Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 2.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

ПЯТИДЕСЯТНИЦА.
37. Праздникъ Святой Троицы.

Предъ Своими страданіями Господь нашъ Іисусъ Христосъ, утѣшая скорбѣвшихъ о предстоящей съ Учителемъ разлукѣ апостоловъ, обѣщалъ имъ ниспослать Утѣшителя Святаго Духа, Который пребудетъ съ ними во вѣки. На десятый день по вознесеніи на небо Господь исполнилъ это Свое обѣщаніе.

Когда всѣ апостолы и ученики Христовы были вмѣстѣ, въ этотъ день утромъ внезапно поднялся шумъ, какъ бы отъ несущагося вѣтра, и наполнилъ весь домъ. Тогда сошелъ на апостоловъ Святый Духъ въ видѣ огненныхъ языковъ; апостолы тотчасъ же заговорили на разныхъ языкахъ, которыхъ прежде не знали. День, въ который случилось это чудесное событіе, по церковному называется Пятидесятницею, потому что сошествіе Святаго Духа совершилось на пятидесятый день по воскресеніи Спасителя, въ тотъ самый день, въ который евреи праздновали тогда ветхозавѣтную пятидесятницу. Въ народѣ же этотъ праздникъ называется Троицынымъ днемъ; это потому, что чрезъ сошествіе /с. 115/ Святаго Духа людямъ ясно открылись всѣ три лица Святой Троицы: Богъ Отецъ, Богъ Сынъ и Богъ Духъ Святый. Богъ Отецъ послалъ Сына Своего на землю для спасенія человѣческаго рода; Сынъ Божій, Іисусъ Христосъ, Своими страданіями искупилъ людей отъ грѣха, проклятія и смерти; Духъ Святый снизошелъ на землю, чтобы Своею всесильною и животворящею благодатію помогать человѣку въ достиженіи вѣчнаго блаженства чрезъ исполненіе евангельскихъ заповѣдей.

Апостолы и другіе ученики Христовы, собравшіеся вмѣстѣ и воспріявшіе на себя дары Святаго Духа, образовали собою первую общину вѣрующихъ во Христа, первую Церковь. Своимъ сошествіемъ Святый Духъ освятилъ и утвердилъ ее, излилъ на нее благодатные дары и торжественно посвятилъ апостоловъ на служеніе Церкви Божіей. Такъ установилась Церковь Христова на землѣ для спасенія всѣхъ людей, для усвоенія ими искупительныхъ заслугъ Спасителя. Огненные языки, которые почили на каждомъ изъ апостоловъ, изображали силу апостольской проповѣди. Раздѣленіе языковъ означало то, что апостолы должны были разойтись по всему міру для проповѣди Евангелія всѣмъ народамъ. Съ этого времени апостолы содѣлались сосудами благодати Святаго Духа. Все, что они дѣлали, говорили, писали для просвѣщенія, освященія и спасенія людей, во всемъ поступали по внушенію Святаго Духа. Съ того времени Духъ Святый не оставлялъ апостоловъ и установленную ими Церковь Христову на землѣ. Апостолы передали свою власть служенія Церкви Христовой своимъ преемникамъ пастырямъ, а вмѣстѣ съ властію передали имъ и благодатные дары Святаго Духа для наученія и освященія людей. Такимъ образомъ Духъ Святый всегда пребывалъ и будетъ пребывать до скончанія вѣка въ Церкви Христовой, Своими благодатными дарами освящая ее, сохраняя отъ козней діавола, содѣйствуя ея преуспѣянію и распространенію.

Истинной Церкви Христовой принадлежитъ непреложное обѣтованіе Спасителя: созижду Церковь Мою, и врата адова не одолѣютъ ю. Сколько было дерзкихъ нападеній, жестокихъ гоненій на Церковь Христову со стороны ея враговъ, и однакоже всякій разъ нападавшіе на нее враги погибали, а она возвышалась и съ каждою побѣдою становилась все сильнѣе, неодолимѣе. Когда гоненія отъ язычниковъ прекратились, сатана придумалъ новое, хитрое средство вредить христіанству поселеніемъ внутри его раздоровъ, или такъ называемыхъ ересей. Возстали лжехристы и лжепророки, появились дерзкіе богохульники и лжеучители, которые къ высочайшему ученію Христову стали примѣшивать свои злыя /с. 116/ мнѣнія. Своими нелѣпыми прибавками они старались искажать святую вѣру Христову. Сколько и донынѣ среди самаго православнаго христіанства существуетъ волковъ въ овечьихъ одеждахъ, которые всякимъ вѣтромъ ложнаго, бѣсовскаго ученія колеблютъ православную вѣру и Церковь, какъ корабль на бурномъ морѣ. Кто, какъ не враги Церкви, эти закоренѣлые раскольники, которые слишкомъ двѣсти лѣтъ терзаютъ нашу Церковь православную своими злѣйшими хулами. Но и помимо ихъ, сколько нынѣ расплодилось новыхъ самозванныхъ благовѣстниковъ, лжепророковъ и лжеапостоловъ, которые въ иныхъ мѣстахъ успѣшно совращаютъ простыхъ людей съ пути святаго Православія. Сколько разныхъ сумасбродовъ, которые выдаютъ себя за посланниковъ свыше и сообщаютъ какія-то новыя откровенія!

Всѣ такіе лжеучители работаютъ врагу нашего спасенія, желающему такъ или иначе уничтожить на землѣ святую вѣру и святую Церковь православную. Но намъ, истиннымъ чадамъ Христовой Церкви, при всякомъ соблазнѣ нужно помнить, что внѣ Церкви не можетъ быть благодатнаго освященія и спасенія. «Не нужно у другихъ искать истину», говоритъ святый Ириней Ліонскій, «ее легко можно заимствовать отъ Церкви; ибо въ нее, какъ въ богатую сокровищницу, апостолы положили все, что принадлежитъ истинѣ. Кто чуждается Христовой Церкви, тотъ чуждается Самого Христа, не можетъ получить спасенія, хотя бы онъ проводилъ жизнь добродѣтельную. Да и какъ можетъ приносить плоды вѣтка, отрѣзанная отъ лозы виноградной? Азъ есмь лоза, сказалъ Спаситель, вы же рождіе.

Господь поручилъ Церкви дѣло нашего спасенія, и потому всякое самочиніе въ семъ дѣлѣ ведетъ прямо къ погибели. «Кому Церковь не мать, тому Богъ не отецъ», говорилъ знаменитый святитель, святый Кипріанъ. («Воскр. день», 1888 г.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 114-116.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.