Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 29.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 4-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
54. Бесѣда въ недѣлю четвертую по Пятидесятницѣ.

Въ читанномъ сегодня Евангеліи отъ Матѳея повѣствуется о томъ, какъ римскій сотникъ просилъ Іисуса Христа исцѣлить его слугу, — о великой вѣрѣ сотника во вседержительство Господа и Его всемогущую власть — творить елика хощетъ, исцѣлять всякія болѣзни однимъ словомъ и повелѣніемъ, воскрешать мертвыхъ и пр. и пр.; далѣе — о томъ, что Господь удивился простой, немудрствующей лукаво вѣрѣ сотника и при этомъ произнесъ весьма важныя, для всѣхъ насъ поучительныя слова и, — наконецъ, о томъ, что Господь наградилъ вѣру сотника исцѣленіемъ его слуги чрезъ одно слово (Матѳ. 8, 5-13).

Какъ добръ, любезенъ и смиренно простъ сотникъ въ своей просьбѣ ко Господу за больного слугу своего! Господь на просьбу его отвѣчаетъ, что придетъ лично въ домъ и исцѣлитъ слугу его; а сотникъ Ему говоритъ: «я недостоинъ, чтобы Ты вошелъ въ домъ мой; но Ты скажи только слово, Свое всемогущее слово, и слуга мой выздоровѣетъ». «Мои слова и приказанія, говоритъ онъ, исполняютъ подчиненные мои; а Ты Богъ безначальный, всемогущій, приведшій весь міръ изъ небытія въ бытіе повелѣніемъ Своимъ и все содержащій и управляющій словомъ Своимъ: потому одного творческаго, державнаго слова Твоего довольно вполнѣ, чтобы исцѣлился слуга мой, чтобы отбѣгла болѣзнь и возвратилось здравіе». Господь удивился, сказано, такой вѣрѣ и сказалъ слѣдующее нравоученіе идущему за Нимъ народу: «истинно говорю вамъ, и въ Израилѣ не нашелъ Я такой вѣры», т. е. въ евреяхъ, народѣ избранномъ, воспитанномъ въ истинной вѣрѣ, видѣвшемъ совершенныя въ немъ чудеса, многія и безчисленныя благодѣянія Божіи. «Говорю же вамъ, продолжаетъ Господь, что многіе придутъ съ востока и запада, т. е. изъ разныхъ странъ и народовъ, и возлягутъ съ Авраамомъ, Исаакомъ и Іаковомъ (праотцами евреевъ) въ царствѣ небесномъ, а сыны царства, т. е. евреи, изгнаны будутъ во тьму внѣшнюю, гдѣ будетъ плачъ и скрежетъ зубовъ».

/с. 161/ Мы всѣ знаемъ, какъ поступили евреи съ Христомъ Спасителемъ, когда Онъ жилъ и обращался между человѣками на землѣ; многіе изъ нихъ не вѣровали въ Его Божество, вкривь и вкось толковали Его слова и Его чудеса, напримѣръ, что будто Онъ обманываетъ народъ, что будто силою веельзевула творитъ чудеса и пр., наконецъ, оклеветали Его предъ римскою властію и осудили Его на поносную смерть; и за это нераскаянные изъ нихъ осуждены на изгнаніе во тьму кромѣшнюю, — вмѣсто же ихъ, евреевъ, призваны къ вѣрѣ Христовой язычники, въ числѣ коихъ и мы русскіе, и изъ этихъ вновь призванныхъ народовъ многіе, благоугодившіе Богу, наслѣдовали царство небесное. Сколько святыхъ просіяло въ вѣрѣ и жизни изъ народа греческаго, римскаго, персидскаго, русскаго и изъ многихъ языковъ!

Будемъ же благодарны отъ всего сердца Господу, что Онъ призвалъ насъ въ Свою вѣру и даровалъ намъ съ нею безчисленныя блага; будемъ избѣгать іудейскаго невѣрія и жестокосердія, іудейскаго вѣроломства, чтобы избѣжать и страшной участи ихъ. За вѣру сотника Господь сказалъ ему: иди, и какъ ты вѣровалъ, да будетъ тебѣ. И выздоровѣлъ слуга его въ тотъ часъ. Такова сила вѣры! Такова она была тогда, такова и теперь; за простоту вѣры, какъ всегда, такъ и нынѣ — Господь творитъ чудеса и въ самихъ вѣрующихъ и, по вѣрѣ ихъ, — чудодѣйствуетъ и въ другихъ людяхъ.

