите и пійте безъ сребра и цѣны вино и тукъ (Ис. 55, 1).

Объ этой спасительной Благодати евангелистъ благовѣствуетъ: и отъ исполненія Его мы вси пріяхомъ и благодать возблагодать: яко законъ Моисеомъ данъ бысть, благодать же и истина Іисусъ Христомъ (Іоан. 1, 16-17).

Объ этой спасительной водѣ ап. Павелъ учитъ: Единому же комуждо насъ дадеся благодать по мѣрѣ дарованія Христова (Еф. 4, 7). Благодатію бо есте спасени чрезъ вѣру; и сіе не отъ васъ: Божій даръ; не отъ дѣлъ, да никтоже похвалится (Еф. 2, 8-9). О себѣ самомъ ап. Павелъ пишетъ: благодатію Божіею есмь, еже есмь, и благодать Его, яже во мнѣ, не тща бысть, но паче всѣхъ ихъ потрудихся: не азъ же, но благодать Божія, яже со мною (1 Кор. 15, 10); и, призывая вѣрующихъ къ участію въ дарахъ Благодати, пишетъ: да приступаемъ убо съ дерзновеніемъ къ престолу благодати, да пріимемъ милость, и благодать обрящемъ, во благовременну помощь (Евр. 4, 16).

Эта живоносная вода Благодати сперва излилась, въ день Пятидесятницы, на святыхъ апостоловъ и на всѣхъ членовъ первенствующей Апостольской Церкви, и съ того времени изливается на всѣхъ вѣрующихъ въ Іисуса Христа чрезъ слово Божіе и спасительныя таинства. Эта благодать Св. Духа возраждаетъ человѣка въ духовную жизнь, возращаетъ, совершенствуетъ, врачуетъ его въ духовныхъ немощахъ, укрѣпляетъ на подвиги благочестія и добродѣтели, и содѣйствуетъ ему къ преодолѣнію всѣхъ тяжкихъ испытаній, встрѣчаемыхъ на пути спасенія. Безъ этой Благодати не можетъ человѣкъ достигнуть своего спасенія, и не можетъ совершать спасительныхъ дѣлъ, какъ учитъ Іисусъ Христосъ. Безъ Мене, говоритъ Онъ, не можете творити ничесоже (Іоан. 15, 5). Указывая на дѣйствія сей Благодати, апостолъ Павелъ пишетъ: Богъ бо есть дѣйствуяй въ васъ, и еже хотѣти, и еже дѣяти о благоволеніи (Филип. 2, 13). Эта небесная вода Св. Духа истинно утоляетъ жажду нашей безсмертной души, когда проливается въ нее и пребываетъ въ ней. Благодать Духа Божія просвѣщаетъ умъ, давая ему чрезъ вѣру познавать Бога и тайны спасенія, вливаетъ въ сердце человѣка истинную любовь къ Богу и ближнимъ, /с. 93/ одушевляетъ его ревностію къ исполненію заповѣдей Божіихъ, питаетъ крѣпкую надежду на обѣтованія Божіи, и такимъ образомъ и мысли, и чувствованія, и желанія души устремляетъ къ Богу, и къ благамъ небеснымъ, непреходящимъ, вѣчнымъ. Чья душа, просвѣщаемая Благодатію, всегда помышляетъ о Богѣ, любитъ Бога и ищетъ благъ небесныхъ; тотъ не жаждетъ земныхъ благъ, не привязывается своимъ сердцемъ ни къ богатству, ни къ славѣ, ни къ чувственнымъ удовольствіямъ. Его душа полна любовію къ Богу; всѣми силами стремится къ Богу, какъ Источнику и Подателю всѣхъ благъ; на Него уповаетъ, въ Немъ надѣется найти вѣчное успокоеніе и блаженство. Такая душа, стремясь къ Богу, говоритъ: Насыщуся, внегда явитимися славѣ Твоей (Псал. 16. 15). Что бо ми есть на небеси? и отъ Тебе что восхотѣхъ на земли? Исчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже во вѣкъ (Псал. 72, 25-26).

