Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 3-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
52. О исканіи Царства Небеснаго.

Ищите прежде царстія Божія и правды Его: и сія вся приложатся вамъ (Матѳ. 6, 33).

Спаситель, зная нашу излишнюю привязанность къ земнымъ благамъ и удовольствіямъ, внушаетъ намъ, чтобы мы прежде всего заботились о снисканіи себѣ истиннаго блага — Царствія Божія.

Ищите прежде царствія Божія. Гдѣ искать намъ сего царствія? На небесѣхъ! Вездѣсущій Богъ преимущественно царствуетъ тамъ — на небѣ, въ неизреченной славѣ и во свѣтѣ непреступномъ. Тамъ-то — на небѣ и насъ ожидаетъ царствіе Божіе. Заслугами Единороднаго Сына Божія, Господа нашего Іисуса Христа, для насъ уготованы на небѣ обители многи (Іоан. 14, 2), въ которыхъ и мы, подобно ангеламъ, просвѣтимся яко солнце (Матѳ. 13, 14), и будемъ вѣчно наслаждаться такими благами, ихже въ настоящее время и око наше не видѣ и ухо не слыша, и на сердце человѣка не взыдоша (1 Кор. 2, 9). Эти то блага царствія Божія мы должны предпочитать всѣмъ мірскимъ удовольствіямъ, и къ нимъ стремиться всею своею душею, чтобы за предѣлами гроба вѣчно блаженствовать.

Не только въ жизни будущей на небѣ, но и здѣсь, — на землѣ, еще въ настоящей жизни, если захотимъ, можемъ мы предвкушать царствіе Божіе, и здѣсь Господь благодатно вселяется въ избранныхъ Своихъ. Онъ — существо всесовершенное и всеблаженное. Онъ весь — любовь, весь радость, источникъ всякія утѣхи и только въ приближеніи къ Нему человѣкъ можетъ почер/с. 156/пнуть истинную отраду, успокоеніе, блаженство. Удостоившіеся быть жилищемъ Божіимъ всегда чувствуютъ въ душѣ своей безмятежный миръ, всецѣлое довольство собою и духовную радость. Спаситель говоритъ: царствіе Божіе, а слѣдовательно и блаженство, внутрь васъ есть (Лук. 17, 21).

Какъ намъ пріобрѣсть царство небесное? Какія употребить къ тому средства? Отвѣтъ на это находится въ томъ же выше приведенномъ изреченіи Спасителя: ищите, сказалъ Онъ, не только царствія Божія, но и правды Его. То-есть, кто хочетъ удостоиться царствія Божія, тотъ долженъ искать правды его: оправданія предъ Богомъ, какое, по заслугамъ Спасителя, даруется всякому члену сего царства. Эту правду — оправданіе мы пріобрѣтаемъ тогда, когда во всѣхъ своихъ дѣйствіяхъ будемъ соображаться съ волею Божіею, — будемъ жить праведно и благочестно. Всеправедный Богъ вселяется Своею благодатію только въ тѣхъ, которые и сами стремятся уподобиться Ему своею праведностію. Такимъ только людямъ Онъ сообщаетъ Свои духовныя блага: миръ и радость о Дусѣ Святѣ. Миръ многъ бываетъ только любящимъ законъ Божій и только праведніи возрадуются (Псал. 118, 165). Царь Саулъ, когда прогнѣвалъ Господа Бога своими беззаконіями, не находилъ себѣ покоя даже на высотѣ своего престола и тяготился своимъ состояніемъ. Также и Давидъ, когда впалъ въ преступленіе, не ощущалъ въ себѣ мира духовнаго, но обличаемый своею совѣстію, восклицалъ: нѣсть мира въ костѣхъ моихъ отъ лица грѣхъ моихъ (Псал. 37, 3). А апостолъ Павелъ, находясь и въ узахъ темничныхъ, радовался въ страданіяхъ своихъ (Кол. 1, 24). Видите, братія, что одно благочестіе — одна праведность можетъ стяжать намъ царствіе Божіе или духовные дары благодати Божіей: миръ и радость. Потому всячески постараемся жить праведно и богоугодно.

Если такъ будемъ вести жизнь свою, то Господь ниспошлетъ намъ, кромѣ благъ духовныхъ, и земныя — житейскія. Ищите прежде царствія Божія и правды Его, говоритъ Спаситель, и сія вся, т. е. всѣ блага земныя, приложатся вамъ. Наше дѣло — преимущественно заботиться о благочестіи, а благъ земныхъ должно ожидать болѣе отъ милости Божіей, чѣмъ отъ собственныхъ трудовъ и попеченій.

Итакъ, желаешь ли, христіанинъ, и не разставаясь съ міромъ и его благами, жить евангельски? Какъ видишь, то дѣло возможное и не трудное. Одно надо наблюдать: нужное для земной жизни — творите, но только, что безвредно и безгрѣшно, а въ чемъ грѣхъ, того всячески избѣгайте, какъ и всего того, что мѣшаетъ вамъ /с. 157/ жить благочестно. Всякое дѣло начинайте съ благословенія Божія, въ урочные часы, хотя бы работа не была кончена, прерывайте ее и становитесь на молитву, отъ трудовъ своихъ праведныхъ удѣляйте на дѣло милосердія, въ счастіи не гордитесь, а въ несчастіи не унывайте. И Богъ будетъ съ вами, Отецъ небесный наградитъ васъ тогда и земнымъ довольствомъ. Да и много ли нужно праведнику, чтобы быть довольнымъ своимъ состояніемъ? Онъ привыкъ всю надежду возлагать на Бога; если у него и нѣтъ изобилія въ средствахъ, онъ и малымъ бываетъ доволенъ; онъ увѣренъ, что если Богъ не оставлялъ его самого никогда, то и дѣтей его не оставитъ безъ помощи. Недовольство состояніемъ — удѣлъ міролюбцевъ, на которыхъ дѣйствительно, при ихъ роскоши и множествѣ прихотей — кто же можетъ напастись богатства? Они не на Бога, а на свое богатство уповаютъ, и гонятся за нимъ изъ всѣхъ силъ. Хотя и много они имѣютъ, а все думаютъ: — мало. Сколько кто богатъ ни будь, а богаче Бога не будешь. Праведникъ же знаетъ, что у Бога на всѣхъ станетъ всего нужнаго и полезнаго, сколько бы ни понадобилось.

Видите отсюда, братія, какъ жизнь то христіанская проста сама по себѣ и блаженна и какъ легко въ существѣ дѣла дѣлаться и быть истиннымъ христіаниномъ. Рѣшись разъ навсегда во всемъ поступать, жить по евангельски и потомъ распредѣли свои думы, занятія, удовольствія такимъ образомъ: земныя дѣла своимъ чередомъ, а дѣло Божіе первымъ долгомъ. Мірскія занятія для дѣла Божьяго всегда и непремѣнно оставляй, а Божьяго дѣла ради мірскихъ дѣлъ — никогда и ни за что, какъ бы эти дѣла важны ни были. И будешь ты блаженъ и въ семъ вѣкѣ и много паче въ будущемъ, гдѣ даже можешь достигнуть равной награды съ великими подвижниками пустынь. Ибо, скажемъ словами преподобнаго Макарія Египетскаго: — «Богъ не смотритъ, дѣва ли кто или супруга, инокъ или мірянинъ, но ищетъ только сердечнаго произволенія на добрыя дѣла. Окажи таковое произволеніе, и спасеніе близъ тебя, кто бы ты ни былъ и гдѣ бы ты ни жилъ». (Изъ поученій прот. Бѣлоцвѣтова, стр. 47).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 155-157.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.