Церковный календарь
Новости
2019-02-19 / russportal
Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). "За все благодарите" (1985) 2019-02-19 / russportal Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). "Слава Богу за все!" (1985) 2019-02-19 / russportal Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). День Благодаренія (1985) 2019-02-19 / russportal Еп. Митрофанъ. Слово на крещеніи А. В. Алферьевой (1985) 2019-02-19 / russportal Еп. Митрофанъ. Два слова новобрачнымъ (1985) 2019-02-19 / russportal Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). "Я Свѣтъ міру" (1985) 2019-02-18 / russportal Еп. Митрофанъ Бостонскій. Память св. Апостола Андрея Первозваннаго (1985) 2019-02-18 / russportal Еп. Митрофанъ Бостонскій. Воздвиженіе Честнаго и Животвор. Креста (1985) 2019-02-18 / russportal Блаж. Августинъ. "О жизни блаженной", одна книга (1879) 2019-02-18 / russportal Блаж. Августинъ. "Противъ академиковъ", книга 3-я (1879) 2019-02-18 / russportal Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ епископу Аделфію (1903) 2019-02-18 / russportal Свт. Аѳанасій Великій. Посланіе къ епископу Эпиктету (1903) 2019-02-17 / russportal Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Рождество Пресв. Богородицы (1985) 2019-02-17 / russportal Еп. Митрофанъ Бостонскій. Усѣкновеніе главы св. Іоанна Предтечи (1985) 2019-02-17 / russportal Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Успеніе Пресв. Богородицы (3-е слово) (1985) 2019-02-17 / russportal Еп. Митрофанъ (Зноско-Боровскій). Успеніе Пресв. Богородицы (2-е слово) (1985) Новости въ видѣ RSS-канала: ![]() |
Церковная письменность Русскаго Зарубежья
Изданія
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года. 36. Сошествіе Св. Духа на апостоловъ. Семь недѣль прошло со времени той Пасхи, которая ознаменовалась страшнымъ смятеніемъ по случаю распятія Іисуса Христа. Враги Его ликовали, полагая, что это непріятное для нихъ дѣло потушено навсегда, и съ усыпленною совѣстью готовились къ новому великому празднику — Пятидесятницѣ, совершавшейся въ воспоминаніе о дарованіи Синайскаго закона. Іудеи проводили ночь на этотъ праздникъ въ священныхъ пѣснопѣніяхъ и въ чтеніи священныхъ книгъ, повѣствовавшихъ о дарованіи Синайскаго закона. Для апостоловъ и учениковъ Христовыхъ эта ночь была временемъ перехода отъ закона къ благодати, и они, пребывая въ молитвѣ, просили вознесшагося Учителя о ниспосланіи Св. Духа, Который далъ бы имъ новый законъ благодати для возвѣщенія его всему міру. Въ такой молитвѣ прошла вся ночь и наступило утро. Было около трехъ часовъ — по теперешнему около девяти часовъ утра, и когда они молились, внезапно сдѣлался необыкновенный шумъ съ неба, какъ бы отъ несущагося бурнаго вѣтра; домъ, гдѣ они находились, потрясся до основъ, какъ бы отъ землетрясенія. Не успѣли они оправиться, какъ послѣдовало новое явленіе: какъ бы пламя огненное освѣтило домъ, и раздѣляющіеся языки его почили по одному на каждомъ изъ нихъ. При первыхъ вопросахъ удивленія, съ которыми они обращались другъ къ другу, они увидѣли, что говорятъ на разныхъ, дотолѣ невѣдомыхъ имъ языкахъ, и внутри себя чувствовали притокъ новыхъ могучихъ силъ. Они почувствовали себя какъ бы вновь рожденными. Мысли возвышен/с. 113/ныя и глубокія зароились въ ихъ умахъ, и вѣра, горячая, какъ пламя запылала въ ихъ сердцахъ. Мгновенно воспомянулось имъ все ученіе, которое они нѣкогда слышали отъ Учителя, и каждое слово этого ученія требовало открытаго всенароднаго исповѣданія. Они поняли, что «исполнились Духа Святаго, и Духъ давалъ имъ провѣщавать», — исповѣдать Христа и проповѣдывать Его слово. Между тѣмъ и народъ, пораженный происшедшими необычайными явленіями, пришелъ въ смятеніе и устремился къ дому, въ которомъ находились богопросвѣщенные апостолы. Они вышли къ народу и начали свою вдохновенную рѣчь. Безмолвно внимали несмѣтныя толпы народа дивнымъ рѣчамъ, онѣ чувствовали только, что эти рѣчи жгутъ сердца ихъ и къ большему своему изумленію замѣтили, что всѣ они теперь слышатъ каждый свой языкъ и отъ кого же? — отъ этихъ невѣжественныхъ галилеянъ, одно имя которыхъ звучало презрѣніемъ! Всѣ обращались другъ къ другу за разъясненіемъ непонятнаго явленія. «Сіи говорящіи не всѣ ли галилеяне?» — удивленно спрашивали въ народѣ другъ друга. «Какъ же мы слышимъ каждый собственное нарѣчіе, въ которомъ родились, слышимъ ихъ нашими языками говорящихъ о великихъ дѣлахъ Божіихъ?» Ученіе Христово должно было проповѣдаться всѣмъ народамъ земли, а между тѣмъ ихъ раздѣляла преграда въ видѣ разности языковъ и нарѣчій. Даръ языковъ устранялъ эту преграду, и слово Христово могло свободно распространяться по всему міру. Среди народа нашлись и такіе безумцы, которые насмѣхаясь, говорили объ апостолахъ, что они напились сладкаго вина. Такъ кощунственное легкомысліе всегда посмѣивается надъ святымъ вдохновеніемъ! Великому дѣлу Божію грозило общее посмѣяніе. Тогда изъ среды апостоловъ выступилъ ап. Петръ и съ такими словами обратился къ волновавшейся толпѣ: «Мужи іудейскіе и всѣ обитающіе въ Іерусалимѣ! да будетъ вамъ извѣстно, и внимайте словамъ моимъ: они не пьяны, какъ вы думаете, ибо теперь третій часъ дня; но это предреченное пророкомъ Іоилемъ: и будетъ въ послѣдніе дни, говоритъ Господь, излію отъ Духа Моего на всякую плоть, и будутъ пророчествовать. Выслушайте слова сіи: Іисуса Назорея, Мужа засвидѣтельствованнаго вамъ отъ Бога знаменіями и чудесами, которыя Богъ сотворилъ чрезъ Него среди васъ, какъ и сами знаете, Сего вы сами, пригвоздивъ руками беззаконныхъ, убили... Но Богъ воскресилъ Его, расторгнувъ узы смерти... Сему мы всѣ свидѣтели. И такъ Онъ, бывъ вознесенъ десницею Божіею и принявъ отъ Отца обѣтованіе Св. Ду/с. 114/ха, излилъ то, что вы нынѣ видите и слышите... Итакъ, твердо знай весь домъ Израилевъ, что Богъ сдѣлалъ Господомъ Христомъ того Іисуса, Котораго вы распяли». Выслушавъ такую рѣчь ап. Петра, многіе бросились къ нему и другимъ апостоламъ восклицая: «Что намъ дѣлать, мужи и братія? Петръ же сказалъ имъ: покайтесь и да крестится каждый изъ васъ во имя Іисуса Христа для прощенія грѣховъ и получите даръ Св. Духа». Въ тотъ день крестилось около трехъ тысячь человѣкъ. И это горчичное зерно Евангелія, малѣйшее изъ всѣхъ зеренъ, возрасло въ великое древо — Христіанскую Церковь, которая обнимаетъ собою все лучшее человѣчество, призывая къ себѣ и тѣхъ, которые еще по невѣдѣнію или злобному упорству уклоняются отъ ея материнскихъ объятій и не находятся въ единоспасающемъ лонѣ. Она есть тотъ всемірный храмъ, въ которомъ пребываетъ всеживотворящій и всенаполняющій Св. Духъ, — это Сокровище всякаго блага, это — Источникъ жизни, внѣ котораго царствуетъ смерть или прозябаетъ лишь призрачная жизнь. Насколько же велико ослѣпленіе тѣхъ, которые въ наше время, уже будучи приняты св. Церковію въ свое спасающее лоно, съ дерзкою самонадѣянностію оставляютъ ее и думаютъ найти жизнь въ темныхъ трущобахъ различныхъ ересей и раскола. («Церк. Вѣстникъ», 1893 г.).
Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 112-114.
|