Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 1-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
43. Поученіе въ недѣлю всѣхъ святыхъ.

Сегодняшній воскресный день называется недѣлею всѣхъ святыхъ. Празднуя въ честь всѣхъ святыхъ, мы воспоминаемъ всѣхъ освященныхъ Духомъ Святымъ людей, именно: праотцевъ и патріарховъ, пророковъ и апостоловъ, мучениковъ и іерарховъ, священномучениковъ и преподобномучениковъ, преподобныхъ и праведныхъ, во Христѣ юродивыхъ, также всѣхъ святыхъ женъ и прочихъ святыхъ безыменныхъ, а со всѣми и прежде всѣхъ Пресвятую, превосходящую всѣ ангельскіе чины, Владычицу нашу и Богородицу, Приснодѣву Марію. Празднуя всѣмъ святымъ вскорѣ по праздникѣ сошествія Святаго Духа, Церковь имѣетъ въ намѣреніи показать намъ славу и благодать Святаго Духа Бога, освящающаго, просвѣщающаго, укрѣпляющаго и прославляющаго всѣхъ святыхъ изъ рода человѣческаго въ ветхомъ и новомъ завѣтѣ; — особенно же имѣетъ въ виду показать намъ тѣ плоды, какіе принесло чрезъ апостоловъ пришествіе Святаго Духа, — какъ оно освятило подобныхъ намъ человѣковъ, умудрило ихъ, возвысило на степень Ангеловъ и привело къ Богу: однихъ увѣнчало за подвиги мученичества, другихъ за добродѣтельную жизнь. Всесвятый Духъ совершаетъ то, что превыше законовъ естества. Сошедши на апостоловъ въ видѣ огня, который стремится вверхъ, — Онъ воспламеняетъ оледенѣвшія земныя сердца человѣческія, поникшія въ землю, и возвышаетъ ихъ на небо. Это первая причина празднованія всѣмъ святымъ. Вторая причина, потому положено праздновать всѣмъ святымъ вмѣстѣ, есть слѣдующая: есть много святыхъ, угодившихъ Богу совершенною добродѣтелію, которые однако, получивъ у Бога великую честь, остаются неизвѣстными для людей; притомъ отцы имѣли въ виду и святыхъ будущихъ; а потому и установили праздникъ всѣхъ святыхъ, дабы почтить вмѣстѣ всѣхъ, какъ прежде бывшихъ, такъ и тѣхъ, какіе будутъ и послѣ явленныхъ и неявленныхъ святыхъ. Третья причина: святыхъ, которые каждый день воспоминаются особо, нужно было воспомянуть и въ одинъ день, дабы показать, что всѣ они подвизались силою одного Спасителя Іисуса Христа и освятились благодатію единаго Духа Святаго, — и за то всѣ, какъ рабы единаго Господа, увѣнчаны по достоинству, что всѣ они составляютъ одну Церковь, обитаютъ въ одномъ горнемъ мірѣ, и такимъ образомъ побудить и насъ подвизаться во всякой добродѣтели ради будущей жизни.

Церковь возвѣщаетъ, что они вѣрою побѣждали враговъ видимыхъ и невидимыхъ, терпѣливо переносили бѣдность, озлобленія, гоненія, мученія и разнообразные виды смерти, что чрезъ нихъ или ради ихъ совершались и совершаются безчисленныя чудеса, /с. 133/ что ихъ недостоинъ весь міръ; что всѣ они суть истинные исповѣдники святой вѣры; они во имя Господа оставляли все, что удаляло ихъ отъ служенія Богу и блаженнаго соединенія съ Нимъ; за то и Господь Іисусъ Христосъ исповѣдуетъ святыхъ — предъ Отцемъ Своимъ на небеси и устами Церкви исповѣдуетъ ихъ на землѣ предъ человѣками.

И въ нынѣшнее время мы можемъ и должны быть, братія и сестры, исповѣдниками Іисуса Христа предъ людьми, — и, во-первыхъ, особенно мы, священнослужители и иноки, должны открыто и смѣло проповѣдывать славу Іисуса Христа, Его чудеса и силы въ насъ и во всѣхъ вѣрующихъ, Его вѣчныя истины, изложенныя въ Евангеліи, и низлагать всякое помышленіе человѣческое, взимающееся дерзновенно на разумъ Божій; низлагать и пресѣкать глумительныя, нелѣпыя рѣчи вольнодумцевъ, которыхъ нынѣ размножилось больше, чѣмъ худой травы; также и Богослуженіе общественное и частное совершать съ искреннимъ благочестіемъ, не спѣша, не потворствуя лѣности богатыхъ и сильныхъ земли, не приноравливаясь къ ихъ вкусамъ, или вѣрнѣе — къ ихъ духовному безвкусію.

