Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 15 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ СВ. ОТЕЦЪ.
35. Объ истинномъ счастіи человѣка на землѣ.

Вопросомъ объ устроеніи благополучія и довольства человѣка на землѣ постоянно занимались и занимаются люди. Учрежденій и мѣропріятій множество, а счастія все нѣтъ на землѣ, и человѣкъ доселѣ не блаженствуетъ. Видно, что не такъ, односторонне, берутся за это дѣло благодѣтелями человѣчества именующіеся; они забываютъ слышанную нами евангельскую истину: Се есть животъ вѣчный, да знаютъ Тебе Единаго истиннаго Бога, и Егоже послалъ еси Іисусъ Христа (Іоан. 17, 3).

Человѣкъ, по самому существу своему, принадлежитъ двумъ мірамъ — небесному и земному. Ничто на землѣ не можетъ вполнѣ удовлетворить и насытить его души, предназначенной къ жизни небесной. Здѣсь ей душно и тѣсно, какъ тѣлу нашему въ тѣсной комнатѣ съ спертымъ воздухомъ. Тѣмъ болѣе она томится и скучаетъ, чѣмъ болѣе стараются привязать ее къ земнымъ благамъ и занятіямъ. Имѣя источникъ жизни своей въ Богѣ, она всѣми силами своими и устремляется къ Нему, какъ растеніе къ свѣту, отъ Бога жаждетъ освѣженія и возбужденія, какъ изсохшая земля жаждетъ влаги дождя небеснаго. Въ силу такого внутренняго требованія души язычники, не имѣя понятія о Богѣ, сами изобрѣли себѣ боговъ. Посему-то одинъ древній христіанскій писатель справедливо называетъ душу человѣка по природѣ христіанкою. Вдунувши въ человѣка душу живую по образу Своему, Творецъ положилъ для нея неизмѣнный законъ общенія и единенія съ Собою. Какъ ни извращаетъ человѣкъ своей природы, — отдѣлаться отъ своего званія и стремленія къ высшему и Божественному, никогда однакоже не можетъ; въ пристрастіи къ одному земному и чувственному нравственно падаетъ, въ паденіи и мучается нравственно, въ такомъ мученіи душевномъ имѣетъ задатокъ и начало и вѣчныхъ своихъ мученій. Истинный христіанинъ, видя причину своего несчастія въ грѣховныхъ паденіяхъ, имѣетъ утѣшительную надежду на заслуги предъ Богомъ, Отцемъ Единороднаго Сына Божія, Своего Спасителя, на возстановленіе нарушеннаго грѣхомъ союза съ Богомъ, на вѣчную жизнь съ Господомъ, источникомъ жизни и блаженства. Не дорогъ для него міръ земной самъ по себѣ, а дорога жизнь его души, начинающей здѣсь свое нравственное развитіе для вѣчной жизни въ мірѣ духовномъ. Не страшны христіанину и несчастія, и лишенія, и болѣзни въ земной жизни, смотрящему на нее, какъ на переходное состояніе. Страшенъ ему грѣхъ, какъ хищникъ, лишающій его духовно-нравственнаго состоянія. Страшно ему ходить вдали отъ Бога, какъ въ сѣни смерти вѣчной, какъ въ преддверіи ада.

/с. 112/ Учись, христіанинъ, постоянно познавать Бога Творца своего, Господа Іисуса Христа, твоего Спасителя, Духа Святаго, Совершителя твоего спасенія. Читай какъ можно чаще Слово Божіе и другія книги, его объясняющія. Познавай Бога не умомъ только, но и всею душею твоею; стремись къ общенію съ Нимъ въ молитвѣ, таинствахъ, добрыхъ дѣлахъ. И въ ожиданіи неба будешь всѣмъ доволенъ, за все благодаренъ, въ несчастіяхъ благодушенъ, всегда покоенъ, сколько можно быть покойнымъ здѣсь, на землѣ. Благочестіе христіанское, не говоря о блаженствѣ вѣчномъ, необходимо и для земного нашего счастія. Благочестіе на все полезно есть, обѣтованіе имущее живота нынѣшняго и грядущаго (1 Тим. 4, 8). («Воскресныя Бесѣды», 1892 г., стр. 86).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 111-112.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.