Церковный календарь
Новости


2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 2-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
48. Обязаность слѣдовать за Іисусомъ Христомъ.

Сегодня, возлюбленые братія и сестры, было читано изъ Евангелія Матѳея о призваніи Іисусомъ Христомъ къ апостольству рыбарей галилейскихъ Петра и Андрея, и тоже братіевъ Іакова и Іоанна Зеведеевыхъ; о хожденіи Іисуса Христа съ проповѣдію о царствіи небесномъ по всей Галилеѣ и о исцѣленіи Имъ всякой болѣзни и всякой немощи въ людяхъ.

Евангелистъ замѣчаетъ, что Петръ и Андрей тотчасъ, оставивъ сѣти, послѣдовали за Іисусомъ Христомъ, а Іаковъ и Іоаннъ тотчасъ, оставивъ лодку и отца своего, послѣдовали за Нимъ. Такъ апостолы оставили все для Христа и ради будущаго живота и царствія: родителей, сродниковъ, дома, невинныя, любимыя занятія, каковъ рыбный промыселъ, орудія, коими они пріобрѣтали средства къ жизни, свои привычки и привязанности сердечныя.

Господь не требуетъ отъ насъ, чтобы мы оставили все, по примѣру св. апостоловъ, и удалились изъ домовъ своихъ и отъ сродства своего; но тѣмъ не менѣе обязанность послѣдовать Христу лежитъ и на насъ, какъ ученикахъ Его. Къ этому призываетъ насъ самое званіе христіанъ, сыновъ благодатнаго царства Христова. Вступая въ общество вѣрующихъ и чадъ Божіихъ, крещаясь во имя Христово, мы сочетались вѣрою Христу Сыну Божію со Отцемъ и Св. Духомъ, исповѣдуя Его единаго своимъ Царемъ и Господомъ, обѣщаясь Ему единому служить преподобіемъ и правдою предъ Нимъ вся дни живота своего, Ему единому повиноваться во всемъ, исполняя Его св. заповѣди, на Него единаго уповать и Ему единому предать душу и тѣло, свои мысли и чувства, надежды и желанія, всю жизнь и судьбу свою.

Правда, тѣсенъ и прискорбенъ путь послѣдованія Христу, на который призваны мы Господомъ. Требуется не менѣе, какъ от/с. 146/ вергнуться себя, т. е. естественной любви къ самому себѣ, прирожденныхъ намъ, но противувоюющихъ закону Божію наклонностей и желаній, сродныхъ нашему сердцу, но противныхъ волѣ Божіей чувствованій и стремленій, — требуется покорить всецѣло и совершенно свой разумъ и свою волю волѣ Отца небеснаго и закону Христову, мыслить и чувствовать такъ, какъ учитъ св. Евангеліе Христово, желать и дѣлать только то, что повелѣваютъ св. заповѣди Господни. Но этотъ тѣсный и прискорбный путь самоотверженія прошелъ за насъ и для насъ Единородный Сынъ Божій, Господь славы, а намъ остается только послѣдовать стопамъ Его.

Въ чемъ состоятъ наши обязанности слѣдованія за Христомъ?

Для этого намъ заповѣдуется распинать плоть свою со страстьми и похотьми, т. е. укрощать и погашать плотскія вожделѣнія строгимъ воздержаніемъ, отреченіемъ и удаленіемъ отъ всего, что служитъ къ угожденію, услажденію и насыщенію чувственныхъ пожеланій, — бодрствовать и молиться во всякое время. Но не такъ ли поступалъ и Самъ Господь нашъ? Онъ постился четыредесять дней въ пустынѣ, чтобы побѣдить искусителя. Питая чудесно другихъ, Онъ Самъ нерѣдко алкалъ и жаждалъ и, страдая на крестѣ, въ тяжкихъ мукахъ вопіялъ: жажду. Труждаясь весь день въ ученіи и благотвореніи, большую часть ночи Онъ посвящалъ уединенной молитвѣ ко Отцу Своему, а въ послѣднюю ночь пребыванія Своего на землѣ молился до кроваваго пота.

Намъ вмѣняется въ обязанность, чтобы мы помогали нуждамъ другихъ, — отъемля у самихъ себя, раздѣляли съ неимущими, — терпя скорби, готовы были утѣшать страждущихъ, — оставляя попеченіе о самихъ себѣ, спѣшили съ своею помощію къ нуждающимся въ ней. Но не такъ ли поступалъ и Самъ Началовождь спасенія нашего Господь Іисусъ Христосъ? Не имѣя Самъ, гдѣ главы подклонити, Онъ благодѣтельствовалъ несчастнымъ, призывалъ къ упокоенію труждающихся и обремененныхъ, утѣшалъ плачущихъ, питалъ алчущихъ, исцѣлялъ болящихъ и страждущихъ, не хотѣлъ вкушать пищи прежде, нежели сотворитъ дѣло милосердія и любви. Что же мы были бы за послѣдователи Христовы, если бы не подражали примѣру Его милосердія, любви и состраданія къ ближнему? И какъ можемъ называться сынами Всевышняго, если не будемъ милосерды, якоже Отецъ нашъ небесный милосердъ есть?

Намъ заповѣдуется переносить всѣ скорби, напасти и бѣдствія съ благодушіемъ и покорностію волѣ Божіей, прощать своимъ ближнимъ всѣ ихъ оскорбленія и обиды, всѣ нареканія, осу/с. 147/жденія, посмѣянія и глумленія людей легкомысленныхъ и преданныхъ міру, что особенно тяжело и горько нашему самолюбію. Вспомните, сколько гоненій и напастей, сколько навѣтовъ и оскорбленій, измѣнъ и коварствъ, сколько мученій и страданій претерпѣлъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ отъ тварей Своихъ, которыхъ пришелъ Онъ спасти и облаженствовать, за которыхъ благоизволилъ пролить кровь Свою и положить Свою душу! И не смотря на то, не переставалъ называть другомъ Своего предателя въ самую минуту его коварнаго лобзанія, плакать и скорбѣть о народѣ, испросившемъ Его на смерть, молиться за тѣхъ, которые распинали Его на крестѣ.

Такъ надобно намъ тещи на предлежащій намъ подвигъ, взирая на Начальника вѣры и Совершителя Іисуса, Который, вмѣсто подлежащей Ему почести, претерпѣлъ крестъ, срамотѣ нерадивъ, одесную же престола Божія сѣде! Что-жъ можетъ быть утѣшительнѣе и благонадежнѣе, какъ идти въ слѣдъ Самого Господа славы? За маловременныя наши скорби, за наше малое угожденіе Ему, за кратковременное терпѣніе во имя Его, смотрите, какую славу и какое блаженство уготовалъ Онъ любящимъ Его! Отче, такъ молился Онъ Отцу Своему: ихже далъ еси Мнѣ, хощу, да идѣже есмь Азъ, и тіи будутъ со Мною, да видятъ славу Мою, юже имѣхъ у Тебе прежде, даже міръ не бысть (Іоан. 17, 24).

Таково преимущество труднаго и прискорбнаго пути Христова! Аминь. (Сост. по проп. Димитрія, архіеп. херсонск., т. 3-й).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 145-147.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.