Церковный календарь
Новости


2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 94-му (1999)
2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 94-й (27 февраля 1918 г.)
2018-09-25 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу новой папской энциклики (1970)
2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 93-й (26 февраля 1918 г.)
2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 44.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 4-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
56. О важности грѣха.

Оброцы грѣха — смерть (Рим. 6, 23).

Многіе изъ насъ думаютъ о грѣхѣ слишкомъ легкомысленно. Важными грѣхами обыкновенно почитаютъ у насъ тѣ грѣхи, за которые строго наказываетъ и земное правосудіе, какъ напримѣръ: убійство, грабительство и воровство. Тѣ же грѣхи, которыми большая часть изъ насъ прогнѣвляетъ Бога ежедневно, большею частью почитаются маловажными, почти не заслуживающими кары небесной. Не такъ судитъ о грѣхахъ Богъ. По увѣренію апостола, каждый грѣхъ, какъ бы онъ ни казался намъ маловажнымъ, заслуживаетъ вѣчное наказаніе отъ Бога, если мы не поспѣшимъ очистить его покаяніемъ: Оброцы грѣха — смерть.

Что такое грѣхъ? Грѣхъ есть беззаконіе (1 Іоан. 3, 4), есть нарушеніе закона, даннаго Богомъ. А кто сей Богъ, Котораго мы такъ безстрашно оскорбляемъ противленіемъ Его святой волѣ?

/с. 166/ Онъ есть Святыхъ Святѣйшій, предъ лицемъ Котораго ненавистенъ всякій грѣхъ и омерзительна всякая неправда. Что же дѣлаетъ грѣшникъ, преступающій законъ Божій? Онъ оскорбляетъ Его святость; это ли люди называютъ грѣхомъ маловажнымъ? Богъ есть нашъ любвеобильнѣйшій Отецъ! Что же дѣлаетъ грѣшникъ, беззаботно нарушающій волю Его? Онъ отвергаетъ любовь Его, уничтожаетъ Его величайшія благодѣянія. И можно ли какой либо грѣхъ почитать маловажнымъ, когда онъ есть не только нарушеніе воли Божіей, но исполненіе воли врага Божія — діавола? По Слову Божію, изобрѣтатель грѣха есть діаволъ; всякій грѣхъ, сколько бы ни представлялся намъ маловажнымъ, совершается въ угодность врага Божія — діавола и творяй грѣхъ отъ діавола есть, какъ говоритъ Іоаннъ Богословъ. А неужели это маловажно, что человѣкъ, вмѣсто воли Божіей, творитъ волю врага Божія — діавола?

Всякій грѣхъ по отношенію къ нашей душѣ есть то же, что болѣзнь по отношенію къ тѣлу. Оставьте безъ вниманія незначительную болѣзнь въ тѣлѣ, и она легко можетъ превратиться въ болѣзнь тяжкую и неизлѣчимую. То же бываетъ и съ болѣзнями духа. Если и одной искры иногда бываетъ достаточно для того, чтобы произвести пожаръ, то удивительно ли, если и малый, сперва незначительный порокъ, оставленный безъ вниманія, постепенно возрастая, наконецъ доводитъ человѣка до высшей степени нечестія? И всѣ величайшіе грѣшники, погубившіе и тѣло и душу въ порокахъ, не вдругъ сдѣлались таковыми. Потому-то Господь Іисусъ Христосъ и предостерегаетъ насъ отъ невѣрности даже и въ маломъ и строго наказываетъ за нее, что невѣрный въ маломъ легко можетъ сдѣлаться невѣрнымъ и во многомъ (Лук. 18, 10), что многіе незначительные пороки обращаются въ привычку, отъ которой трудно бываетъ намъ отстать безъ особенной помощи Божіей.

Изъ многихъ примѣровъ св. Писанія можно понять, сколь оскорбительно для Господа Бога и малое нарушеніе Его святыхъ заповѣдей, когда за это многіе изъ людей строго были наказаны небеснымъ правосудіемъ. Жена Лотова за одно запрещенное ей любопытство превращена въ столпъ сланый; сестра Моисеева за одинъ ропотъ на Моисея поражена проказою; самъ Моисей за одно слово нѣкотораго сомнѣнія въ силѣ Божіей долженъ былъ умереть внѣ земли обѣтованной; Оза пораженъ смертію за то, что необдуманно хотѣлъ поддержать кивотъ Завѣта, охраняемый Самимъ Господомъ; Давидъ за одно намѣреніе исчислить своихъ подданныхъ навлекъ на нихъ трехдневную язву, погубившую нѣсколько /с. 167/ тысячъ человѣкъ; Ананія и Сапфира пали мертвыми при ногахъ апостола Петра только за то, что утаили предъ нимъ часть изъ проданнаго ими имѣнія. Такимъ образомъ наказаніемъ людей и за малые по-видимому проступки Господь подаетъ страшный урокъ тѣмъ изъ безпечныхъ грѣшниковъ, которые, проводя жизнь свою во грѣхахъ, думаютъ укрыться отъ гнѣва небеснаго правосудія подъ милосердіемъ и благостію Божіею, не заслуживъ ихъ.

Посему мы не должны почитать маловажными никакихъ грѣховъ, не должны позволять и малому повидимому злу укореняться въ нашемъ сердцѣ, дабы не дойти до ожесточенія и нераскаянности и не лишиться навсегда благодати и помощи Божіей, безъ которой невозможно спастись. Научимся лучше бояться Господа и не прогнѣвлять Его и малыми повидимому грѣхами, помня слова апостола, что оброцы грѣха — смерть. Тогда будемъ свободны отъ грѣховъ великихъ и тяжкихъ, будемъ имѣть надежду спасенія и помилованія на судѣ Божіемъ («Душеп. Чт.», 1864 г., февр., стр. 215).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 165-167.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.