Церковный календарь
Новости


2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №1 (14 марта 1906 г.)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Раздѣленіе на секціи (1906)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 23 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

ПЯТИДЕСЯТНИЦА.
39. Слово въ недѣлю Пятидесятницы о Пресвятой Троицѣ.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Спаситель нашъ, Господь Іисусъ Христосъ, разлучаясь съ Учениками Своими предъ вольнымъ Своимъ страданіемъ, обѣщалъ послать имъ, вмѣсто Себя, другаго Утѣшителя, Святаго Духа. Азъ умолю Отца, говоритъ Онь имъ, и иного Утѣшителя дастъ вамъ, да будетъ съ вами вовѣкъ, Духъ истины (Іоан. 14, 16-17). И послѣ воскресенія Своего, явившись апостоламъ, повелѣлъ имъ не отлучаться отъ Іерусалима, но ждать обѣтованнаго Утѣшителя. Се, говорилъ Онъ, Азъ послю обѣтованіе Отца Моего на вы; вы же сѣдите во градѣ Іерусалимстѣ, дондеже облечетися силою свыше (Лук. 24, 49). И вотъ нынѣ исполняетъ Господь Свое божественное обѣщаніе. Въ пятидесятый день по воскресеніи Своемъ, и въ десятый по вознесеніи на небо, Онъ посылаетъ отъ Безначальнаго Своего Отца Божественнаго Духа, Который, снисшедъ на апостоловъ въ видѣ огненныхъ языковъ, излилъ на нихъ Свои божественные дары и исполнилъ премудрости и силы сихъ богоизбранныхъ свидѣтелей воскресенія Христова и всемірныхъ проповѣдниковъ Евангелія. Утѣшитель, Святый и Животворящій Духъ, Своимъ дивнымъ явленіемъ и раздаяніемъ божественныхъ даровъ, ясно открылъ Свое божество и показалъ тайну Святыя Единосущныя и Нераздѣльныя Троицы. Ибо Богъ Отецъ послалъ въ міръ Сына Своего, а Сынъ Божій, Іисусъ Христосъ, послалъ отъ Отца Божественнаго Духа. И вотъ почему св. Церковь призываетъ нынѣ насъ, братія, на поклоненіе Святой Троицѣ. Пріидите, людіе, Тріѵпостасному божеству поклонимся (слав. стих. на Госп. воззв.), поетъ она. Вотъ почему имѣемъ мы священный обычай именовать настоящій праздникъ Пятидесятницы днемъ Святыя Троицы.

Совершая убо нынѣ свѣтлое торжество во славу Святыя Жиначальныя Троицы, послушаемъ, братія, какъ св. Церковь учитъ насъ исповѣдывать Пресвятую Троицу.

Единаго Тя въ тріехъ Лицахъ Бога всѣхъ пою, Отца и Сына и Духа Святаго (велик. кан. троич.). Такъ св. Церковь богомудрствуетъ о таинствѣ Пресвятыя Троицы и излагаетъ намъ величайшій и непостижимый догматъ святой нашей вѣры, послѣдуя божественному изреченію Спасителя, сказанному по воскресеніи Его апостоламъ: шедше научите вся языки, крестяще ихъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матѳ. 28, 19), и богодухновеннымъ словамъ апостола и евангелиста Іоанна Богослова: тріе /с. 120/ суть свидѣтельствующіи на небеси, Отецъ, Слово и Святый Духъ; и сіи три едино суть (1 Іоан. 5, 7).

Единаго Тя Бога пою. Итакъ Богъ нашъ есть единъ. Какъ единъ? Существомъ. Ибо единъ есть Богъ, по существу Своему безначальный, вѣчный, вездѣсущій, всевѣдущій, всеблагій, всесовершенный, Творецъ Вседержитель, Господь и Владыка всѣхъ тварей. И мы, какъ христіане, послѣдующіе божественному откровенію и руководствуемые ученіемъ св. Церкви, вѣруемъ во единаго Бога, и никакого иного бога, кромѣ единаго истиннаго Бога, не знаемъ.

Единаго Тя въ тріехъ Лицахъ Бога пою, Отца и Сына и Духа Святаго. Итакъ, Богъ нашъ есть троиченъ. Какъ троиченъ? Въ Лицахъ или ѵпостасяхъ. Ибо во единомъ Божествѣ три божественныя Лица, Отецъ, Сынъ и Святый Духъ, Святая Троица. Такъ мы вѣруемъ, по ученію св. Церкви, въ Бога Отца, въ Сына Божія и въ Духа Святаго. Первое Лицо Святыя Троицы есть Богъ Отецъ, Который ни отъ кого не раждается и не исходитъ; второе Лицо Святыя Троицы есть Сынъ Божій, Который превѣчно раждается отъ Отца; третіе Лицо Святыя Троицы есть Святый Духъ, Который превѣчно исходитъ также отъ Отца. О Богѣ Отцѣ Самъ Іисусъ Христосъ засвидѣтельствовалъ, что Онъ есть начало и Владыка всяческихъ. Исповѣдаютися, Отче, Господи небесе и земли (Матѳ. 11, 25). О превѣчномъ рожденіи Сына Божія отъ Отца говоритъ Самъ Сынъ Божій въ псалмѣ Давидовомъ: Господь рече ко Мнѣ: Сынъ Мой еси Ты, Азъ днесь родихъ Тя (Псал. 2, 7). Вѣчное исхожденіе Святаго Духа отъ Отца открылъ намъ Спаситель въ Своей послѣдней бесѣдѣ съ учениками Своими. Егда, говоритъ, пріидетъ Утѣшитель, Его же Азъ послю вамъ отъ Отца. Духъ истины, Иже отъ Отца исходитъ, Той свидѣтельствуетъ о Мнѣ (Іоан. 15, 26). Святая Православная Церковь такъ изъясняетъ намъ троичность Лицъ во единомъ Божествѣ и непостижимое ихъ одного къ другому отношеніе. «Святымъ Духомъ, богословіе, Единица Трисвятая, Отецъ бо безначаленъ, отъ Него же родися Сынъ безлѣтно, и Духъ сопрестоленъ, сообразенъ, отъ Отца спросіявшій» (3 антиф. 8 гл.). Итакъ «единоначальствующее Божество трисіяетъ» (2 антиф. 8 гл.), единый Богъ есть тріѵпостасный, Отецъ, Сынъ и Св. Духъ.