Іисусъ Христосъ женѣ самарянкѣ сказалъ: всякъ піяй отъ воды сея, вжаждется паки; а иже піетъ отъ воды юже Азъ дамъ ему, не вжаждется во вѣки: но вода, юже Азъ дамъ ему, будетъ въ немъ источникъ воды текущія въ животъ вѣчный. Слова Господа имѣютъ такое значеніе: Кто утоляетъ свою жажду этой водою, тотъ опять скоро почувствуетъ жажду. А кто, слушая Мое ученіе, будетъ вѣровать въ Меня и получитъ благодать Святаго Духа: тотъ, нося въ своей душѣ этотъ даръ Божій, не будетъ искать другого совершеннѣйшаго вѣдѣнія, и не будетъ желать другого лучшаго утѣшенія для своей души. Благодать Духа, которую дамъ ему, будетъ въ немъ неизсякающимъ источникомъ даровъ, потребныхъ къ истинному утѣшенію, и къ полученію вѣчной жизни.

И видимъ мы въ Христовой Церкви, какъ эта Благодать некнижныхъ рыбарей умудрила въ познаніи таинъ Божественныхъ и содѣлала апостолами, исповѣдниковъ и мучениковъ одушевляла мужествомъ и непобѣдимою твердостію, преподобныхъ укрѣпляла въ подвигахъ самоотверженія, дѣвственникамъ давала силу преодолѣвать немощи человѣческой природы, духовныхъ пастырей руководила въ попеченіи о словесномъ стадѣ Христовомъ, и давала имъ мужество душу свою полагать за овцы (Іоан. 10, 11). Такъ и каждому истинно вѣрующему во Христа, какъ учитъ апостолъ, дается благодать по мѣрѣ дарованія Христова (Еф 4, 7).

Но что бываетъ съ тѣми, которые не имѣютъ сей благодатной воды, текущей въ жизнь вѣчную? Нужно ли объ этомъ говорить? Кто не знаетъ, какъ обыкновенно люди, живущіе не по ученію Христову, томятся жаждою неудовлетворяемыхъ желаній? Кто не зна/с. 94/етъ, какъ честолюбцы ищутъ почестей, и не бываютъ ими довольны; славолюбцы гоняются за тѣнью славы, и она убѣгаетъ отъ нихъ; корыстолюбцы жаждутъ богатства, и не утоляютъ своей жажды; сластолюбцы ищутъ удовольствій, и не насыщаются ими; легкомысленно предающіеся житейскимъ заботамъ, увлекаясь волнами суеты, не находятъ предѣла своимъ заботамъ и безпокойствамъ!

И кому изъ насъ, братія, изъ собственнаго опыта не извѣстна какая-нибудь жажда, томящая душу и тѣло? Кто не терпѣлъ или не терпитъ какого-нибудь недуга пристрастія къ тому или другому виду земныхъ благъ? Кто похвалится совершенною свободою отъ рабства грѣху, или суетнымъ желаніямъ и заботамъ?

А поэтому каждый христіанинъ, внимая словамъ Господа, обѣщающаго дать воду Благодати, текущую въ жизнь вѣчную, долженъ, по примѣру жены самарянской, молить Господа и просить у Него этой живой воды, благодати Святаго Духа, утоляющей духовную жажду нашей безсмертной души, и освобождающей ее отъ рабства порокамъ.

Каждому благочестивому христіанину должны быть обычны такія или подобныя моленія: Господи! даруй мнѣ благодать Духа Твоего, да познаю свѣтъ истины, и не блуждаю во тьмѣ невѣдѣнія. Господи! даруй мнѣ силу вѣры, да не колеблюсь сомнѣніями на пути спасенія. Господи! воспламени во мнѣ огнь святой любви, да люблю Тебя всѣмъ существомъ моимъ, и люблю ближнихъ, по заповѣди Твоей, какъ себя. Господи! даруй мнѣ крѣпкую надежду, да всегда стремлюсь къ вѣчнымъ благамъ, и не прилѣпляюсь ни къ чему земному. Господи! даруй мнѣ непоколебимое мужество въ борьбѣ противъ искушеній и соблазновъ, и великодушіе среди скорбей и несчастій. Господи! да будетъ благодать Твоя всегда со мною, и да ведетъ меня неуклонно путемъ спасенія.

Братія! Да будутъ сіи желанія и молитвы общи всѣмъ намъ, и да взываемъ едиными устами и единымъ сердцемъ: Господи, Спасителю нашъ! Просвѣщай, освящай, усовершай, и спасай насъ благодатію Духа Твоего. Аминь.

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 91-94.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.