Но и вы, братія и сестры, должны быть всегда искренними исповѣдниками Іисуса Христа, нелѣностно и съ радѣніемъ посѣщая храмъ Божій, стоять въ немъ съ благоговѣніемъ, истово и со вниманіемъ изображая на себѣ крестное знаменіе, и не стыдиться дѣлать поклоны и колѣнопреклоненія, смѣло исповѣдуя и возвѣщая кому слѣдуетъ явленныя на себѣ и на другихъ милости Божіи, чтобы и другихъ утвердить въ вѣрѣ и упованіи на Бога; заводить назидательныя бесѣды въ обществѣ, не боясь прослыть ханжой и святошей, или фарисеемъ; — ибо глумленіе и клевета людей міра надъ людьми благочестивыми есть обычная награда благочестивымъ: блажени, сказано, егда поносятъ вамъ.

Но что значитъ любить отца или мать, сына или дочь болѣе, чѣмъ Господа Іисуса Христа? Значитъ — изъ угожденія имъ не исполнять заповѣдей Божіихъ, а исполнять ихъ приказанія и прихоти, противныя волѣ Божіей, или жить и воспитывать дѣтей для міра, для связей, для богатства, для удовольствій, для славы міра, а не для Бога, не для спасенія души, и не для вѣчности. А что значитъ взять крестъ свой и слѣдовать за Христомъ? Значитъ идти тѣснымъ и скорбнымъ путемъ — непрестанной борьбы со страстями и похотями, съ соблазнами міра, съ искушеніями діавола, терпѣть случающіяся болѣзни, бѣды, напасти, гоненія, изгнанія. За оставленіе апостолами всѣхъ благъ міра и за послѣдованіе ихъ Христу, Господь обѣщалъ имъ величайшую честь — престолы су/с. 134/да надъ всѣмъ міромъ въ будущемъ пришествіи Своемъ на землю; всѣмъ же людямъ, оставившимъ блага міра для Христа, — стократное воздаяніе и вѣчную жизнь.

Такъ, братія и сестры, святые угодники Божіи, которымъ нѣтъ числа, зовутъ и насъ слѣдовать за собою въ небесное отечество, гдѣ сіяетъ вѣчная слава Божія, — гдѣ нѣтъ никакой неправды, — гдѣ жизнь безъ трудовъ, скорбей и болѣзней, жизнь безконечная. Послѣдуемъ, непремѣнно послѣдуемъ за ними, съ помощію Божіею: такъ Богъ повелѣваетъ. Пріидите, говоритъ Онъ, ко Мнѣ всѣ труждающіеся въ борьбѣ съ грѣхами и обремененные беззаконіями, — пріидите усерднымъ покаяніемъ и добродѣтелію, и Я упокою васъ, возмите иго Мое, иго святыхъ заповѣдей Моихъ, и научитесь отъ Меня, ибо Я кротокъ и смиренъ сердцемъ, и обрящете покой душамъ вашимъ: иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть (Матѳ. 11, 28. 30), — т. е. — не такъ, какъ иго и бремя грѣховъ и страстей вашихъ, которое претяжко, прелестно, безплодно и гибельно. Будите святы, потому что Я святъ Господь, Богъ вашъ. Святый апостолъ Павелъ говоритъ всѣмъ намъ: мы не имѣемъ здѣсь пребывающаго, т. е. постояннаго града, но ищемъ будущаго, котораго Строитель и Художникъ Самъ Богъ.

