Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 18 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 3-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
51. Назиданія изъ Евангельскаго чтенія.

Никто не можетъ служить двумъ господамъ... Не можете служить Богу и маммонѣ (Матѳ. 6, 22-33), — такъ учитъ насъ Господь въ слышанномъ нами Евангеліи. Какіе здѣсь разумѣются два господина, которымъ невозможно служить въ одно и то же время? Одинъ — это Господь и Богъ, другой — богатство или любогрѣховная плоть наша. Очевидно, невозможно работать вмѣстѣ Богу и любогрѣховной плоти: именно потому, что Богъ требуеть отъ насъ святости, неуклоннаго и точнаго исполненія воли Своей, а плоть непрестанно подстрекаетъ ко грѣху, — къ чревоугодію, пьянству, блуду, зависти, враждѣ, лихоимству, сребролюбію, лѣности и проч.

Слово Божіе прямо говоритъ, что тѣ, кои Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24), и отнюдь не служатъ многогрѣшной плоти, не угождаютъ ей. И всегда бываетъ такъ, что кто угождаетъ своей плоти, тотъ не радитъ о угожденіи Богу, о спасеніи души своей, о исправленіи своемъ, о добродѣтельной жизни, не исправляетъ сердца своего, не стремится духомъ къ горнему отечеству, но весь бываетъ какъ бы прикованъ къ землѣ, къ земнымъ наслажденіямъ. Кто любитъ свою многогрѣшную плоть, тотъ не любитъ Бога, тому тяжкими кажутся заповѣди Его, тотъ не любитъ ближняго: онъ не попечется о его спасеніи, потому, что и о своемъ не заботится, не поможетъ ему въ нуждѣ, потому что слишкомъ много любитъ самъ себя и лучше исполнитъ свои прихоти, чѣмъ дастъ что-нибудь на нужду ближняго.

По сему говорю вамъ, продолжаетъ Господь, не заботьтесь для души вашей, что вамъ ѣсть и что пить, ни для тѣла вашего, во что одѣться. Душа не больше ли пищи, и тѣло одежды? Забота неумѣстная, неразумная, слишкомъ усиленная забота о пищѣ, питьѣ, одеждѣ, весьма вредитъ христіанскому житію: она то и ставитъ, такъ сказать, вверхъ дномъ всю жизнь нашу; вмѣсто того, чтобы заботиться главнымъ образомъ о душѣ, объ очищеніи, исправленіи, освященіи ея, вообще, о спасеніи, мы печемся ежедневно о угожденіи своему алчному чреву, да о томъ, во что одѣться, а душу — это безсмертное существо, сотворенное по образу и подобію Божію, погибающую заживо во грѣхахъ, оставляемъ въ пренебреженіи, безъ исправленія, или даже ежедневно прилагаемъ грѣхи къ грѣхамъ; тѣло насыщаемъ и пресыщаемъ, а душу оставляемъ голодать, тѣло украшаемъ, а душу безобразимъ, тѣло оживляемъ, а душу убиваемъ.

Взгляните на птицъ небесныхъ: онѣ ни сѣютъ, ни жнутъ, не собираютъ въ житницу, и Отецъ вашъ небесный питаетъ /с. 153/ ихъ. Вы же не гораздо ли лучше ихъ? На птицъ небесныхъ Господь указалъ намъ, маловѣрамъ, чтобы показать недремлющій, непрестанный промыслъ Отца небеснаго о всѣхъ тваряхъ земныхъ, особенно о человѣкѣ — вѣнцѣ всѣхъ тварей, — и чтобы примѣромъ птицъ, всегда сытыхъ, хотя не сѣющихъ не жнущихъ хлѣбъ, мы убѣдились полагаться съ несомнѣнностію на промыслъ Божій. Конечно, эти слова Господа не учатъ насъ сидѣть сложа руки и только надѣяться на Бога, а учатъ упражняться въ благословенныхъ трудахъ и при трудахъ надѣяться на благословеніе Божіе, на успѣхъ въ дѣлахъ, на дарованіе всего потребнаго. Словами: объ одеждѣ что заботитесь — Господь учитъ насъ не имѣть пристрастія къ одеждѣ.

Совсѣмъ не заботиться нельзя: мы должны заботиться, чтобы одежда наша была приличная, чистая. Но непрестанная забота о нарядахъ, кружащая наши головы, совершенно противна духу евангельскому; она дѣлаетъ насъ суетными, мелочными, порождаетъ во многихъ нецѣломудріе и гордость. Если бы красивая одежда была необходима для насъ, то Отецъ небесный не оставилъ бы нарядить насъ несравненно лучше розъ и лилій или павлиновъ; но извѣстно, что одежда наша есть временное покрывало, или временная повязка на ранѣ потому, что одежда появилась вслѣдствіе грѣха, когда люди узнали свою наготу; а стоитъ ли украшать повязки на ранѣ? Не о томъ ли надо заботиться, какъ бы рану поскорѣе вылѣчить, т. е. какъ бы скорѣе отъ грѣховъ очиститься? Разумно ли сшивать дорогія повязки на эти грѣховныя раны и этими повязками еще тщеславиться, какъ чѣмъ то похвальнымъ? Не больше ли оттого зловонія грѣховнаго? Припомнимъ, что въ крещеніи всѣ мы получили одежду нетлѣнія, одежду правды Христовой. Вотъ объ этой то одеждѣ оправданія будемъ заботиться; эту одежду будемъ хранить; она пусть будетъ нашимъ украшеніемъ. Если ее сохранимъ, то въ будущемъ вѣкѣ Господь одѣнетъ насъ одеждою славы, вѣчнымъ свѣтомъ, какъ Самъ одѣвается свѣтомъ, яко ризою.

