Церковный календарь
Новости


2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 2-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
46. Недѣля всѣхъ святыхъ, въ землѣ Россійской просіявшихъ.

Нынѣ св. Церковь прославляетъ близкихъ намъ, родныхъ по крови сонмы угодниковъ Божіихъ, — въ нашей странѣ просіявшихъ: святителей, князей и княгинь, пастырей, иноковъ, христолюбивыхъ вождей и воиновъ, бояръ и простецовъ: преп. Антонія и Ѳеодосія Печерскихъ; преп. Сергія Радонежскаго, св. Благовѣрнаго Князя Александра Невскаго; святителя Тихона Воронежескаго, преп. Серафима Саровскаго, Стефана Пермскаго и многихъ, многихъ другихъ. А также новыхъ мучениковъ, мученицъ, исповѣдниковъ отъ безбожной власти пострадавшихъ, убіенныхъ и умученныхъ въ тюрьмахъ, ссылкахъ, лѣсахъ, моряхъ, рѣкахъ, болотахъ... «Настанетъ время», говорилъ пророчески старецъ преп. Серафимъ, «когда въ Руси нашей столько будетъ убіенныхъ праведниковъ, что Ангелы Божіи не будутъ успѣвать возносить души ихъ къ Престолу Всевышняго».

Всѣхъ вмѣстѣ нынѣ св. Церковь прославляетъ, т. к. не хватило бы дней въ году, если бы праздновать каждому отдѣльно.

Многіе подвизались и спасались незримо для міра. Кромѣ того, разными способами достигали они, св. угодники, своего спасенія, но шли всѣ однимъ путемъ, путемъ крестнымъ — Христовымъ, и подвизались всѣ во имя Христово. Какъ звѣзды небесныя ласкаютъ нашъ взоръ своей красотой, сіяніемъ, разнообразіемъ, блескомъ: такъ и угодники Божіи — эти живые цвѣты — сіяютъ и благоухаютъ святостью, духовными подвигами и чистымъ жи/с. 141/тіемъ. Какъ звѣзды небесныя указываютъ путь морякамъ во время ночи, такъ святые угодники указуютъ намъ путь къ небесному Отечеству нашему, предстательствуютъ за насъ предъ Престоломъ Божіимъ, возносятъ наши молитвы ко Господу, очищая и подкрѣпляя ихъ своимъ участіемъ; помогаютъ намъ въ скорбяхъ и напастяхъ, какъ мы знаемъ всѣ изъ исторіи церковно-гражданской и изъ житія святыхъ (Кіевской и Троице-Серг. Лавры, Сергія преп. и др., святителя Митрофана Воронежскаго, Стефана Пермскаго, Зосима и Савватія Соловецкихъ).

Кто эти святые? такіе же люди, какъ и мы съ вами. Но они возлюбили Христа всѣмъ сердцемъ, преодолѣли свои слабости, выдержали борьбу съ исконнымъ врагомъ нашего спасенія, достигли чистоты и святости и увѣнчались небеснымъ вѣнцемъ.

Это день всеобщаго Тезоименитства всѣхъ насъ, всемірное торжество для ангеловъ нашихъ, для святыхъ, имена которыхъ мы носимъ. Подобно тому, какъ весной земля, согрѣтая солнечными лучами и орошенная теплымъ дождикомъ, покрывается зеленью, поля и луга одѣваются красивымъ зеленымъ ковромъ, сады украшаются цвѣтами и благоухаютъ, такъ вотъ и послѣ сошествія Св. Духа на апостоловъ, а чрезъ нихъ и на всѣхъ вѣрующихъ, стали появляться живые цвѣты; святые угодники Божіи — это питомцы Духа Святаго, духовные Его плоды. «Процвѣла есть пустыня, яко кринъ, Господи» (кринъ — полевой цвѣтокъ), поется въ Св. Церкви. Безплодныя пустыни, необитаемые лѣса, горы, дебри начали постепенно населяться отшельниками, пустынниками, подвижниками, стали появляться скитки, монастыри, а потомъ и лавры со множествомъ насельниковъ. Къ этимъ святымъ подвижникамъ отовсюду потянулисъ, какъ на огонекъ во тьмѣ, сущіе во тьмѣ и сѣни смертной — за совѣтомъ, утѣшеніемъ, поддержкой и благословеніемъ и, озаренные свѣтомъ вѣры Христовой, возвращались они, прославляя Бога, дивнаго во Святыхъ Своихъ (Псал. 67, 36).

