Церковный календарь
Новости


2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №1 (14 марта 1906 г.)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Раздѣленіе на секціи (1906)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 23 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

ПЯТИДЕСЯТНИЦА.
40. О таинствѣ Св. Троицы.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! — Этими великими и святыми словами пастыри церкви начинаютъ обыкновенно всѣ свои собесѣдованія съ вами, братія мои. Но въ другіе дни эти святыя слова служатъ только святымъ заглавіемъ словъ и бесѣдъ церковныхъ; а въ нынѣшній день они могутъ составить самый предметъ для поученія. Ибо нынѣ празднуемъ мы въ честь и славу Пресвятыя, Единосущныя, Живоначальныя и Нераздѣльныя Троицы: о чемъ же приличнѣе потому и бесѣдовать нынѣ, какъ не о тѣхъ Лицахъ, въ честь Коихъ совершается празднество?

Трудно, правда, смотрѣть на солнце; и еще труднѣе взирать на Пресвятую и Премірную Троицу: тамъ теряется зрѣніе; здѣсь слѣпнетъ умъ! Такъ ослѣпли еретики: Арій, Македоній, Савеллій, Несторій! Такъ слѣпнутъ и нынѣ тѣ, кои собственными очами дерзаютъ прямо взирать на Пресвятый Ликъ Существа Божескаго. Но мы поступимъ не такимъ образомъ, а будемъ во всемъ держаться слова Божія и богомудраго ученія св. вселенскихъ учителей Церкви, по руководству которыхъ и попытаемся изложить ученіе о таинствѣ Св. Троицы.

Богъ есть единъ во всей силѣ этого слова, но однакоже Сей Единый, по существу Своему, въ трехъ Лицахъ. Ибо Тотъ же Самый, Который на Синаѣ явился Единымъ и вѣщалъ чрезъ Моисея: слыши, Израилю, Господь Богъ твой, Господь Единъ есть! (Втор. 6, 4), — Тотъ же Самый на Іорданѣ открылся въ трехъ видахъ, и потомъ чрезъ евангелиста Своего провозгласилъ: тріе суть свидѣтельствующіи на небеси: Отецъ, Слово и Святый Духъ, и сіи три едино суть! (1 Іоан. 5, 7). И Самъ Сынъ Божій, Который исповѣдалъ Того, Его же никтоже видѣ нигдѣже (Іоан. 1, 18), посылая апостоловъ для обращенія всего міра изъ тьмы къ свѣту, повелѣлъ имъ крестить всѣ народы во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Послѣ этого признавать, почитать и проповѣдывать Пресвятую Троицу — это наша непреложная обязанность, потому что это — основаніе нашей вѣры, предметъ нашей любви и залогъ нашего упованія. Се есть животъ вѣчный! /с. 123/ Ибо кто искупилъ насъ кровію Своею, если не Богъ — Сынъ? Кто освятилъ насъ благодатію Своею, если не Богъ — Духъ Святый?

Хотя въ Богѣ три Лица, но Они нераздѣльны. Св. Григорій Богословъ учитъ объ этой истинѣ такъ: «какъ душа наша, принадлежа къ роду существъ духовныхъ, рождаетъ изъ себя безчисленное множество мыслей, и однакоже чрезъ дѣйствіе мышленія не дѣлится въ существѣ своемъ, и не только не терпитъ оскудѣнія отъ множества произведенныхъ мыслей, но еще болѣе обогащается ими; и какъ произносимое и свойственное всѣмъ намъ слово, не отдѣляясь отъ производящей его души, въ то же время всецѣло сообщается однако жъ душамъ слушающихъ, такъ что, будучи присуще и произведшей его душѣ и пріемлющимъ его слушателямъ, способствуетъ болѣе къ взаимному ихъ соединенію, нежели раздѣленію: подобнымъ же образомъ представляй себѣ, что и Сынъ нераздѣленъ отъ Отца, и Духъ Святый отъ Сына, равно какъ нераздѣльна мысль отъ ума. Какъ невозможно какое-либо дѣланіе и разъединеніе между умомъ, мыслію и душею: такъ никакого же нельзя представить себѣ дѣланія и разъединенія между Святымъ Духомъ, и Спасителемъ, и Отцемъ»

Богъ Отецъ именуется такъ потому, что Онъ, будучи источнымъ началомъ всего Божества, предвѣчно родилъ Сына и предвѣчно же произвелъ изъ Себя Пресвятаго Духа.

