Церковный календарь
Новости


2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ СВ. ОТЕЦЪ.
34. Главные догматы православной вѣры.

Се же есть животъ вѣчный, да знаютъ Тебе единаго истиннаго Бога и Егоже послалъ еси Іисуса Христа (Іоан. 17, 3).

Истинное ученіе — о Богѣ и Іисусѣ Христѣ, безъ сомнѣнія, то, которое заключается въ Божественномъ откровеніи; знаетъ Бога и Іисуса Христа тотъ, кто принимаетъ и исповѣдуетъ это самое ученіе.

Но, братія, откровеніемъ пользуемся не мы одни: имъ пользовался и нечестивый Арій, преданный анаѳемѣ святыми отцами перваго вселенскаго собора, въ честь которыхъ празднуетъ нынѣ святая Церковь. Недостаточно знать откровенныя истины о Богѣ и Іисусѣ Христѣ, а надобно еще правильно понимать ихъ: ложное пониманіе, конечно, не послужитъ къ нашему спасенію. Когда же мы можемъ правильно понимать эти истины, безъ опасности заблуждаться? Не тогда, когда, читая слово Божіе, будемъ сами толковать его каждый по своему, а когда будемъ разумѣть его такъ, какъ разумѣетъ и изъясняетъ святая Церковь. Самые просвѣщенные и благонамѣренные человѣческіе умы, по одной ограниченности своей, могутъ заблуждаться въ этомъ, какъ и во всякомъ дѣлѣ, если будутъ дѣйствовать безъ надежнаго руководства, а тѣмъ болѣе — умы менѣе просвѣщенные и благонамѣренные: отсюда-то и произошли всѣ ереси и расколы. Потому Господь Богъ, сообщая людямъ Свое откровеніе, ввѣрилъ его для храненія не частнымъ лицамъ, а Своей святой каѳолической или вселенской Церкви, которую и поставилъ быть нашею наставницею въ дѣлахъ вѣры и которая не можетъ въ этомъ случаѣ погрѣшать, будучи, по выраженію апостола, столпомъ и утвержденіемъ истины /с. 110/ (1 Тим. 3, 15). Отъ чего вселенская Церковь не можетъ погрѣшать въ дѣлахъ вѣры? Отъ того, что Глава Церкви, постоянно ей присущая, есть Самъ Господь Іисусъ, Который руководитъ ею и предохраняетъ ее отъ всякаго заблужденія (Еф. 1, 22, 23); — отъ того, что въ Церкви обитаетъ Самъ Духъ Святый, Духъ истины, Который и наставляетъ ее на всякую истину (Іоан. 14, 16, 26). Орудіями, чрезъ которыя Христова Церковь преподаетъ людямъ свое непогрѣшительное ученіе, служатъ пастыри и учители, которые для того поставляются Іисусомъ Христомъ, да не бываемъ ктому младенцы, влающеся и скитающеся всякимъ вѣтромъ ученія, во лжи человѣчестѣй, въ коварствѣ козней льщенія (Еф. 4, 14). Вслѣдствіе такого устройства Церкви во всѣ времена, какъ только возникала какая-либо ересь, взоры всѣхъ вѣрующихъ обращались къ пастырямъ и учителямъ Церкви; предстоятели Церкви — епископы, когда находили нужнымъ, собирались на вселенскіе соборы, общимъ голосомъ обличали ереси и опредѣляли: какъ должно вѣровать христіанамъ. И опредѣленія вселенскихъ соборовъ считались голосомъ самой истины, Самого Іисуса Христа и Духа Святаго. Эти-то опредѣленія доселѣ остаются неизмѣннымъ основаніемъ и руководствомъ для всего ученія святой православной Церкви.

Будемъ же, братія, твердо и неуклонно держаться ученія нашей духовной Матери, — святой православной Церкви; будемъ съ живою вѣрою принимать сердцемъ и исповѣдывать устами все, что она преподаетъ намъ, на основаніи откровенія, объ истинномъ Богѣ и посланномъ Имъ Іисусѣ Христѣ, чтобы мы достигли живота вѣчнаго. Въ случаяхъ какихъ-либо недоумѣній о предметахъ вѣры, обращайтесь къ пастырямъ и учителямъ Церкви, законно поставленнымъ, и отвращайте навсегда слухъ вашъ отъ самозванныхъ учителей и пастырей, которые, уклонившись отъ православной Церкви въ ереси или расколы, позволяютъ себѣ толковать Слово Божіе по своему произволу, и, будучи сами слѣпцами, увлекаютъ и другихъ несчастныхъ слѣпцовъ къ вѣчной погибели. (Изъ поученій Макарія, митр. моск., т. 2-й).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 109-110.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.