Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 5-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
57. Слово въ недѣлю пятую по Пятидесятницѣ.

Сегодня въ Евангеліи повѣствуется объ изгнаніи бѣсовъ изъ двухъ бѣсноватыхъ, вышедшихъ изъ гробовыхъ пещеръ страны Гергесинской, столь свирѣпыхъ, что никто не смѣлъ проходить тѣмъ путемъ, гдѣ они находились.

Въ Евангеліи говорится о бѣсноватыхъ, объ изгнаніи бѣсовъ, о вселеніи ихъ, съ дозволенія Іисуса Христа, въ свиное стадо и погубленіи стада въ морѣ, — о просьбѣ гражданъ города Гадары, чтобы Господь удалился отъ нихъ, и о обратной переправѣ Его на другой берегъ — и прибытіи въ Капернаумъ (Матѳ. 8, 28-34; 9, 1). Исторія ясна сама по себѣ. Она повѣствуетъ о двухъ несчастныхъ человѣкахъ, одержимыхъ злыми духами. Значитъ, вопреки упорному невѣрію и ложному убѣжденію нѣкоторыхъ переучившихся и заблудившихся людей, злые духи существуютъ на свѣтѣ и дѣлаютъ свои пагубныя дѣла, которыя главнымъ образомъ состоятъ въ погубленіи людей и въ причиненіи имъ разныхъ подлыхъ пакостей. Самъ Іисусъ Христосъ, Единородный Сынъ Божій, пришелъ въ міръ для того, чтобы разрушить дѣла діавола и побѣдить его со всѣмъ его воинствомъ. Сего ради явися Сынъ Божій, да разрушитъ дѣла діаволя (1 Іоан. 3, 8), говоритъ апостолъ /с. 168/ Іоаннъ Богословъ. Не увѣрятъ насъ недоученые умники, что нѣтъ будто бы злыхъ духовъ: ибо отвергать ихъ бытіе значитъ отвергать все священное Писаніе, отвергать христіанство, считать какъ бы ненужною вѣру Христову и пришествіе на землю Христа Бога и все Его божественное домостроительство; наконецъ, значитъ отвергать очевидные факты; ибо злые духи и прежде пакостили и губили людей и теперь различнымъ образомъ пакостятъ въ людяхъ и губятъ неосторожныхъ, по допущенію Божію, или какъ прежде изгонялись изъ людей Господомъ или по благодати Его людьми святыми, — такъ и теперь изгоняются. Итакъ, бѣсы и бѣсноватые были прежде, они есть и нынѣ; только нынѣ, — въ новой благодати, — бѣсы дѣйствуютъ скрытнѣе и хитрѣе, чѣмъ въ то старое время, когда сила и власть ихъ надъ людьми не была еще торжественно сокрушена, и имъ было гораздо болѣе простора въ мірѣ. И теперь, впрочемъ, бѣшеныхъ людей очень, очень много. Кому изъ насъ неизвѣстенъ нынѣшній родъ бѣсноватыхъ, или бѣшеныхъ пьяницъ? Не удивляйтесь, что я называю пьяницъ бѣсноватыми: они, дѣйствительно, таковы. Кто не слыхалъ и кто не знаетъ, какъ они, — если они мужчины и женаты, — терзаютъ и мучатъ — ужъ не говорю — сами себя, — своихъ женъ и, если есть на бѣду дѣти, то и дѣтей своихъ; какъ, по дѣйствію бѣсовскому, они нерѣдко или сами въ петлю бросаются или доводятъ до смерти женъ своихъ и дѣтей своими побоями и терзаніями; и чего, чего не терпитъ иная жалкая женщина отъ пьянаго мужа, или дѣти — отъ пьянаго отца!

Но я видѣлъ и настоящихъ бѣсноватыхъ, въ которыхъ вселились бѣсы по неисповѣдимымъ судьбамъ Божіимъ и производили въ нихъ умственное помѣшательство, произносили чрезъ нихъ страшныя хулы и сквернословіе; видѣлъ, какъ ужасно бросали они одного несчастнаго изъ угла въ уголъ или нудили его лѣзть на стѣну и пр. Таковыхъ, думаю — вмѣстѣ съ апостоломъ, — Богъ предалъ сатанѣ на изможденіе плоти, да духъ спасется (1 Кор. 5, 5). Но такіе бѣсноватые были, конечно, въ состояніи невмѣняемости: они не сознавали, что дѣлали. А пьяницамъ вмѣняются ихъ дѣйствія: ибо они ума и свободы дѣйствія не лишаются, и съ нихъ взыщется за ихъ пьянство и за ихъ безобразія. Пьяницы царствія Божія не наслѣдятъ.

