Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 2-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 1-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
М. Хлѣбниковъ. Правда о свт. Василіи Кинешемскомъ (1997)
2018-11-13 / russportal
Жизнеописаніе свт. Василія, епископа Кинешемскаго (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 112-й (1899)
2018-11-13 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 111-й (1899)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 14 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 4-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
55. Не слѣдуетъ подчиняться суетнымъ приличіямъ свѣта.

Упоминаемый въ нынѣшнемъ Евангеліи сотникъ, — лицо немаловажное, — самъ пришелъ къ Іисусу Христу, чтобы просить Его объ исцѣленіи своего слуги.

Такой благочестивый поступокъ добраго сотника научаетъ насъ не выставлять своей важности, не слѣдовать суетнымъ приличіямъ свѣта при исполненіи нашихъ христіанскихъ обязанностей. Міръ очень часто вмѣшивается съ ними и въ отношенія наши къ Богу, въ обращеніе наше съ ближними и въ обстоятельства нашей жизни.

По отношенію къ Богу онъ полагаетъ, напримѣръ, что человѣку важному, идущему мимо храма Божія, не прилично обнажить свою голову и оградить себя крестнымъ знаменіемъ. Міръ судитъ также человѣка благочестиваго, если онъ при входѣ въ домъ или приступая къ столу для принятія пищи или выходя изъ-за стола будетъ молиться Богу предъ св. иконами; о немъ скажутъ: не знаетъ приличій, не понимаетъ требованій свѣта; но справедливо ли это и согласно ли съ духомъ христіанства? Храмъ Божій есть мѣсто особеннаго, благодатнаго присутствія Божія, и потому, какъ несправедливо міръ отнимаетъ честь у храма Божія! Міръ считаетъ для себя обязанностію быть благодарнымъ человѣку даже за бездѣлицу, а самъ осмѣиваетъ того, кто предъ обѣдомъ или послѣ обѣда въ молитвѣ благодаритъ Бога. Онъ есть податель пищи: какъ же намъ не благодарить Его? Іисусъ Христосъ, Сынъ Божій, Спаситель нашъ, приступая къ пищѣ, Самъ возводилъ очи свои на небо и благословлялъ ее; а человѣкъ забываетъ Питателя, и не хочетъ лица своего оградить крестнымъ знаменіемъ. Хозяина, собесѣдниковъ благодаритъ, а Бога забываетъ. При входѣ въ домъ вѣжливо привѣтствуетъ — и хозяина и всѣхъ, а Богу предъ Его образомъ не воздаетъ почтенія. Даже для изображенія св. креста на своемъ лицѣ нѣкоторые изъ нынѣшнихъ христіанъ не хотятъ тщательно сложить своихъ перстовъ, чтобы ими изобразить вѣру во Св. Троицу! Для изображенія на себѣ креста не хотятъ благоговѣйно поднять свою руку на чело и рамена, какъ предписываетъ Церковь, а только водятъ ею по груди, такъ что нельзя и разобрать, что они дѣлаютъ!

Кто бы ты ни былъ, христіанинъ, ты долженъ исполнять обязанности святой православной вѣры. Раздѣляешь ли ты когда трапезу съ другими, идя къ столу и вставая изъ-за стола, благоговѣйно сотвори молитву и огради себя крестнымъ знаменіемъ. Знаешь ли, что здѣсь можетъ представиться тебѣ случай, — какъ въ древ/с. 164/нія времена, — сдѣлаться исповѣдникомъ Іисуса Христа? Помолившись, какъ слѣдуетъ, ты объявишь себя православнымъ христіаниномъ; и если легкомысленнымъ твоимъ собесѣдникамъ это не понравится, — скажи имъ, что ты исполняешь заповѣди Церкви Христовой. А это развѣ не исповѣданіе Христа? Быть же исповѣдникомъ Христа есть великая честь. Иже исповѣсть Мя предъ человѣки, сказалъ Іисусъ Христосъ, исповѣмъ его и Азъ предъ Отцемъ Моимъ, Иже на небесѣхъ (Матѳ. 10, 31). Тебѣ стыдно перекреститься, — ты находишься въ такомъ обществѣ, гдѣ это не принято. Но Господь сказалъ: иже постыдится Мене и Моихъ словесъ въ родѣ семъ прелюбодѣйнѣмъ и грѣшнѣмъ, и Сынъ человѣческій постыдится его, егда пріидетъ во славѣ Отца Своего со Ангелы святыми (Марк. 8, 38).

