Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 1-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
44. Путеводитель ко спасенію.

Послѣ праздника сошествія Св. Духа, св. Церковь установила празднованіе въ честь всѣхъ Святыхъ. Сколько здѣсь, — въ этомъ великомъ соборѣ угодниковъ Божіихъ, — примѣровъ самой возвышенной любви, полнаго самоотверженія! Сколько опытовъ духовной мудрости! Сколько умѣнія противустоятъ кознямъ діавольскимъ! Сколько мужества, сколько терпѣнія! Кто бы ты ни былъ, христіанинъ, въ какомъ бы состояніи ни находился, здѣсь ты найдешь примѣры для подражанія. Нѣтъ состоянія, нѣтъ обстоятельствъ въ жизни, при которыхъ бы ты могъ сказать: нельзя спастись. Удручаютъ тебя лютыя болѣзни? Въ Ветхомъ Завѣтѣ — Іовъ, въ Новомъ — Іоаннъ многострадальный, Пименъ многоболѣзненный тебѣ примѣры. Гнететъ тебя бѣдность? Спаситель говоритъ: «трудно богатому войти въ царство небесное». Тьмы бѣдныхъ наслѣдовали царство небесное прежде тебя. Но ты не имѣешь, гдѣ и главу подклонити? Этого не имѣлъ и Спаситель. Куска хлѣба не имѣешь? Лазарь желалъ насытиться отъ крупицъ, падающихъ отъ трапезы богатаго... онъ теперь на лонѣ Авраама. Богатъ ты? Примѣры богатыхъ, начиная съ Авраама, покажутъ тебѣ, какъ и при богатствѣ тлѣнномъ можно пріобрѣсть богатство неоскудѣвающее на небесахъ. Обремененъ ты общественными дѣлами? Сколько вельможъ, царей благочестивыхъ, начиная съ Давида, вошли въ царство небесное. Ты палъ глубоко? Но не глубже разбойника, блудницы, мытаря. Подражай разбойнику на крестѣ, Моисею Мурину, Маріи Египетской, мытарю, — и ты спасешься.

Всѣ святые Божіи говорятъ всѣмъ намъ: «мы были такіе же люди, какъ и вы, имѣли тѣ же немощи души и тѣла, насъ окружали тѣ же соблазны и иногда большіе; нѣкоторые изъ насъ имѣли даже и пороки и большіе. Но сознавъ себя въ такомъ опасномъ положеніи, мы рѣшились исправить свою жизнь, не дѣлать того, что дѣлали прежде, возненавидѣть то, что прежде любили. Прежде любили грѣхъ, теперь стали стараться любить добро. Прежде служили діаволу, теперь стали служить Богу, исполнять Его волю, ясно выраженную въ заповѣдяхъ, и ни за что не измѣнять ей — ни ради дружбы, родства, ни ради богатства, ни ради чести. Мы старались, а Богъ помогалъ и Его благодатію мы понемногу, но все болѣе и болѣе успѣвали, болѣе и болѣе укрѣплялись на истинномъ пути. Мы всегда понимали, что Богъ вездѣсущъ и всевѣдущъ, и потому всегда имѣли Его предъ своими очами. Начинали ли дѣлать дѣло, мы начинали его молитвою: Господи, благослови! Дѣло самое дѣлали, помышляя, что насъ видитъ Богъ, какъ мы дѣ/с. 137/лаемъ, и потому старались дѣлать какъ можно лучше. Кончали дѣло, — мы благодарили Бога. Случалось съ нами несчастіе, мы къ Богу прибѣгали съ просьбою о помощи: Господи, избави насъ отъ бѣды! Господи, помоги! Нападало ли на насъ искушеніе, мы молились: Господи, не введи насъ во искушеніе. И Господь милосердый подавалъ намъ силы побѣдить искушеніе. Такимъ образомъ мало-по-малу, при помощи Божіей, мы утверждались въ нравственной жизни. Случалось, мы, по немощи плоти, падали, но тотчасъ каялись, тотчасъ взывали къ Богу: Боже! милостивъ буди мнѣ грѣшному! Боже! очисти мя грѣшнаго! и Господь, пришедшій не праведниковъ, а грѣшниковъ спасти, взыскать и спасти погибшее, возставлялъ насъ, прощалъ намъ грѣхи наши и мы, съ большею противъ прежняго ревностыо, старались исполнять заповѣди Божіи».

Вотъ, братія, путь, которымъ шли и пришли въ царство небесное всѣ святые. Это путь исполненія заповѣдей Божіихъ, отреченія собственной воли и подчиненія ея волѣ Божіей, путь, затѣмъ, покаянія и молитвы. Исполняйте волю Божію, говорятъ намъ святые Божіи человѣки, и вы будете въ царствіи Божіемъ. Все въ жизни — богатство, честь, слава, все кромѣ Бога и добродѣтели, — прахъ и суета. (Изъ «Сборн. крат. поучен.», свящ. Ан. Смирнова, кн. 2-я, стр. 9).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 136-137.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.