Итакъ, не заботьтесь и не говорите: что намъ ѣсть, или что пить, или во что одѣться? Потому что всего этого ищутъ язычники; и потому что Отецъ вашъ небесный знаетъ, что вы имѣете нужду во всемъ этомъ. Слышите по слову Господнему — всѣ тѣ язычники, а не христіане, которые о томъ только и заботятся, что ѣсть да пить, или во что одѣваться; а о дѣлахъ Божіихъ, о исполнеиіи заповѣдей Его не помышляютъ. Ищите же прежде всего царствія Божія и правды Его, и это все приложится вамъ.

/с. 154/ Такое повелѣніе Господа слышали мы въ чтенномъ Евангеліи. Что это такое царствіе Божіе, — и какъ должно искать его? Царствіе Божіе есть весь сей видимый міръ, царствіе Божіе есть на небесахъ, гдѣ ангелы святые и праведныя души, предстоя предъ престоломъ Господа Бога, славословятъ Его непрестанно. Царствіе свое Господь хощетъ устроить и утвердить и между нами — въ обществахъ нашихъ и душахъ нашихъ. Для сего Онъ далъ намъ законъ Свой, предписалъ заповѣди Свои и повелѣлъ творить Его св. волю, откровенную намъ въ Евангеліи. И вотъ — тамъ Его царствіе, гдѣ люди творятъ волю Его, исполняютъ заповѣди Его.

Ищите, братія возлюбленные, прежде и паче всего царствія Божія тщательнымъ храненіемъ себя отъ всего того, что неугодно Богу, что запрещено Имъ, что противно Его волѣ и Его заповѣдямъ. Не творите тѣхъ дѣлъ темныхъ, за которыя Господь отъемлетъ Свое царствіе, за которыя гнѣвъ Божій грядетъ на сына противленія. Эти дѣла плотскія и темныя, по исчисленію апостола, слѣдующія: прелюбодѣяніе, блудъ, нечистота, идолослуженіе, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнѣвъ, распри, ереси, ненависть, убійство, пьянство, безчинство, ложь, хищеніе чужого, любостяжаніе, сквернословіе, пустословіе и смѣхотворство. Всякъ творяй таковая не имать достоянія въ царствіи Христа Бога, прибавляетъ апостолъ (Еф. 5, 5).

Ищите царствія Божія, всѣми силами стараясь творить все то, что угодно Богу, что заповѣдано Имъ, творить тѣ дѣла, которыя именуются дѣлами свѣта, плодами Духа Божія въ насъ, яже суть по апостолу: любовь, миръ, долготерпѣніе, благость, милосердіе, вѣра, кротость, воздержаніе, умерщвленіе въ себѣ страстей и похотей плотскихъ, уподобленіе Богу, якоже подобаетъ чадамъ Его возлюбленнымъ, бывши другъ ко другу блази, милосерди, прощающе другъ другу, якоже и Богъ во Христѣ простилъ есть намъ, и ходя въ любви, якоже и Христосъ возлюбилъ есть насъ и предаде Себе за ны приношеніе и жертву Богу, и другъ друга тяготы нося, да тако исполните законъ Христовъ. Елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика достохвальна, сія помышляйте — и Богъ мира будетъ съ вами, царствіе Божіе внутри насъ будетъ.

Ищите царствія Божія, пребывая во всецѣломъ послушаніи св. Церкви и въ неразрывномъ союзѣ съ нею. Церковь Самъ Господь устроилъ и утвердилъ, какъ истинное Свое царствіе на землѣ; — въ нее положилъ Онъ все сокровище благодатныхъ даровъ Своихъ, потребныхъ для вѣчнаго спасенія душъ нашихъ; она истинная мать наша, въ ней мы и раждаемся и воспитываемся къ /с. 155/ жизни вѣчной — къ царствію небесному; она единственная руководительница къ нему, безъ ней и мимо ея никому не быть тамъ. Тому и Богъ — не отецъ, кому Церковь не мать. Держитесь же, возлюбленные, крѣпко всею душею спасительныхъ нѣдръ св. Церкви. Исполняйте свято ея уставы, неопустительно ходите въ храмъ во дни праздниковъ и исполняйте строго долгъ христіанскій — очищенія грѣховъ покаяніемъ, очищенія душъ вашихъ причащеніемъ св. Таинъ. Такимъ образомъ вы будете истинными сынами царствія Божія и найдете его и здѣсь на землѣ, — ибо Господь будетъ по истинѣ царствовать между вами и въ васъ, и въ домахъ и въ душахъ вашихъ, — и содѣлаетесь несомнѣнными наслѣдниками и царствія Божія будущаго на небесахъ, уготованнаго праведнымъ и вѣрнымъ чадамъ св. Его Церкви. Аминь. (Изъ поучен. Антонія, архіеп. казанск.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 152-155.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.