Богъ Сынъ именуется такъ потому, что Онъ рожденъ отъ вѣчности Отцемъ изъ собственнаго Его Существа, а во времени Онъ же, яко человѣкъ, благоволилъ родиться отъ Пресвятыя Дѣвы Маріи.

Богъ Духъ Святый именуется такъ потому, что Онъ предвѣчно исходитъ отъ Отца, издхновенъ Отцемъ, и Самъ одушевляетъ все сущее, особенно духи и души разумныя.

Чѣмъ отличаются между Собою Лица Божества, явствуетъ уже изъ самаго названія ихъ. Богъ Отецъ, по ученію св. Писанія, служитъ началомъ Сына и Духа, Самъ Сый безначаленъ и безвиновенъ; Богъ Сынъ рождается, но не рождаетъ и не производитъ Духа; Богъ Духъ Святый исходитъ отъ Отца, но не рождается, и Самъ паки не рождаетъ и не производитъ. Отчество, сыновство и происхожденіе, три отличительныя свойства Лицъ Божественныхъ! Отличаясь такимъ образомъ другъ отъ друга, эти три Лица составляютъ единаго и того же Бога: Отецъ есть Богъ, Сынъ есть Богъ и Духъ Святый есть Богъ; но не три Бога, а едино Божество, едино по силѣ, едино по волѣ, едино по могуществу едино по славѣ и державѣ.

/с. 124/ Такъ, послѣдуя слову Божію, учитъ о Богѣ св. Церковь, учитъ, не предполагая, чтобы этимъ сказано было о Богѣ все возможное, и чтобы сказанное вполнѣ и совершенно выражало образъ бытія Божественнаго.

Св. Церковь именуетъ ученіе о Св. Троицѣ таинствомъ, т. е., такимъ предметомъ вѣры, который превышаетъ нашъ умъ; а что превышаетъ умъ, то не можетъ быть изглаголано: изглаголанное уже не таинство.

Чтобы хотя нѣсколько приблизить къ нашему пониманію тайну Пресвятыя Троицы, Единосущныя и Нераздѣльныя, нѣкоторые св. отцы употребляли разныя сравненія. Такъ однажды сарацинскіе мудрецы спросили у св. Константина философа, брата св. Меѳодія равноапостольнаго: «какъ вы, христіане, единаго Бога раздѣляете на три Бога? у васъ есть Отецъ, Сынъ и Духъ Святый». — «Не злословьте Пресвятыя Троицы», отвѣчалъ богодухновенный мудрецъ, «Отецъ, и Сынъ, и Духъ Святый суть три Лица, существо же едино. Воззрите на солнце, отъ Бога въ образъ Св. Троицы на небеси поставленное: въ немъ три вещи: кругъ, сіяніе и теплота; также и въ Пресвятой Троицѣ: Отецъ, Сынъ и Духъ Святый. Солнечный кругъ есть подобіе Бога Отца: ибо, какъ кругъ не имѣетъ ни начала, ни конца, такъ и Богъ безначаленъ и безконеченъ: и какъ отъ круга солнечнаго происходитъ сіяніе и теплота, такъ отъ Бога Отца рождается Сынъ и происходитъ Духъ Святый. Сіяніе, отъ солнца происходящее и всю поднебесную просвѣщающее, есть подобіе Бога Сына, отъ Отца рожденнаго и весь міръ Евангеліемъ просвѣтившаго; а теплота солнечная, отъ того же круга вмѣстѣ съ сіяніемъ происходящая, есть подобіе Бога Духа Святаго, Который отъ Того же Отца исходитъ предвѣчно. И такъ разсмотрите солнце и познайте Пресвятую Троицу. Солнце состоитъ изъ трехъ веществъ: изъ круга, сіянія и теплоты, но не раздѣляется на три солнца, хотя каждая вещь особливое имѣетъ свойство. Одно есть кругъ, другое — сіяніе, третіе — теплота; но кто скажетъ, что не одно, а три солнца? Такъ и Пресвятая Троица, хотя имѣетъ три Лица: Отца, и Сына, и Св. Духа, однако Божествомъ не раздѣляется на три Бога, но одинъ есть Богъ». — Сарацинскіе мудрецы не знали, что сказать противъ доказательства Константина, и обратили разговоръ свой на другіе предметы (Уч. бл., т. 2).

