Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 3-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
49. Слово въ недѣлю третью по Пятидесятницѣ.

Говорю вамъ: не заботьтесь для души вашей, что вамъ ѣсть и что пить, ни для тѣла вашего, во что одѣться. Душа не больше ли пищи, и тѣло одежды? (Матѳ. 6, 25).

Въ нынѣшнемъ Евангеліи Господь нашъ Іисусъ Христосъ предлагаетъ всѣмъ намъ весьма полезныя и необходимыя наставленія и отеческое утѣшеніе, внушая намъ, что небесный Промыслъ непрестанно и особенно печется о всѣхъ насъ. Господь говоритъ въ началѣ Евангелія о простотѣ существа души нашей, созданной по образу и подобію Божію: аще око твое будетъ просто, говоритъ Господь, все тѣло твое свѣтло будетъ, и о невозможности работать вмѣстѣ Богу и маммонѣ, добру и злу. Ибо какъ Богъ /с. 148/ есть простое, нераздѣльное, въ Трехъ Лицахъ Существо: Отецъ, Сынъ и Святый Духъ, такъ и душа человѣческая есть тоже простое существо, хотя въ трехъ силахъ: умъ, слово и духъ, или: разумъ, сердце и воля; — ибо эти три силы есть одна душа; и эти три силы должны быть въ человѣкахъ нераздѣльны, т. е. напримѣръ: мы должны любить Бога всѣмъ умомъ или помышленіемъ, всѣмъ сердцемъ, всею силою воли, всею крѣпостію своею, а не однимъ умомъ или помышленіемъ. Умъ или сердце наше то же, что глазъ для тѣла, говоритъ далѣе Господь; если глазъ чистъ, ясенъ, то всему тѣлу свѣтло, — мы ходимъ непреткновенно; если сердце у человѣка просто, чисто, то и всѣ помышленія, желанія, слова, поступки его бываютъ также просты, чисты, благонамѣренны, святы, запечатлѣны духомъ любви, кротости, правды и истины.

Если глазъ худъ, нечистъ, теменъ, то бываетъ и всему тѣлу темно. Если сердце у человѣка нечисто, лукаво, зло, то и всѣ помышленія его, желанія, слова и вся жизнь его, всѣ поступки бываютъ лукавы, нечисты, часто злонамѣренны. Потому что уже если умъ твой, сердце твое, совѣсть твоя — эти свѣточи твои, которые Господь далъ тебѣ, чтобы они были свѣтомъ для тебя, при свѣтѣ Евангелія, — если уже они сдѣлаются у тебя тьмою, то какова же будетъ тьма, — каковы будутъ твои помыслы, желанія, предпріятія, всѣ дѣла твои? Это будетъ страшная тьма, предвѣстница адской тьмы, тьмы кромѣшней. И дѣйствительно, люди съ испорченнымъ умомъ и сердцемъ, съ сожженною совѣстію, съ развращенной волей, готовы на все худое.

Итакъ, христіанинъ, береги свѣтильникъ твой — душу и сердце, да горитъ всегда ярко свѣтильникъ твой; смотри постоянно, чтобы онъ не омрачился лукавствомъ или завистью, самолюбіемъ и плотоугодіемъ, гнѣвомъ и яростію, гордостію и тщеславіемъ, лѣностію и нерадѣніемъ или уныніемъ и малодушіемъ, объяденіемъ и пьянствомъ и прочими дѣлами тьмы. Тьма, адская тьма постоянно усиливается затмить свѣтильники нашихъ душъ; нужно непрестанное вниманіе къ себѣ, бодрствованіе надъ собою; нужна любовь къ правдѣ Божіей, къ заповѣдямъ Божіимъ, въ исполненіи которыхъ состоитъ вѣчный животъ нашъ, спокойствіе наше, честь и слава наша, даже здѣсь — на землѣ, и исполненіе коихъ являетъ любовь нашу къ Богу. Никто не можетъ, говоритъ далѣе Господь, служить двумъ господамъ, т. е. Богу и діаволу, — плоти своей грѣшной, многострастной, міру прелюбодѣйному и грѣшному. Если будешь любить свою грѣшную плоть и исполнять ея прихоти и страсти, то возненавидишь Бога, требующаго отъ насъ правды и святыни, жизни по духу, умерщвленія плоти со /с. 149/ страстями и похотями. Худой господинъ — наша плоть, ибо не живетъ въ ней доброе, говоритъ апостолъ, а злое прилежитъ; надо ее возненавидѣть и похоти ея ради угожденія Богу, ищущему нашей святыни и дарующему намъ воскресеніе и животъ вѣчный: неради о угожденіи плоти своей въ похоти, христіанинъ, — да угодишь Господу, ибо сущіи во плоти, Богу угодити не могутъ, говоритъ апостолъ.

