Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ СВ. ОТЕЦЪ.
32. Слово въ недѣлю святыхъ Отецъ Никейскаго Собора.

Се же есть животъ вѣчный, да знаютъ Тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послалъ еси Іисуса Христа (Іоан. 17, 3).

Священническая должность моя побуждаетъ меня въ нынѣшній воскресный день побесѣдовать съ вами о весьма важныхъ предметахъ, которые необходимо нужно знать всѣмъ намъ для благоугожденія Богу и спасенія душъ нашихъ. Нынѣ святая Церковь вспоминаетъ святыхъ Отцевъ перваго Никейскаго вселенскаго собора, утвердившихъ истинное ученіе о Божествѣ Сына Божія, или о единосущіи Сына Божія съ Богомъ Отцемъ, противъ еретика Арія и его единомышленниковъ, которые ложно учили, что Сынъ Божій — не единаго существа съ Богомъ Отцемъ и якобы не Богъ истинный, а Самъ сотворенъ Богомъ Отцемъ. Они, богохульники, хотѣли въ самомъ корнѣ и основаніи поколебать христіанскую вѣру: ибо если бы допустить, что Іисусъ Христосъ не единосущный Сынъ Божій и не Богъ истинный, то наше искупленіе и спасеніе было бы мечтою, мы были бы окаяннѣе всѣхъ человѣковъ, ибо всѣ были бы во грѣхахъ, безъ очищенія и освященія, не имѣли бы надежды на воскресеніе изъ мертвыхъ и на вѣчный животъ. Святые Отцы доказали всю нелѣпость этого еретическаго ученія, ибо, въ самомъ дѣлѣ, невозможно было кому-либо, кромѣ единороднаго и единосущнаго Сына Божія, обновить растлѣвшее естество человѣческое и очистить безмѣрные грѣхи его, и никто другой, кромѣ единороднаго Сына Божія, не могъ принести себя въ жертву за весь міръ и взять на себя грѣхи его. Еретики хотѣли чрезъ свое нечестивое ученіе отнять у людей ихъ надежду, прибѣжище, утѣшеніе, очищеніе, освященіе, ихъ силу и ихъ славу, чѣмъ былъ и есть для всѣхъ вѣрующихъ Господь Іисусъ Христосъ.

Всѣ пророки Божіи, Духомъ Святымъ движимые, возвѣстили объ Немъ, какъ объ истинномъ Богѣ, и въ ряду ихъ изряднѣйшій Исаія, наименовавшій Его Еммануиломъ, Богомъ крѣпкимъ, /с. 104/ Отцемъ будущаго вѣка. Всѣ слова и дѣла Іисуса Христа свидѣтельствовали объ Немъ, что Онъ истинный Богъ; всѣ чудеса, чудеса безчисленныя, являвшія Его божественное всемогущество надъ злыми духами, Его власть надъ Ангелами, надъ человѣками, надъ небомъ и землей, надъ раемъ, надъ жизнію, смертію и адомъ, Его собственное воскресеніе изъ мертвыхъ не оставляли никакого сомнѣнія въ томъ, что Онъ Богъ истинный. Затѣмъ Его божественные ученики, получившіе отъ Него, какъ отъ Бога всесильнаго, власть творить чудеса — исцѣлять всякія болѣзни, изгонять злыхъ духовъ, воскрешать мертвыхъ, прощать грѣхи людей, — и творившіе все это, — громко свидѣтельствовали и являли въ себѣ Его Божество, Его всесильную власть; особенно же то величайшее чудо, что простые, неученые рыбари сдѣлались, по благодати Христовой, величайшими въ мірѣ мудрецами, покорившими вѣрѣ Христовой весь міръ, изъ робкихъ — мужественными и неустрашимыми, изъ слабыхъ — всемогущими, ибо они сами говорили — вся могу о укрѣпляющемъ мя Іисусѣ Христѣ (Филип. 4, 13); изъ грѣшныхъ — праведными и святыми, — сильнѣе всякаго доказательства удостовѣряетъ всякаго благоразумнаго въ божественности ихъ Учителя. А если еще возьмемъ во вниманіе безчисленные сонмы мучениковъ и мученицъ, претерпѣвшихъ съ твердостію и даже сь радостію неизобразимо ужасныя мученія за Христа, — мученія часто медленныя, самыя изысканныя, — величайшія и поразительныя чудеса, совершавшіяся во время и послѣ ихъ мученій и видѣнныя тысячами очевидцевъ и записанныя безпристрастной исторіей, — то какой безумный дерзнетъ открыть уста и утверждать, что Іисусъ Христосъ, укрѣплявшій святыхъ мучениковъ, не есть всемогущій Богъ?