Посему всѣ три Лица Пресвятыя Троицы имѣютъ одно божественное существо. «Владыко Боже Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный Іисусе Христе, и Святый Душе, едино Божество» (молит. 3 часа), молится Церковь. Такимъ образомъ, Отецъ есть Богъ, Сынъ есть Богъ и Духъ Святый есть Богъ; од/с. 121/нако не три Бога, а единъ Богъ, тріѵпостасное Божество, Святая Троица. Посему мы взываемъ къ Святой Троицѣ, какъ къ единому Богу. «Пресвятая Троице, помилуй насъ». «Троице Святая, спаси души наша». «Троице Святая, слава Тебѣ».

Всѣ три Лица Пресвятыя Троицы по существу Своему едины и нераздѣльны, хотя ѵпостасно раздѣльны. Отецъ не есть Сынъ, ни Св. Духъ; Сынъ не есть Отецъ, ни Св. Духъ; Духъ Святый не есть Отецъ, ни Сынъ; однакоже, по существу, Отецъ есть едино съ Сыномъ и Св. Духомъ. Сынъ — едино съ Отцемъ и Св. Духомъ, Духъ Святый — едино съ Отцемъ и Сыномъ, «Троица есмь проста, нераздѣльна, раздѣльна личнѣ, и единица есмь естествомъ соединена, Отецъ глаголетъ, и Сынъ, и Божественный Духъ» (слав. 5 пѣсн. велик. кан.), говоритъ Самъ Тріѵпостасный Богъ во гласѣ Церкви. «Единица есть Троица, естествомъ, но не Лицы» (3 антиф. 1 гл.). Посему Святая Церковь именуетъ Троицу «единосущною и нераздѣльною».

Всѣ три Лица Пресвятыя Троицы по бытію Своему одинаково вѣчны. Отецъ не прежде Сына и Св. Духа, и Сынъ и Св. Духъ не послѣ Отца, но какъ вѣченъ Отецъ, такъ вѣченъ Сынъ, такъ вѣченъ и Св. Духъ. Посему св. Церковь именуетъ Отца «безначальнымъ», Сына — «собезначальнымъ», и Духа Святаго — «соприсносущнымъ».

Всѣ три Лица Пресвятыя Троицы равны по силѣ, власти и господству. Нѣтъ между Ними ни большаго, ни меньшаго, но каковъ Отецъ, таковъ Сынъ, таковъ и Св. Духъ. Посему св. Церковь величаетъ Троицу «равносильною и равночестною».

Всѣмъ тремъ Лицамъ Пресвятыя Троицы подобаетъ одинаковая слава, честь и поклоненіе. Такъ св. Церковь поетъ «Святому Духу честь и слава, якоже Отцу достоинъ, и Сынови подобаетъ приносити» (3 антиф. 1 гл.). «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу» (пѣсн. на лит.).

Что касается дѣйствій Божественныхъ, то хотя всѣ оныя совершаетъ Святая Троица, однако главнѣйшія дѣйствія преимущественно принадлежатъ каждому Лицу особо, не безъ соучастія также и другихъ Лицъ. Такъ Богу Отцу приписывается твореніе и промышленіе, Сыну Божію — искупленіе, а Духу Святому оживотвореніе тварей. Отецъ сотворилъ міръ силою Сына и содѣйствіемъ Святаго Духа; Сынъ Божій искупилъ міръ по волѣ Отца благодатію Св. Духа; Духъ Святый обновляетъ и освящаетъ міръ, будучи посланъ отъ Отца по ходатайству Сына.

Таковъ есть великій, чудный и непостижимый Богъ Христіанскій. Воистину кто Богъ, развѣ Господа; или кто Богъ, развѣ Бога нашего (Псал. 17, 32).

/с. 122/ Братія! Вѣруйте во единаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа! Превозносите трисвятое, трисіятельное и тріѵпостасное Божество! Поклоняйтесь Живоначальной, Всемогущей и Пребожественной Троицѣ! «Та бо насъ спасла есть». Аминь. (Изъ кн. «Сѣятель благочестія» прот. В. Нордова, т. 1-й, стр. 416).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 119-122.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.