Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ СВ. ОТЕЦЪ.
33. О Вселенскихъ Соборахъ.

Нынѣ св. Церковь воспоминаетъ и прославляетъ святыхъ и Богоносныхъ Отцевъ перваго вселенскаго Собора, созванныхъ св. равноапостольнымъ Константиномъ въ Никеѣ, въ 325 году, для утвержденія истиннаго ученія о Божествѣ Іисуса Христа, противъ ложнаго ученія Арія, не признававшаго Сына Божія вѣчнымъ и единосущнымъ Отцу. Весьма поучительна для насъ, братія, исторія вселенскихъ соборовъ, которыхъ было седмь. Соборы сіи названы вселенскими потому, что на нихъ, по важности, собирались патріархи, архіепископы, епископы и пресвитеры со всѣхъ странъ тогдашняго міра, гдѣ только были Церкви православныя. Главнымъ поводомъ къ ихъ собранію было появленіе еретиковъ, смущавшихъ православныхъ христіанъ своимъ превратнымъ ученіемъ относительно существенныхъ истинъ вѣры. Такъ, когда еретикъ Арій, бывшій пресвитеромъ въ Александріи, сталъ распространять ложное ученіе объ Іисусѣ Христѣ, Константинъ Великій собралъ, какъ мы сказали, въ Никеѣ первый соборъ. На этотъ соборъ собралось 318 отцевъ, ложное ученіе Арія было опровергнуто, самъ еретикъ былъ сосланъ въ ссылку и утвержденъ былъ догматъ о вѣчности Сына Божія и единосущіи Его съ Богомъ Отцемъ. Когда потомъ явился еретикъ Македоній, который нечестиво училъ, что Св. Духъ не есть Богъ, а только сотворенная сила, то благочестивый императоръ Ѳеодосій 1-й созвалъ второй вселенскій соборъ въ Константинополѣ въ 381 году. Собралось 150 отцевъ, которые утвердили признавать Духа Святаго Господомъ, равнымъ со Отцемъ и Сыномъ. На этихъ двухъ соборахъ для руководства вѣрующихъ въ исповѣданіи вѣры составленъ Сѵмволъ Вѣры, состоящій изъ 12 членовъ. Послѣ сихъ двухъ соборовъ были еще пять вселенскихъ соборовъ, утвердившихъ догматы православной вѣры и опровергнувшихъ лжеученія еретиковъ.

/с. 107/ Кромѣ утвержденія догматовъ вѣры, на вселенскихъ Соборахъ отцами Церкви было постановлено много правилъ, касавшихся порядка и благочинія церковнаго и вмѣстѣ съ тѣмъ утверждены къ обязательному исполненію 85 правилъ, по преданію сохранившихся отъ апостоловъ, а также постановленія 9 помѣстныхъ соборовъ. Кругъ сихъ соборныхъ постановленій обнимаетъ все церковное законодательство, которымъ и донынѣ неизмѣнно руководствуется св. православная Церковь, дорожа этимъ древнимъ наслѣдіемъ, какъ святынею. Въ этомъ особенно отношеніи исторія вселенскихъ соборовъ поучительна для нынѣшняго времени. Прежде всего изъ этой исторіи для всякаго очевидно, что отцы Церкви, собравшіеся на сіи соборы, были всегда одушевлены тою спасительною вѣрою, что единственный Глава Церкви есть Самъ Господь Іисусъ Христосъ. Много было на этихъ соборахъ святителей и учителей, знаменитыхъ мудростію и преисполненныхъ дарованіями духовными, — много было мучениковъ и исповѣдниковъ, еще носившихъ на тѣлѣ своемъ язвы страданій за вѣру, — много было препрославленныхъ подвижниковъ и чудотворцевъ, Самимъ Богомъ свидѣтельствованныхъ знаменіями и чудесами многими, — но никто изъ сихъ великихъ мужей не дерзалъ никогда присвоять себѣ единолично рѣшающаго голоса на соборахъ, никто не домогался первенства, — всѣ соблюдали себя въ смиреніи и послушаніи, какъ рабы и служители Христа, всѣ прислушивалисъ къ голосу вселенскаго согласія, въ которомъ они слышали гласъ Господень. Какъ сами апостолы на соборѣ, бывшемъ въ Іерусалимѣ, свое опредѣленіе запечатлѣли словами: «изволися Духу Святому и намъ» (Дѣян. 15, 28), такъ и на послѣдующихъ соборахъ отцы Церкви всегда предначинали изложеніе своихъ соборныхъ опредѣленій тѣмъ же выраженіемъ, свидѣтельствовавшимъ ихъ вѣру въ Богодухновенность сихъ опредѣленій. Для нагляднаго же представленія невидимаго присутствія на соборѣ Главы Церкви Господа Іисуса Христа, обыкновенно, на первомъ мѣстѣ на столѣ, вокругъ котораго возсѣдали отцы, полагалось святое Евангеліе, предъ которымъ, какъ предъ лицемъ Самого Іисуса Христа, истина свидѣтельствовалась твердо и нелицемѣрно и о личномъ произволѣ, или упорствѣ въ рѣшеніяхъ не было помышленій, а всѣ единомысленно преклонялись предъ вселенскимъ согласіемъ. Предъ такимъ высокимъ примѣромъ благоговѣйнаго отношенія къ истинѣ, какъ недостойны должны казаться нынѣшнія притязанія римо-католиковъ, провозглашающихъ, будто папа, какъ глава Церкви, выше вселенскихъ соборовъ, можетъ единолично рѣшать дѣла Церкви и отмѣнять самыя соборныя по/с. 108/становленія, не спрашиваясь вселенскаго согласія! Такой гордый произволъ папства къ чему могъ привести, какъ уже дѣйствительно и привелъ, какъ только къ гибельному отступничеству отъ православія? Исторія вселенскихъ соборовъ поучительна для насъ еще въ томъ отношеніи, что она свидѣтельствуетъ о великой ревности, какою древніе христіане и ихъ пастыри одушевлены были въ дѣлѣ охраненія истинъ вѣры и преданій церковныхъ отъ всякаго произвольнаго ихъ измѣненія. Изъ самыхъ отдаленныхъ странъ, терпя всевозможныя лишенія, цѣлыми сотнями собирались отцы Церкви въ назначенные для соборовъ города, — мужественно противостояли они сильнымъ міра сего, нерѣдко покровительствовавшимъ еретикамъ, и готовы были претерпѣть все за цѣлость и чистоту православія. Предъ лицемъ сихъ ревнителей истины Христовой, — да посрамится равнодушіе къ вѣрѣ нынѣшнихъ христіанъ, проповѣдующихъ безразличіе въ исповѣданіи вѣры и явно домогающихся дарованія полной свободы разнымъ вѣроисповѣданіямъ провозглашать свои религіозныя мнѣнія, какъ бы ни были они сумасбродны.