Итакъ, будемъ твердо держаться нашей вѣры во Христа, Сына Божія, и — стараться жить по вѣрѣ, — во всякой исправности и въ дѣланіи благихъ дѣлъ. Иначе и съ нами будетъ то же, что съ евреями, — и мы, новый Израиль, сыны царствія, будемъ изгнаны во тьму кромѣшнюю, гдѣ будетъ плачъ и скрежетъ зубовъ; не спасетъ насъ наша вѣра православная, если мы маловѣрны и невѣрны, горды и жестокосерды, — невоздержны, нечисты, сквернословы, сварливы, непокорны, вѣроломны, лживы, неуважительны, лѣнивы, если не будемъ носить тяготы другъ друга и помогать другъ другу въ житейскихъ нуждахъ. Вѣра безъ дѣлъ благихъ мертва (Іак. 2, 20) и не спасетъ насъ: вѣдь и бѣсы вѣруютъ въ Господа и трепещутъ Его, а все остаются такими же бѣсами, и имъ уготована вѣчная мука, вѣчный огонь. Итакъ, будемъ себя испытывать, въ вѣрѣ ли мы и по вѣрѣ ли мы живемъ, каемся ли искренно, исправляемся ли, освящаемся ли, въ трудахъ ли и дѣлахъ благословенныхъ упражняемся на всякій день?

Испытаемъ же мы себя теперь и посмотримъ: какова наша вѣра, такая ли, какъ у сотника римскаго? И такова ли наша простота сердечная, такова ли наша любовь къ ближнимъ, какъ у сот/с. 162/ника къ слугамъ? Увы! нынѣ у многихъ христіанъ совсѣмъ вѣры нѣтъ, а любовь христіанская стала рѣдкостію. — Мало того: многіе поносятъ и вѣру, и Церковь, и вѣрующихъ, зачѣмъ они вѣруютъ, зачѣмъ не живутъ такъ, какъ живутъ они, — невѣрующіе; зачѣмъ и они не идутъ въ погибель, какъ они? Итакъ, повторю: учитесь, братія, вѣрѣ у сотника, учитесь такъ просить Господа о всемъ, какъ онъ просилъ Его о выздоровленіи своего слуги; учитесь и жить въ такой простотѣ, въ такомъ смиреніи, въ такой кротости и любви, въ какой жилъ онъ. Господь и нынѣ тотъ же, каковъ былъ и тогда; и нынѣ такъ же близокъ къ намъ, какъ и тогда; и нынѣ Онъ тотъ же всемогущій Чудотворецъ, Врачъ, Спаситель, Помощникъ, какъ и тогда. И нынѣ столь же благоприступенъ всѣмъ приходящимъ къ Нему съ вѣрою и покаяніемъ, какъ и тогда; и нынѣ Онъ тотъ же всѣхъ благъ небесныхъ и земныхъ богатый Податель, какъ тогда и прежде того и во вѣки.

Будемъ же всегда молиться Богу за себя и за другихъ о всякомъ дарованіи въ простотѣ и незлобіи сердца, съ твердою вѣрою и упованіемъ, въ покаяніи сердечномъ со смиреніемъ и любовію: и мы никогда не постыдимся въ своемъ упованіи. Вотъ мы молили Господа всенародно въ храмѣ недѣлю назадъ о дарованіи дождя землѣ засохшей, жаждущей, и Онъ скоропослушливый и многомилостивый послалъ обильный дождь, лившійся нѣсколько дней, и возвеселилъ лице земли, помиловалъ, ущедрилъ человѣковъ со скотами. Возблагодаримъ Его сердечно за исполненіе нашихъ прошеній, моля Его благость, да и впредь не оставитъ насъ во всемъ, о чемъ будемъ молить Его въ нуждахъ нашихъ. А сколько ихъ, этихъ нуждъ, у всѣхъ насъ! Нѣтъ имъ числа: у души нашей свои многочисленныя нужды, у тѣла — свои. Но нужды душевныя безконечно важнѣе нуждъ тѣлесныхъ, ибо душа безсмертна и образъ Божій, а тѣло тлѣнно; потому о исполненіи нуждъ душевныхъ нужно прежде просить Господа, напримѣръ, чтобы вѣру умножилъ въ насъ, надежду, любовь христіанскую, чтобы даровалъ сердце чистое, духъ сокрушенный и смиренный, покаяніе неложное, полное плодовъ дѣлъ благихъ, а потомъ — о дарованіи и всего потребнаго для тѣла — здоровія, благорастворенія воздуха, изобилія плодовъ земныхъ, дешевизны всѣхъ потребностей житейскихъ, успѣха въ дѣлахъ и предпріятіяхъ земныхъ, нужныхъ для блага общаго и своего частнаго, и прочее.

Если такъ будемъ просить, то никогда не будемъ постыждены въ нашей молитвѣ и въ нашемъ упованіи.

Да будетъ Господу слава отъ всѣхъ во вѣки. Аминь. («Полн. собр. соч.», прот. Іоанна Кронш., т. 2-й, 1894 г.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 160-162.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.