Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 15 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ О САМАРЯНЫНѢ.
28. О жаждѣ духовной и о утоленіи ея.

Иже піетъ отъ воды, юже Азъ дамъ ему не вжаждется во вѣки (Іоан. 4, 14).

Этими словами Спаситель обѣщаетъ женщинѣ Самарянкѣ дать такую воду, которая утоляетъ жажду навсегда. Понятно — Спаситель здѣсь говоритъ не о тѣлесной жаждѣ, а о жаждѣ души; подъ водою разумѣетъ не воду обыкновенную, которую мы пьемъ, а свое ученіе, которое можетъ утолить жажду духовную.

Какъ есть жажда у нашего тѣла, такъ есть жажда у нашего духа. Вникните въ жизнь обществъ, отдѣльныхъ лицъ, богатыхъ и бѣдныхъ, счастливыхъ и несчастныхъ — всѣ ищутъ довольства, такого состоянія, чтобы сказать себѣ: довольно, больше мнѣ ничего не нужно. Не найдутъ они этого довольства въ томъ, въ чемъ ищутъ. Хотя бы кто завладѣлъ всѣмъ свѣтомъ, хотя бы всѣ блага міра были въ его рукахъ, хотя бы всѣ роды удовольствій онъ испыталъ, ничѣмъ не удовлетворится. А сколько видимъ людей унылыхъ и скучающихъ среди роскоши и обилія? Все это говоритъ, что люди ищутъ удовлетворенія жажды духа не въ томъ, въ чемъ нужно искать, что духъ нельзя насытить вещественнымъ, вѣчное и безсмертное нельзя насытить временнымъ и тлѣннымъ. Кто же можетъ осчастливить, облаженствовать человѣка? Что можетъ удовлетворить нашъ духъ — духъ жаждущій, чего-то въ жизни ищущій? Можетъ удовлетворить только Христосъ святымъ ученіемъ, — можетъ назвать себя счастливѣйшимъ человѣкомъ тотъ, кто узналъ это ученіе, усвоилъ его своимъ сердцемъ, кто построиль жизнь свою по этому ученію. Вотъ по истинѣ вода, которую испивши не захочешь ничего, будешь доволенъ вполнѣ. Спросите человѣка, который живетъ только для Бога, спросите о состояніи души его. Онъ скажетъ вамъ, что доволенъ своимъ состояніемъ. Не богатство, не почести, не похвала людская услаждаютъ его душу, а Богъ пребывающій въ ней. Бѣденъ ли онъ, въ трудахъ-ли тяжелыхъ суждено ему жить, но это не отнимаетъ у него счастія, которое носитъ въ душѣ своей, — тихо, мирно, безропотно онъ несетъ эти труды, какъ назначенные Богомъ ему; онъ трудится безъ зависти, безъ жадности, безъ ссоры; все съ молитвою на устахъ и въ сердцѣ, покойно ложится онъ на убогую постель свою послѣ этихъ трудовъ, съ чистою совѣстью, съ веселымъ лицомъ встаетъ онъ снова для нихъ, радуясь всегда о Господѣ, при всѣхъ своихъ лишеніяхъ и скорбяхъ.

И міръ имѣетъ много своихъ удовольствій, но они никогда не могутъ доставить человѣку постояннаго душевнаго мира. Часто /с. 96/ среди всѣхъ забавъ и удовольствій невольно вырываются у него вздохи души, жаждущей Единаго Вѣчнаго. «Ты Господи, такъ создалъ наши души, говоритъ св. Василій Великій, что онѣ ни въ чемъ кромѣ Тебя Единаго, не могутъ найти для себя успокоенія. Настоящая наша жизнь въ Богѣ. Отчужденіе и удаленіе отъ Бога есть зло самое тяжкое для человѣка, какъ для глаза лишеніе свѣта» (Хр. Чт. 1822 г. ч. 13). Душа наша духовна, она ищетъ для себя и благъ духовныхъ; она сотворена чрезъ Божественное дыханіе, — къ Богу и ея стремленія, какъ Создателю своему; сотворена по образу и подобію Божію, — въ Первообразѣ — предѣлъ ея и средоточіе; въ Немъ одномъ можетъ найти она свой покой, исполненіе своихъ стремленій и желаній.

«Аще хощеши человѣче обрѣсти покой душѣ твоей, обрѣтай его во Единомъ Господѣ», такъ учитъ святитель Димитрій Ростовскій; «не имаши бо чимъ утѣшитися въ вѣцѣ семъ плачевномъ. Ничтоже въ немъ постоянно и непреложно. Радость его смѣшана съ скорбію, веселіе съ печалію. Вмалѣ радость и утѣшеніе, абіе внезапу печаль и рыданіе. Послѣди же вся сія внезапною смертію пресѣкаются и скончаваются. Того ради во Господѣ Единомъ обрѣтай покой душѣ твоей, яко Богъ твой Отецъ щедротъ есть и Богъ всякія утѣхи. Утѣшеніе Его присно утѣшаетъ и во вѣки вѣчные утѣшати будетъ утѣшеніемъ неизрѣченнымъ». (Сост. изъ разныхъ поученій).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 95-96.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.