Сильна ли твоя вѣра, которая скрывается не отъ страшныхъ мукъ, какимъ подвергались древніе исповѣдники, а отъ одного опасенія подвергнуться безразсудному осмѣянію легкомысленныхъ людей? Можетъ быть, скажете: я внутренно, сердечно признаю Іисуса Христа Господомъ и Спасителемъ; къ чему же исповѣданіе? Господь зритъ на сердце. Такъ, Господь хотя зритъ на сердце, — но вмѣстѣ съ тѣмъ требуетъ отъ насъ и по наружности добрыхъ дѣлъ. Тако да просвѣтится свѣтъ вашъ предъ человѣки, яко да видятъ ваша добрая дѣла и прославятъ Отца вашего, Иже на небесѣхъ (Матѳ. 5, 6), учитъ насъ Господь. При входѣ въ жилище благочестивыхъ семействъ представляется взорамъ входящихъ множество благолѣпныхъ св. иконъ съ горящими предъ ними лампадами. А въ домѣ человѣка образованнаго, подъ вліяніемъ духа міра, что видѣть нерѣдко приходится? Святой иконы въ его жилшцѣ или совсѣмъ нѣтъ, или столь она мала, что ея и непримѣтно.

Міръ заповѣдуетъ своимъ послѣдователямъ почтительную вѣжливость. Такъ и слѣдуетъ; и законъ Божій говоритъ: предъ лицемъ сѣдаго востани, и почти лице старче (Лев. 19, 32). Но какъ далеко міръ простираетъ свое правило о почтительности? Высшимъ людямъ и намъ нужнымъ слѣдуетъ оказывать почтеніе, а предъ низшими для чего унижаться? не за чѣмъ: они должны оказывать намъ всякое почтеніе и уваженіе. Не такъ говоритъ слово Христово: болій въ васъ да будетъ всѣмъ слуга. Мнѣніе знатнаго человѣка, будетъ ли оно легкомысленное, ложное, — превозносятъ похвалами; а на мнѣнія людей незнатныхъ, не образованныхъ не обращаютъ никакого вниманія, хотя бы они были совершенно справедливы и могли бы приносить большую пользу. Не такъ говоритъ законъ Божій: горе глаголющимъ лукавое доброе и /с. 165/ доброе лукавое, полагающимъ тму свѣтъ и свѣтъ тму (Ис. 5, 20).

Какое направленіе міръ даетъ образованію ума? Умъ безсмертенъ, а въ мірѣ образуютъ его только для настоящей жизни. Будетъ ли такое образованіе уму нашему полезно, когда мы будемъ жить и дѣйствовать среди духовъ безсмертныхъ? А это непремѣнно будетъ. Но міръ за этимъ не гонится. Онъ почитаетъ образованнымъ, кто умѣетъ много, забавно и красно говорить, кто изучилъ тотъ или другой иностранный языкъ, хотя бы своего коренного нарѣчія славянскаго, на которомъ у насъ законъ Царя небеснаго, не только понимать, даже правильно прочитать не могъ. Не такъ судитъ Слово Божіе: начало премудрости, сказано, страхъ Божій (Притч. 1, 7). Вотъ твердое основаніе и крѣпкая ограда образованію. Страхъ Божій остережетъ человѣка отъ ложныхъ и вредныхъ ученій, научитъ добру. А мірская образованность и за грѣхъ часто не почитаетъ нарушеніе заповѣдей Божіихъ и уставовъ св. православной Церкви. И можно ли исчислить всѣ случаи, когда въ угоду принятыхъ свѣтскихъ приличій и обычаевъ такъ часто нарушаются нынѣшними христіанами заповѣди Божіи и уставы Церкви? Не сообразуйтесь, братія, вѣку сему (Рим. 18, 2), учитъ насъ апостолъ. Иже постыдится Мене и Моихъ словесъ въ родѣ семъ прелюбодѣйнѣмъ и грѣшнѣмъ, и Сынъ человѣческій постыдится его, егда пріидетъ во славѣ Отца Своего со Ангелы святыми, сказалъ Самъ Господь. (Проп. изд. при ж. «Странникъ» 1864 г.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 163-165.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.