Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 19 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 5-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
60. О спасительной вѣрѣ.

Если устами своими будешь исповѣдывать Іисуса, Господомъ, и сердцемъ своимъ вѣровать, что Богъ воскресилъ Его изъ мертвыхъ, то спасаешься. Сердцемъ бо вѣруется въ правду, усты же исповѣдуется во спасеніе (Рим. 10, 9-10).

Такъ св. апостолъ Павелъ показываетъ удобный путь ко спасенію чрезъ вѣру въ Іисуса Христа, свидѣтельствуемую исповѣданіемъ Его имени.

«Сердцемъ бо вѣруется въ правду». «Сердцемъ вѣруютъ къ праведности», или къ оправданію. Вѣра въ душѣ, расположеніе души, соотвѣтстующее вѣрѣ, въ мысляхъ, въ чувствахъ, въ желаніяхъ необходимо для достиженія оправданія. Безъ вѣры невозможно угодити Богу (Евр. 11, 6). Или: для нашего оправданія необходимо, чтобы мы вѣровали въ Іисуса Христа, и чтобы этой вѣрѣ соотвѣтствовали наши мысли, чувства и желанія.

«А устами исповѣдуютъ ко спасенію». Истинная вѣра необходимо обнаруживается въ дѣлахъ, и безъ дѣлъ вѣра не можетъ быть истинною. Вѣра, аще дѣлъ не имать, мертва есть о себѣ, говоритъ ап. Іаковъ. Якоже бо тѣло безъ духа мертво есть, тако и вѣра безъ дѣлъ мертва есть (Іак. 2, 17. 26).

«Усты же исповѣдуется во спасеніе». Ап. Павелъ указываетъ на самое близкое и естественное обнаруженіе вѣры на дѣлѣ, посредствомъ исповѣданія имени Христова. Это дѣло особенное значеніе имѣло въ первыя времена христіанства, когда за исповѣданіе имени Христова подвергались гоненіямъ, мученіямъ и смерти. Іисусъ Христосъ говоритъ: всякъ, иже аще исповѣсть Мя предъ человѣки: и Сынъ человѣческій исповѣсть его предъ ангелы Божіими; а отвергійся Мене предъ человѣки, отверженъ будетъ предъ ангелы Божіими (Лук. 12, 8. 9).

/с. 177/ Слова апостола: «сердцемъ вѣруется въ правду, усты же исповѣдуется во спасеніе», разматриваемыя вмѣстѣ, изображаютъ истинную, спасительную вѣру въ Іисуса Христа, которая, начинаясь и утверждаясь въ умѣ и сердцѣ человѣка, необходимо обнаруживается въ словахъ и поступкахъ его. Истинная православная вѣра требуетъ, чтобы мы съ несомнѣннымъ убѣжденіемъ принимали ученіе Господа Іисуса Христа и послѣдовали этому ученію, и такимъ образомъ свою вѣру свидѣтельствовали добрыми дѣлами. Кто говоритъ: я истинно вѣрую въ Іисуса Христа, и не исполняетъ заповѣдей Христовыхъ, тотъ заблуждается, не понимая того, что его вѣра не истинная, не живая, а мертвая. Ап. Іаковъ пишетъ: кая польза, братія моя, аще вѣру глаголетъ кто имети, дѣлъ же не имать? Еда можетъ вѣра спасти его? Аще же братъ или сестра наги будутъ и лишени будутъ дневныя пищи, речетъ же имъ кто отъ васъ: идите съ миромъ, грѣйтеся и насыщайтеся, не дастъ же имъ требованія, кая польза? Такожде и вѣра, аще дѣлъ не имать, мертва есть о себѣ (Іак. 2, 14-17).

Говорятъ иногда: мы надѣемся на вѣру, а не на дѣла свои; апостолъ говоритъ: праведный отъ вѣры живъ будетъ (Рим. 1, 17). Мыслимъ убо вѣрою оправдатися человѣку, безъ дѣлъ закона (Рим. 3, 28).

Слова апостола несомнѣнно возвѣщаютъ намъ спасительную истину, но надобно понимать апостольское ученіе разумно, согласно съ духомъ апостольскаго ученія, а не какъ намъ кажется. Ап. Павелъ пророческимъ словамъ: праведный отъ вѣры живъ будетъ (Аввак. 2, 4), даетъ такое значеніе: праведный получаетъ оправданіе и жизнь только чрезъ вѣру въ Іисуса Христа. Ибо только эта вѣра въ Іисуса Христа — сила Божія есть во спасеніе всякому вѣрующему, іудеови же прежде и еллину (Рим. 1, 16). Это несомнѣнная истина, что безъ вѣры въ Іисуса Христа, за наши грѣхи пострадавшаго и умершаго на крестѣ, невозможно спасеніе; но эта вѣра необходимо должна соединяться съ любовію, какъ учитъ тотъ же апостолъ: о Христѣ бо Іисусѣ ни обрѣзаніе что можетъ, ни необрѣзапіе, но вѣра любовію поспѣшествуема (Гал. 5, 6), или «вѣра, дѣйствующая любовію». А что значитъ — вѣра, дѣйствующая любовію? То же, что вѣра, оправдываемая дѣлами; или то же, что говоритъ ап. Іаковъ: вѣра чиста и нескверна предъ Богомъ и Отцемъ сія есть, еже посѣщати сирыхъ и вдовицъ въ скорбехъ ихъ, и нескверна себе блюсти отъ міра (Іак. 1, 27). Самъ Іисусъ Христосъ говоритъ: имѣяй заповѣди Моя и соблюдаяй ихъ, той есть любяй Мя (Іоан. 14, 21). Такъ вѣра, поспѣше/с. 178/ствуемая или дѣйствующая любовію, есть истинная вѣра, питающая въ человѣкѣ вѣрующемъ любовь къ Богу и ближнимъ, или вѣра свидѣтельствуемая добрыми дѣлами. О такой вѣрѣ говоритъ апостолъ въ словахъ: сердцемъ бо вѣруется въ правду, усты же исповѣдуется во спасеніе.

Братія! Помните апостольское ученіе: сердцемъ вѣруется въ правду, усты же исповѣдуется во спасеніе. Помните, что безъ вѣры невозможно угодить Богу, и что наша вѣра должна быть искренняя, отъ всего сердца; что наша вѣра должна соединяться съ любовію къ Богу и ближнимъ; что наша вѣра должна выражаться въ нашихъ словахъ и дѣлахъ, или мы должны предъ другими исповѣдывать свою вѣру словами и дѣлами, соблюдая заповѣди Христовы. Аминь. (Сост. по «Провѣд.» Евсевія, архіеп. могилев., т. 1-й, изд. 1870 г.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 176-178.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.