Святые Божіи — суть свидѣтели того, что блаженная цѣль пришествія Христова на землю и вознесенія Его на небо, а также — сошествія Духа Утѣшителя, вполнѣ достигнута. А цѣль эта высокая состоитъ не въ другомъ чемъ, какъ въ освященіи грѣшнаго рода человѣческаго, въ возведеніи всѣхъ насъ на небо. И дѣйствительно, вознесшійся отъ насъ Спаситель уготовалъ мѣсто для всѣхъ Своихъ послѣдователей, а снишедшій къ намъ Утѣшитель очищаетъ, освящаетъ, содѣлываетъ способными самыхъ плотскихъ людей обитать въ селеніяхъ Отца Небеснаго.

/с. 142/ Посему слава святыхъ угодниковъ Божіихъ — есть слава Сына Искупителя и Духа Освятителя: безъ заслугъ Сына Божія не отверзлось бы небо, и безъ благодати Духа — не возмогъ бы никто войти и въ отверстое небо (Іоан. 12, 32; 14, 2; 14, 16-26; 16, 7).

Но, прославляя дивнаго во святыхъ Своихъ Господа Спасителя и Духа Освятителя, мы въ то-же время величаемъ и самихъ угодниковъ Божихъ за ихъ добродѣтели и подвиги духовные. Они были подобострастные намъ человѣки, такіе же какъ и мы. Но своими подвигами, постомъ и молитвою, преодолѣли немощи, грѣхи и страсти и, при содѣйствіи благодати Святаго Духа, достигли чистоты и святости.

Взгляните на небо, усыпанное звѣздами! Какая красота! Какое необъятное число ихъ и разнообразіе! Но есть другое небо и другія звѣзды. Это дивные угодники Божіи, сіяющіе вѣчной славой въ Церкви Небесной. Они, подобно небеснымъ звѣздамъ, вращаются вокругъ Небеснаго Солнца — Христа, сіяютъ свѣтомъ любви Христовой и молятся, ходатайствуютъ за насъ грѣшныхъ, желая и намъ достигнуть Царствія Небеснаго. И кто знаетъ? Можетъ быть за ихъ святыя молитвы Господь Богъ терпитъ насъ, сохраняетъ насъ отъ погибели, отъ кары небесной, ожидая нашего обращенія.

«Небеса повѣдаютъ славу Божію» (Псал. 18, 2). Такъ и небесные обитатели, призывая насъ къ себѣ, вѣщаютъ намъ: «Если хотите быть съ нами, слѣдуйте за нами, какъ мы послѣдовали за Христомъ! Твердо вѣруйте въ Евангеліе, держитесь крѣпко св. Православной Церкви! Очищайтесь и освящайтесь благодатными Таинствами церковными».

Церковь — это нашъ корабль спасительный въ морѣ житейскомъ, это — Ноевъ ковчегъ. Какъ тогда, при Ноѣ, спаслись отъ потопа только тѣ, кто были въ ковчегѣ, такъ и мы только тогда спасемся, если пребудемъ въ Церкви Христовой. Свирѣпыя волны безвѣрія, нечестія, безбожія, сектантства стремятся захлестнуть нашъ Церковный корабль, пытаясь его опрокинуть, но, по словамъ Господа, и «врата адова не одолѣютъ его» (Матѳ. 16, 18), ибо нашъ Кормчій — Самъ Христосъ Спаситель нашъ. Церковь наша, пребывая основаніемъ на землѣ, Главой своей находится на небѣ, ибо Глава ея — Христосъ. Посему, пребывающій въ Церкви взойдетъ и на небо въ свое время. «Въ храмѣ стояще славы Твоея, на небеси стояти мнимъ». Это — преддверіе небеснаго храма — вѣчнаго блаженства.

Со всѣмъ усердіемъ будемъ призывать въ молитвахъ нашихъ небесныхъ покровителей — друзей Божіихъ, просить ихъ помо/с. 143/щи въ дѣлѣ нашего исправленія и спасенія, подражать ихъ добродѣтелямъ... И тогда молитва наша будетъ услышана и даровано намъ будетъ все, еже ко спасенію полезное и въ жизни сей земной потребное.

Прославляя память ихъ, будемъ стараться подражать и житію ихъ, добродѣтелямъ; будемъ просить ихъ, какъ старшихъ нашихъ братьевъ, помочь и намъ преодолѣть наши препятствія къ душевному спасенію — грѣхи и страсти. Такая молитва наша будетъ имъ понятной, пріемлемой, пріятной: они услышатъ насъ и помогутъ, какъ въ достиженіи спасенія душевнаго, такъ и въ дѣлахъ и нуждахъ нашихъ.

Вси Святіи Земли Россійской, молите Бога о насъ! Аминь. («Слова и поученія», митр. Владиміра 1939 г.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 140-143.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.