Есть еще манія картежная, когда люди спокойно проводятъ за картами вечера и ночи, убивая дорогое время, а на дѣла Божіи не взираютъ, на душу свою, на спасеніе ея не обращаютъ вниманія, о покаяніи и добродѣтели нимало не радѣютъ.

/с. 169/ Есть манія, или страсть къ зрѣлищамъ. Есть люди, которые на яву и во снѣ бредятъ театромъ, рукоплещутъ до усталости театральнымъ знаменитостямъ, тогда какъ въ церковь заходятъ только разъ или два въ годъ, и то для того, чтобы позѣвать. — Есть манія боязни, страха суетнаго, когда человѣкъ боится подобныхъ себѣ, или всего окружающаго боится, всѣхъ подозрѣваетъ въ злыхъ умыслахъ, или вообще предполагаетъ во всѣхъ недобрыя мысли, намѣренія; — манія брезгливости, когда считаютъ нечистыми всѣхъ и все, — и десять или двадцать разъ перемываютъ вещь, къ которой прикоснулся сторонній человѣкъ.

Есть еще у людей манія, или бѣснованіе, которое боится или отвращается церкви, богослуженія, псалмопѣнія и чтенія слова Божія, вообще, святыни: ни за что ихъ не убѣдишь придти въ церковь: поведешь, — вырвутся и убѣгутъ или уклонятся подъ разными благовидными предлогами: — такое бываетъ отчужденіе отъ Бога и храма Его святаго! — Сюда же принадлежитъ бѣснованіе нигилизма и (коммунизма), отвергающиъ все святое, всѣ истины откровенія, все, что дорого для разумнаго существа, особенно для христіанъ, что утѣшаетъ, укрѣпляетъ, украшаетъ и возвышаетъ человѣка. Есть бѣснованіе срамословія, сквернящее сердце и душу и уста сквернослововъ.

Бѣсноватые всѣ тѣ, которые хулятъ святыхъ Божіихъ, Церковь Божію и сильно отвращаются отъ ней и отъ Божіяго слова; которые хулятъ святыя иконы, святыя мощи, санъ священный и лицъ, посвященныхъ въ этотъ санъ, тѣ, которые почитаютъ ненужными святые посты, говѣніе по уставу святой Церкви.

Бѣсноватыми въ нѣкоторой степени могутъ быть названы и тѣ, которые вопреки Евангелію, опыту и здравому смыслу утверждаютъ, что злыхъ духовъ нѣтъ: это упорное невѣріе въ злыхъ духовъ есть настоящее бѣснованіе, потому что идетъ на перекоръ истинѣ, на перекоръ откровенію Божію. Господь пришелъ на землю именно для того, чтобы разрушить дѣла діавола и спасти отъ насилія его человѣка. Если нѣтъ діавола, то нѣтъ христіанства, тогда пришествіе въ міръ Сына Божія было бы не нужно. Но это нелѣпо. И опытъ каждаго изъ насъ и здравый смыслъ, исторія жизни святыхъ и исторія всѣхъ народовъ удостовѣряютъ насъ въ бытіи злыхъ духовъ.

Далѣе, бѣсноватыми можно, по справедливости, называть людей злыхъ, гнѣвливыхъ, буйныхъ, пьяныхъ, сквернослововъ, ругателей, завистливыхъ, недоброжелательныхъ, имѣющихъ тайную или явную вражду и ненависть къ ближнимъ, злорадниковъ; скупыхъ, сребролюбивыхъ, живущихъ въ блудной нечистотѣ; лука/с. 170/выхъ, лживыхъ, обидчиковъ, жестокосердыхъ и немилосердыхъ; наконецъ, людей, имѣющихъ сильную плотскую страсть, и всѣхъ нераскаянныхъ грѣшниковъ. Ибо, скажите, откуда можетъ произойти столько и такихъ золъ въ человѣкѣ, который сотворенъ по образу и подобію Божію? Очевидно, отъ діавола, который есть начинатель въ человѣкѣ, по волѣ человѣка, всякаго зла. Творяй грѣхъ, отъ діавола есть, яко исперва діаволъ согрѣшаетъ (1 Іоан. 3, 8).

Итакъ, будемъ искоренять изъ своего сердца всѣ страсти, всякій грѣхъ, всякое зло, чтобы никоимъ образомъ не дать въ себѣ мѣста діаволу; не дадите мѣста дгаволу (Еф. 4, 27), говоритъ апостолъ, — противьтесь ему, и онъ убѣжитъ отъ васъ. Аминь. (Сост. по «Полн. собр. соч.» прот. Іоанна Кронш., т. 2-й).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 167-170.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.