Что есть самаго общепонятнаго въ разсматриваемомъ нами таинствѣ вѣры, такъ это благодѣянія, коими каждое Лице Пресвятыя Троицы ознаменовало Себя въ отношеніи къ человѣкамъ. Съ этой стороны нѣтъ ничего неяснаго, никакого недоумѣнія.

/с. 125/ Богъ Отецъ есть величайшій Благодѣтель нашъ, такъ какъ Онъ воззвалъ насъ изъ небытія, почтилъ образомъ Своимъ, не оставилъ и падшихъ, а послалъ Единороднаго Сына Своего искупить и Пресвятаго Духа освятить насъ.

Богъ Сынъ есть величайшій Благодѣтель нашъ, такъ какъ, во время злополучнаго преступленія нами заповѣди эдемской, Онъ принялъ на Себя всю отвѣтственность за нашъ грѣхъ и всю тяжесть нашего паденія, и для возстановленія насъ въ первобытное совершенство облекся потомъ естествомъ нашимъ, жилъ посреди насъ, умеръ за насъ и воскресъ для насъ.

Богъ Духъ Святый есть величайшій Благодѣтель нашъ, такъ какъ, не смотря на безприкладную святость Свою, Онъ не возгнушался насъ грѣшныхъ и нечистыхъ, осѣняетъ благодатію Своею Церковь и все, что въ ней, ограждаетъ, укрѣпляетъ и врачуетъ насъ, мертвыхъ грѣхами, въ таинствахъ, просвѣщаетъ насъ чрезъ вдохновенныхъ Имъ пророковъ и апостоловъ, благоволитъ даже обитать таинственно въ каждой душѣ вѣрующей, для пріуготовленія ея въ вѣчное жилище всей Пресвятой Троицѣ. Кратко сказать, все ученіе слова Божія о дѣйствіяхъ Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго состоитъ изъ повѣствованія о Ихъ благодѣяніяхъ, въ разныхъ видахъ, грѣшному роду человѣческому.

Приблизимся же къ престолу Тріѵпостаснаго, яко получившіе на то дерзновеніе заслугами Божественнаго Искупителя нашего, падемъ въ благоговѣніи предъ величіемъ неисповѣдимыхъ совершенствъ и, во свидѣтельство нашей любви и благодарности за безчисленныя благодѣянія къ намъ Пресвятыя Троицы, принесемъ Ей въ даръ все существо наше.

Богу Отцу принесемъ наше тѣло, да будетъ оно орудіемъ къ исполненію пресвятой воли Его; Богу Сыну принесемъ нашу душу, да воодушевляется она силою креста Его; Богу Духу Святому принесемъ нашъ духъ, да, пламенѣя отъ росоноснаго дыханія Его, паритъ онъ горѣ надъ всѣмъ дольнымъ. Благо тому, кто еще въ сей жизни началъ, какъ воспѣваетъ въ наученіи наше св. Церковь, свѣтлѣться «Троическимъ единствомъ священнотайнѣ!» Аминь. (Сост. по проп. Иннокентія, архіеп. херсонск. и таврич., т. 1-й, изд. 1873 г. и кн. «Уроки и примѣры хр. вѣры», прот. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 122-125.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.