Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 3-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
50. Духовный свѣтильникъ.

Свѣтильникъ тѣла есть око (Матѳ. 6, 22). Слова изъ слышаннаго нами Евангелія. Свѣтильникъ тѣла — это умъ; отъ тѣла зависитъ состояніе души. Умъ для души то-же, что глазъ для тѣла. Каковъ умъ, таковы всѣ силы и дѣйствія души. Умъ свѣтелъ, здравъ, благонастроенъ, имѣетъ обо всемъ здравыя понятія и убѣжденія, — доброе вліяніе его на духовную жизнь, и вообще на нравственное поведеніе, отражается на сердцѣ, на волѣ, на воображеніи, на совѣсти, на всѣхъ внѣшнихъ чувствахъ. Въ противномъ случаѣ все будетъ не въ порядкѣ.

Свѣтлый умъ истиннаго христіанина смотритъ на земныя стяжанія, какъ на блага скоротечныя, непрочныя, къ нимъ не лежитъ его сердце. Онъ знаетъ, что не только не унесетъ ихъ на тотъ свѣтъ, но и въ земной жизни можетъ лишиться всего отъ разныхъ случайностей. Въ пріобрѣтеніи земныхъ благъ онъ строго руководствуется совѣстію, опасаясь разбогатѣть съ обидою ближнему. Если течетъ къ нему богатство, онъ благословляетъ Бога и старается употребить его въ славу Божію, на дѣла богоугодныя, взираетъ на себя, какъ на распорядителя собственности Божіей, порученной ему для распредѣленія между ближними. Если же ему не удается обезпечить себя земными благами, или если нажитое богатство онъ теряетъ, то и за сіе благословляетъ Бога, благодушно переноситъ земныя лишенія и нужды. Главная цѣль его есть достиженіе тѣснѣйшаго общенія съ Богомъ, въ одномъ Богѣ полагаетъ первое свое благо, знаетъ, что нельзя въ одно и то-же время служить Богу и маммонѣ. Чувства его не разсѣиваются впечатлѣніями при видѣ земныхъ благъ, онъ совершенно равнодушенъ къ нимъ.

/с. 151/ Не такъ относится къ земнымъ стяжаніямъ тотъ, у кого свѣтильникъ души — умъ — помраченъ пристрастіемъ къ земнымъ стяжаніямъ, кто имѣетъ превратное понятіе о томъ, въ чемъ состоитъ истинное благо. Почитая таковымъ благомъ обиліе земныхъ сокровищъ, онъ всѣ силы души направляетъ къ стяжанію и умноженію ихъ. О Богѣ онъ забываетъ, разсуждая: были-бы деньги, все будетъ. Обязанностей богопочтенія не исполняетъ, въ богомысліи, въ молитвѣ, въ чтеніи слова Божія не упражняется. Ни къ чему подобному у него не лежитъ сердце: его вкусъ къ духовнымъ занятіямъ притупленъ. Гдѣ его сокровище, тамъ и его сердце. Онъ не почитаетъ праздниковъ, не соблюдаетъ постовъ, не очищаетъ душу покаяніемъ и говѣніемъ. Забывъ Бога, онъ предается или скряжничеству, или сластолюбію и расточительности. Къ голосу совѣсти и закону Божію онъ равнодушенъ. Обидѣть ближняго съ цѣлію поживиться на его счетъ онъ не стѣснится, совѣсть не упрекнетъ его... Таково жалкое положеніе человѣка, у котораго свѣтильникъ ума погашенъ пристрастіемъ къ земнымъ стяжаніямъ. Самый умъ его одобряетъ все то, что требуется чувственностію; всѣ силы его употребляетъ на изобрѣтеніе средствъ къ ея удовлетворенію, предпочитаетъ внушеніямъ совѣсти голосъ самолюбія и самоугодія. Вмѣсто того, чтобы быть свѣтильникомъ для всѣхъ силъ и дѣйствій души, умъ его самъ погруженъ во тьму.

Но если свѣтъ, то есть умъ, иже въ тебѣ, тма есть, то тма кольми; то есть, по отсутствію свѣта въ самомъ источникѣ свѣта — умѣ твоемъ, можно судить, сколько тьмы въ тебѣ, — во всемъ твоемъ существѣ. Находящійся въ этой тьмѣ находится въ опасности изъ области временной тьмы перейти въ область тьмы вѣчной. Тогда духовные очи его откроются, онъ ясно узритъ то, чего въ духовномъ ослѣпленіи своемъ не замѣчалъ въ здѣшней жизни. Наступитъ для него время раскаянія поздняго и безполезнаго. Береги, душа христіанская, твой свѣтильникъ, то есть — умъ, просвѣщай его свѣтомъ истины Христовой, не помрачай пристрастіемъ къ земнымъ благамъ, изощряй его силою духовнаго разсужденія и этою силою побѣждай самоугодіе и чувственныя влеченія. Если око твое духовное будетъ свѣтло, то и все поведеніе твое, вся жизнь твоя будутъ свѣтлы, правильны, богоугодны и спасительны. Аминь. («Душеп. Чт.», 1896 г.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 150-151.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.