Церковный календарь
Новости


2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 94-му (1999)
2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 94-й (27 февраля 1918 г.)
2018-09-25 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу новой папской энциклики (1970)
2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 93-й (26 февраля 1918 г.)
2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 44.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 5-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
59. Чему учитъ Евангельское повѣствованіе о злыхъ духахъ.

Въ чтенномъ нынѣ Евангеліи говорилось объ исцѣленіи Іисусомъ Христомъ двухъ бѣсноватыхъ въ странѣ Гергесинской. Благовѣстіе это научаетъ насъ тому, что злые духи имѣютъ власть надъ людьми и могутъ вредить намъ. Съ тѣхъ поръ, какъ злой духъ соблазнилъ Адама ко грѣху, сколько произведено имъ бѣдствій въ мірѣ! Какихъ не выдумано человѣкомъ грѣховъ, какихъ не совершено срамныхъ дѣлъ, какихъ не допущено ужасныхъ преступленій по внушенію и при содѣйствіи этого, по выраженію Спасителя, «человѣкоубійцы искони», т. е., изначала, издавна, — этого «льва рыкающаго кого поглотить!» И злые духи не только вредили человѣку и соблазняли его на грѣхъ, но даже и поселялись въ человѣкѣ, основывали въ душѣ его свое царство: тогда человѣкъ мучился и дѣлался какъ сумашедшій, и такіе-то люди /с. 175/ назывались бѣсноватыми. О тѣхъ бѣсноватыхъ, о которыхъ говорилось въ чтенномъ нынѣ Евангеліи, замѣчается, что они жили не въ домахъ, а «въ пещерахъ, гдѣ погребали умершихъ», что они были «настолько свирѣпы, что никто не смѣлъ проходить около того мѣста, гдѣ они находились». Весьма печально и непріятно то, что такое злобное, скверное и отвратителыюе существо, какъ діаволъ, имѣетъ нѣкоторую власть надъ нами, можетъ отчасти распоряжаться человѣкомъ, этимъ прекраснымъ Божіимъ созданіемъ.

Но мы, какъ христіане, вѣрующіе во Христа, можемъ утѣшиться и успокоиться тѣмъ, что для насъ можетъ быть не страшенъ діаволъ. Прислушайтесь къ евангельскому повѣствованію. Лишь только бѣсноватые завидѣли Іисуса, находившіеся въ нихъ злые духи, зная, что Іисусъ можетъ изгнать ихъ, закричали: «что Тебѣ до насъ Іисусъ, Сынъ Божій? Пришелъ Ты сюда прежде времени мучить насъ». Итакъ, Іисусъ Христосъ — мученіе для злыхъ духовъ; они хорошо знаютъ, что послѣ страшнаго суда будутъ на вѣки заключены во адъ. Но имъ хотѣлось бы по крапней мѣрѣ до страшнаго суда имѣть полную волю въ мірѣ, полное господство надъ людьми; потому-то они и говорятъ — «пришелъ Ты сюда прежде времени мучить насъ». Іисусъ Христосъ далъ имъ знать и чувствовать, что и въ настоящее время, и до страшнаго суда, они не имѣютъ полной власти надъ людьми, что они всегда находятся въ полномъ подчиненіи у Бога; и это показалъ Онъ тѣмъ, что изгналъ ихъ изъ бѣсноватыхъ людей. И посмотрите, какъ ограничена власть ихъ на землѣ, какъ они ни въ чемъ не могутъ распоряжаться безъ воли Божіей: когда злые духи увидѣли, что Христосъ хочетъ изгнать ихъ изъ бѣсноватыхъ людей, то стали просить у Него позволенія войти въ пасшееся вблизи стадо свиней. Значитъ — даже и такому животному, какъ свинья, злые духи не могутъ повредить безъ попущенія Божія; тѣмъ болѣе значитъ — человѣку. Надобно только удостоиться того, чтобы Богъ не допустилъ злымъ духамъ вредить намъ. А какъ мы можемъ достигнуть этого?

Если Іисусъ Христосъ страшенъ для злыхъ духовъ, если злые духи трепещутъ предъ Богомъ, то значитъ, — они не могутъ быть тамъ, гдѣ находится Богъ они бѣгутъ оттуда. Слѣдовательно, если въ душѣ нашей будетъ жить Богъ, если въ душѣ нашей будетъ обитать Духъ Святой, если на устахъ нашихъ постоянная молитва къ Искупителю, если мы будемъ пріобщаться Тѣла и Крови Христовой, то злые духи будутъ бѣжать отъ насъ, какъ отъ огня. Кто же срамными и богопротивными дѣлами изгналъ изъ себя Духа Божія, въ чьемъ сердцѣ нѣтъ крѣпкой вѣры и теплой любви къ побѣдившему діавола Искупителю, — такъ кому же въ томъ и /с. 176/ царствовать, если не злу и представителю его — діаволу? Что съ пришествіемъ на землю Спасителя и съ искупленіемъ рода человѣческаго злой духъ потерялъ власть надъ людьми, это можемъ видѣть уже изъ того, что въ настоящее время, не встрѣчается такихъ бѣсноватыхъ людей, о какихъ разсказывается въ чтенномъ нынѣ Евангеліи. А настанетъ время, именно послѣ страшнаго суда, когда злой духъ и злое царство окончательно будутъ побѣждены и навсегда совсѣмъ отдѣлены отъ царства Божія, и отъ насъ, если удостоимся быть въ Божіемъ царствѣ. (Проп. лист., 1882 г.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 174-176.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.