Посему говорю вамъ, говоритъ Господь, не заботьтесь для души вашей, что вамъ ѣсть и что пить, ни для тѣла вашего, во что одѣться. Душа не больше ли пищи, и тѣло одежды? Господь запрещаетъ намъ чрезмѣрную заботу о пищѣ, питьѣ, одеждѣ, пристрастіе къ нимъ, но не запрещаетъ обыкновенное, благоразумное попеченіе о заготовленіи пищи и одежды; не запрещаетъ благоразумную заботу о благоприличіи въ одеждѣ и домашнемъ убранствѣ. Но мы, по грѣхамъ нашимъ, по пристрастію къ земной жизни и къ тѣлу своему, извратили и извращаемъ порядокъ жизни, установленный Богомъ: Богъ повелѣваетъ прежде всего заботиться о душѣ, о томъ, чтобы исполнять заповѣди Божіи, творить правду Божію, стяжать кротость, незлобіе, взаимную любовь, святыню, имѣть всегдашнее покаяніе и, вообще, стремиться къ будущей жизни; а мы, напротивъ, прежде всего заботимся о тѣлѣ, о пищѣ и питьѣ, различныхъ изысканныхъ и нарядныхъ одѣяніяхъ, нерадя о душѣ, и даже когда въ храмъ Божій приходимъ, — и тутъ во время Богослуженія не оставляемъ своихъ суетныхъ попеченій о пищѣ и одеждѣ; и тутъ житейская суета вторгается въ сердца наши, охлаждаетъ ихъ, не допускаетъ искренно и усердно помолиться Богу, покаяться въ грѣхахъ своихъ, коимъ нѣтъ числа, или возблагодарить Господа горячею душею за Его безчисленныя благодѣянія.

Такъ вредно дѣйствуютъ на нашу душу излишнія попеченія о плоти: они не даютъ намъ и въ храмѣ искренно помолиться о своей душѣ, о ея спасеніи; не допускаютъ вознестись къ Нему всѣмъ сердцемъ, возлюбить Его всею душею. Пристрастіе къ плоти нашей грѣшной всю жизнь христіанина поставило, такъ сказать, вверхъ дномъ. Изъ-за пристрастія къ плоти всѣ грѣхи наши: самолюбіе, зависть, недоброжелательство, скупость, корыстолюбіе, жестокосердіе, человѣкоугодіе, подобострастіе, невоздержаніе, лицепріятіе, лицемѣріе, алчность, пьянство, расточительность, азартныя игры, зрѣлища, лѣность и нерадѣніе о спасеніи души, лѣность къ молитвѣ, къ покаянію, нечистота, распутство, все полчище грѣховъ изъ-за пристрастія къ плоти, — все извратила наша многострастная плоть, весь кругъ жизни.

/с. 150/ Итакъ, христіане, кто изъ васъ хочетъ быть Христовымъ, тотъ распни плоть свою со страстями и похотями. Не будемъ заботиться чрезмѣрно о плоти и думать только о томъ, что ѣсть и пить и чѣмъ одѣваться: этого ищутъ только язычники, которые не имѣютъ понятія о царствіи Божіемъ и не ищутъ его; а мы съ вами отрождены въ крещеніи для царствія Божія; мы чада Божіи и наслѣдники Божіи, сонаслѣдники Христу; намъ уготовано на небесахъ наслѣдіе нетлѣнное, неувядаемое; его и будемъ искать, а остальное все приложится намъ отъ Господа: и пища, и питіе, и одежда и, если нужно, слава и честь даже на землѣ, ибо слава и миръ и честь всякому дѣлающему благое. Аминь. (Изъ кн. «Полн. Собрн. Соч.», прот. Іоанна Сергіева).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 147-150.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.