Дорожите, братія, драгоцѣннымъ наслѣдіемъ православія, незыблемо утвержденнаго на семи вселенскихъ соборахъ, какъ на семи несокрушимыхъ столпахъ. «Бодрствуйте, стойте въ вѣрѣ, мужайтеся, утверждайтеся» (1 Кор. 16, 13) примѣромъ Богоносныхъ отцевъ Церкви. («Воскр. Бесѣды», 1890 г.).

Даровавшій вѣрнымъ поборникамъ православія благодатную силу восторжествовать въ свое время надъ ересями и расколами, Христосъ и на будущее время всѣмъ намъ далъ твердое огражденіе и опору нашего православія въ богодухновенныхъ опредѣленіяхъ соборовъ, на коихъ, какъ на несокрушимыхъ столпахъ, зиждется зданіе Церкви православной. Сими соборными вѣроопредѣленіями, какъ богодарованнымъ орудіемъ, мы и должны отражать всякія попытки суемудренныхъ людей извратить истину православія и отвратить насъ отъ единомыслія церковнаго. Несомнѣнно должно быть для насъ, что, если кто будетъ говорить противное симъ соборнымъ опредѣленіямъ, тотъ, очевидно, провозглашаетъ ересь и если таковый не вразумляется словомъ истины, содержимой Церковію православною и утвержденной вселенскимъ ея согласіемъ, то отъ него, какъ отъ еретика, всякій православный христіанинъ долженъ, по заповѣди апостольской, отвращаться. (Тит. 3, 10).

Отвращаться должно не только сердцемъ, но и слухомъ, такъ какъ хитрыя и ядовитыя рѣчи лжеучителей и раздорниковъ церковныхъ, скорѣе всего могутъ отравлять души слабыхъ и не ис/с. 109/кусныхъ въ вѣрѣ, подрывая въ нихъ довѣріе къ проповѣдникамъ православія. Много нынѣ противниками истины Христовой распространяется книгъ, въ которыхъ то явно, то подъ прикрытіемъ проповѣдуются вредныя ученія. Много печатается противъ порядковъ церковныхъ и священно-служителей также съ затаенною цѣлью подорвать довѣріе къ учрежденіямъ церковнымъ и отвлечь христіанъ отъ единомыслія въ вѣрѣ и любви съ матерью нашею Церковію православною. Опасно да блюдетъ себя каждый христіанинъ отъ увлеченія проповѣдуемыхъ въ нынѣшнее время разрушительныхъ ученій. Стойте, братія, твердо въ союзѣ церковномъ и «вся искушающе, добрая держите» (1 Сол. 5, 20). (Сост. по «Воскр. Бесѣд.», 1892 г., стр. 77).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 106-109.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.