Святые Отцы, собравшіеся на соборъ, доказавъ еретикамъ изъ священнаго Писанія, преданія апостольскаго и изъ здраваго разума божественность Іисуса Христа, опровергли богохульное ученіе Арія съ сообщниками, и на память всѣмъ будущимъ родамъ изложили истинное ученіе въ сѵмволѣ, т. е. въ краткомъ изложеніи вѣры, который возглашается, какъ бы трубою громогласною, во всеобщее услышаніе при всякой литургіи. Онъ начинается, какъ всѣ вы знаете, словами: Вѣрую во единаго Бога Отца и прочее. Достойно и праведно ублажаются Церковію святые Отцы вселенскаго собора: ибо они отстояли намъ у богоборныхъ еретиковъ, исчадій діавола, цѣлость и непорочность святой вѣры нашей православной и защитили божественное достоин/с. 105/ство и честь Сына Божія, отъ правой вѣры въ Котораго со Отцемъ и Духомъ Святымъ зависитъ наша вѣчная жизнь.

Для полученія живота вѣчнаго нужно правильное познаніе истиннаго Бога и посланнаго Имъ Іисуса Христа, какъ и всего ученія Его, заповѣдей Его, а не искаженное ложными мудрованіями еретиковъ и раскольниковъ, ибо тамъ хаосъ заблужденій, возведенныхъ въ догматы; въ противномъ случаѣ невозможно человѣку достигнуть жизни вѣчной; святый ап. Павелъ говоритъ: если кто вамъ благовѣствовалъ иначе, нежели мы вамъ благовѣствовали, тотъ да будетъ анаѳема (Галат. 1, 8-9), т. е. навсегда отлученъ отъ Господа и отъ вѣчной жизни. Но чтобы имѣть правильное, вѣрное, спасительное познаніе о Богѣ, для этого нужно быть членомъ Церкви Божіей, въ которую, какъ бы въ богатую сокровищницу, апостолы въ полнотѣ положили все, что принадлежитъ истинѣ, и которая есть дверь жизни, вводящая въ жизнь вѣчную, по словамъ святаго Иринея; только въ Церкви можно всегда слышать истинное ученіе о Богѣ и имѣть всѣ средства ко спасенію и къ жизни вѣчной, а внѣ Церкви нѣтъ спасенія.

Для полученія жизни вѣчной надобно не холоднымъ только умомъ и сердцемъ знать Бога, причемъ будто не бѣда позволять себѣ увлекаться пристрастіемъ къ житейскому, что нелѣпо; а надобно доказать познаніе Бога теплотою чувства и горячею сердечною къ Нему любовію, исправленіемъ всего житія своего, отверженіемъ страстей и пристрастій житейскихъ, грѣховныхъ навыковъ или привычекъ, наклонностей, поползновеній ко грѣху, успѣхомъ во всякой добродѣтели, стремленіемъ непрестаннымъ къ святости и совершенству. Святи будите, яко Азъ святъ есмь Господь Богъ вашъ (Лев. 19, 2). Будите убо вы совершени, якоже Отецъ вашъ небесный совершенъ есть (Матѳ. 5, 48). Во всѣхъ посланіяхъ своихъ къ новообращеннымъ христіанамъ, святые апостолы увѣщеваютъ ихъ съ познаніемъ Бога соединять исправленіе жизни и успѣвать во всякой добродѣтели.

Итакъ, христіанинъ, если желаешь вѣчной жизни, то старайся познать Бога не умомъ только холоднымъ, но всѣмъ сердцемъ, дѣлами докажи познаніе Его; ты знаешь, что Богъ святъ; старайся быть и самъ святымъ; знаешь, что Богъ благъ и милосердъ, и ты будь сострадателенъ, снисходителенъ и милосердъ; знаешь, что Богъ долготерпѣливъ, и ты долготерпи; терпѣніемъ вашимъ спасайте души ваши: претерпѣвий до конца спасенъ будетъ, говоритъ Господь; знаешь, что Богъ правосуденъ, — и ты наблюдай справедливость во всемъ; знаешь, что Богъ прещедръ и ще/с. 106/дроты Его на всѣхъ дѣлахъ Его, и ты перестань быть скупымъ и наносить хулу Всещедрому твоею скупостію; знаешь, что Богъ пречистъ, и ты возлюби чистоту душевную и тѣлесную и гнушайся нечистоты грѣха, особенно нечистоты плотской; знаешь, что Іисусъ Христосъ училъ о пользѣ и необходимости поста для человѣка, старайся и ты быть воздержнымъ; не противорѣчить самъ себѣ, зная одно, а дѣлая совсѣмъ другое. Вотъ такое познаніе Бога и Христа приведетъ тебя вѣрно къ вѣчной жизни. Аминь. (Сост. по «Полн. собр. соч.» прот. Іоанна Сергіева).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 103-106.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.