Итакъ, постараемся слѣдовать за святыми, т. е. жить добродѣтельно, какъ и они, каждый по силѣ своей, и убѣгать тщательно всякаго грѣха въ насъ живущаго и царствующаго и ищущаго съ адскою, недремлющею злобою и хитростію сгубить наши души на вѣки. Противъ хитрости грѣха и отца его діавола будемъ и мы мудры, осторожны; противъ неусыпности его будемъ и мы неусыпны въ борьбѣ съ нимъ; противъ упорства и постоянства его будемъ и мы всегда упорны и постоянны въ борьбѣ съ нимъ, будемъ, если нужно, день и ночь стоять на стражѣ противъ лукавыхъ грѣховъ и лукавыхъ демоновъ, неоставляющихъ человѣка своими кознями и въ ночное время, но разными сонными мечтаніями понуждающихъ его работать грѣхамъ и въ это время: ибо и ночью дѣйствуютъ въ душѣ грѣшника тѣ же слабости и страсти его, коимъ онъ предается на яву. Будемъ всѣми силами умудряться во спасеніе свое и ближнихъ; будемъ прилежать ко всякой добродѣтели: ибо для того мы и созданы Богомъ, для того и живемъ на свѣтѣ, для того мы крещены и святымъ мѵромъ помазаны, — для того воцерковлены и стали членами Божіей Церкви, этого Божія царствія на землѣ, чтобы дѣлать дѣла благія, чтобы быть святымъ и избраннымъ стадомъ, — Божіимъ удѣломъ, царственнымъ священствомъ, святымъ святительствомъ, народомъ свя/с. 135/тымъ, людьми обновленными. Иначе, какая будетъ намъ польза отъ нашего крещенія и печати Святаго Духа, отъ того, что мы по имени члены Церкви? Какая польза и отъ причащенія Тѣла и Крови Христовой, — если мы нерадимъ о добродѣтели и безстрашно грѣшимъ всякій день? Какая польза намъ отъ званія христіанъ православныхъ, — благодатныхъ сыновъ Божіихъ и чадъ Церкви, — отъ названія святаго и избраннаго стада, — если мы на всякій день предаемся всякому беззаконію: зависти и злобѣ, самолюбію, гордости, лукавству, невоздержанію, нечистотѣ, лжи, обману и прочимъ грѣхамъ? По имени должна быть и жизнь наша: тѣ, кои Христовы, говоритъ апостолъ, плоть распяли со страстями, т. е. истинные христіане должны умерщвлять въ себѣ всякія страсти, всѣ грѣхи. Скажите: очень трудно побѣдить себя, побѣдить въ себѣ всѣ страсти. Нѣтъ спору: трудно, нелегко переломить себя, свою природу грѣшную, — но Богъ, Помощникъ нашъ, всесиленъ; и отъ Него даны христіанину въ Церкви всѣ божественныя силы къ святой жизни и благочестію (1 Петр. 1, 3); съ Богомъ все возможно: вся могу, говоритъ апостолъ Павелъ, о укрѣпляющемъ мя Іисусѣ Христѣ.

И всѣ святые, коихъ память мы нынѣ совершаемъ и подвиги коихъ прославляемъ, служатъ намъ прекраснымъ примѣромъ и поощреніемъ къ святой, христіанской жизни и къ борьбѣ съ грѣхомъ: они были, какъ уже сказано, подобные намъ по всему люди, но вѣрою и любовію, прилежаніемъ и трудами въ добрыхъ дѣлахъ побѣдили грѣхъ, міръ и міродержца и свои страсти и теперь вѣчно торжествуютъ свою побѣду. А между ними были не одни монахи, но и мірскіе люди, — женатые и замужнія женщины, люди всякаго званія, состоянія, пола и возраста. И при нихъ былъ тотъ же діаволъ искуситель на грѣхи и тотъ же грѣшный міръ съ своими соблазнами, тѣ же люди съ своими искушеніями. Нельзя намъ отговариваться отъ святой жизни, что въ нынѣшнее время будто бы нельзя спасаться, что будто бы не такія теперь, какъ прежнія времена, и жизнь будто бы стала совсѣмъ другая, не какъ прежде. Нѣтъ, други, неправда, что нынѣ нельзя спастись: можно и нынѣ. Господь Самъ сказалъ при вознесеніи на небо ученикамъ Своимъ, а съ ними и всѣмъ намъ: вотъ, Я съ вами во всѣ дни до скончанія вѣка (Матѳ. 28, 20). А коль скоро всегда съ нами, то намъ бояться нечего: Онъ поможетъ намъ во всемъ; Онъ побѣдитъ враговъ нашихъ, какъ всесильный; Онъ подыметъ, Онъ и спасетъ, Онъ и увѣнчаетъ насъ, если мы пребудемъ Ему вѣрными до смерти. Аминь. (Сост. по «Полн. соб. соч.», прот. Іоанна Кронштадскаго, т. 2-й, изд. 1894 г.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 132-135.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.