Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Начало болѣзней (1996)
2018-11-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ ред. газеты "Новое Русское Слово" (1996)
2018-11-17 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 3-е основаніе (1992)
2018-11-17 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 2-е основаніе (1992)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 18 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

ПЯТИДЕСЯТНИЦА.
38. О Троицѣ Лицъ во Единомъ Богѣ.

Нынѣ празднуемъ мы въ честь и славу Пресвятыя, Единосущныя, Живоначальныя и Нераздѣльныя Троицы: о чемъ же приличнѣй потому и бесѣдовать нынѣ, какъ не о тѣхъ же Лицахъ, въ честь Которыхъ совершается празднество?

Слово Божіе открываетъ, что Богъ есть Единъ во всей силѣ сего слова, что однакоже Сей Единый, по существу Своему Богъ состоитъ изъ Трехъ Лицъ. Ибо Тотъ же Самый, Который въ Синаѣ являлся Единымъ и вѣщалъ чрезъ Моисея: Слыши, Израилю, Господь Богъ твой, Господь Единъ есть! (Второз. 6, 4), Тотъ же Самый на Іорданѣ открылся въ трехъ видахъ и потомъ чрезъ Евангелиста Своего провозгласилъ: три суть свидѣтельствующіи на небеси: Отецъ, Слово и Святый Духъ и сіи три едино суть (1 Іоан. 5, 7). И Самъ Сынъ Божій, посылая апостоловъ для обращенія всего міра изъ тьмы къ свѣту, повелѣлъ имъ крестить всѣ народы во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Посему, въ Единомъ Богѣ мы исповѣдуемъ Трехъ — Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго. Богъ Отецъ именуется такъ потому, что Онъ, будучи источнымъ началомъ всего Божества, предвѣчно родилъ Сына и предвѣчно же произвелъ изъ Себя Пресвятаго Духа. Богъ Сынъ именуется такъ потому, что Онъ рожденъ отъ вѣчности Отцемъ изъ собственнаго Его Существа, а во времени Онъ же, какъ человѣкъ, благоволилъ родиться отъ Пресвятыя Дѣвы Маріи. Богъ Духъ Святый именуется такъ потому, что Онъ предвѣчно исходитъ отъ Отца и Самъ одушевлялъ все сущее, особенно духи и души разумныя. Чѣмъ отличаются между Собою Лица Божества, явствуетъ уже изъ самаго названія ихъ. Богъ Отецъ, по ученію Св. Писанія, служитъ началомъ Сы/с. 118/на и Духа, Самъ Сый безначаленъ и безвиновенъ; Богъ Сынъ рождается, но не рождаетъ и не производитъ Духа; Богъ Духъ Святый исходитъ отъ Отца, но не рождается, и Самъ не рождаетъ и не производитъ. Отчество, сыновство и происхожденіе, вотъ три отличительныя свойства Лицъ Божественныхъ! Отличаясь такимъ образомъ другъ отъ друга, сіи три Лица составляютъ единаго и того же Бога: Отецъ есть Богъ, Сынъ есть Богъ и Духъ Святый есть Богъ: но не три Бога, а едино Божество.

Ученіе о Св. Троицѣ составляетъ сущность всей нашей вѣры, основаніе всѣхъ добродѣтелей, источникъ нашей радости.

Вѣруя въ Отца, Сына и Святаго Духа, мы, какъ христіане, отличаемся отъ язычниковъ, іудеевъ и магометанъ.

Ученіе о Св. Троицѣ составляетъ краткое содержаніе всей нашей вѣры.

Словами: вѣрую во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа — выражается въ краткой формѣ вся христіанская вѣра. И мы должны вѣровать во Св. Троицу, потому что Іисусъ Христосъ сказалъ: «шедше научите всѣ языки, крестяще ихъ во имя Отца, и Сына, и Св. Духа» (Матѳ. 28, 19). Слѣдовательно, Сынъ и Духъ Святый есть такъ же Богъ, какъ и Богъ Отецъ и эта вѣра проникаетъ и запечатлѣваетъ всю нашу религіозную жизнь.

Единственное основаніе истинно-христіанскихъ добродѣтелей. Христіанинъ избѣгаетъ зла и дѣлаетъ добро изъ любви къ небесному Отцу, изъ благодарности къ Сыну и изъ благоговѣнія къ Святому Духу. Онъ стремится къ добродѣтели, потому что Отецъ хочетъ добра, Сынъ умеръ за грѣхи, и Святый Духъ обитаетъ съ Своею благодатію только въ добрыхъ душахъ.

Величайшая для насъ радость и утѣшеніе, что любящій Богъ печется о насъ, и этотъ Богъ — нашъ Отецъ.

Наша радость и утѣшеніе, что Іисусъ Христосъ принесъ намъ съ неба полную истину, что Онъ пріобрѣлъ намъ право на усыновленіе Божіе.

Наше утѣшеніе и радость, что Духъ Святый управляетъ Церковію Божіею, охраняетъ ее отъ заблужденій, просвѣщаетъ всякаго человѣка, согрѣваетъ, укрѣпляетъ и живитъ.

Братія! Велико счастье наше, что мы, христіане, вѣруемъ въ Тріединаго Бога. Но нашу вѣру мы должны свидѣтельствовать дѣлами, дабы Святое Имя Божіе не хулилось нашею жизнъю среди иновѣрныхъ.

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 117-118.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.