Церковный календарь
Новости


2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 6-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
62. О томъ, что грѣхъ есть главная причина нашихъ болѣзней и другихъ бѣдствій.

Въ нынѣ чтенномъ Евангеліи говорится, что когда Іисусъ Христосъ пришелъ въ Капернаумъ, то нѣкоторые сострадательные люди принесли къ Нему на постели разслабленнаго; а Спаситель, видя вѣру ихъ, сказалъ разслабленному: дерзай, чадо, прощаются тебѣ грѣхи твои; встань, возьми постель твою, и иди въ домъ твой. И этотъ недужный тотчасъ выздоровѣлъ, взялъ постель свою и пошелъ въ домъ свой (Марк. 2, 1-12; Мѳ. 9, 1-7).

Почему разслабленный тотчасъ выздоровѣлъ, какъ скоро Іисусъ Христосъ простилъ ему грѣхи? Ужели наши болѣзни имѣютъ тѣсную связь съ грѣхами и происходятъ отъ нихъ? Да, первая и главная причина всѣхъ нашихъ болѣзней, какъ и другихъ бѣдствій, есть грѣхъ. Этому многіе не вѣрятъ; но это истина несомнѣнная. Объяснимъ ее для нашего назиданія.

Въ началѣ наши прародители, Адамъ и Ева, не имѣли никакихъ болѣзней и счастливо жили въ земномъ раю. Но когда они, по наущенію змія — искусителя, преступили заповѣдь Божію — вкусили запрещеннаго плода отъ древа познанія добра и зла, и чрезъ то нарушили божественный законъ, то отъ этого немедленно произошло большое и пагубное разстройство не только въ нихъ самихъ, но и въ окружающей ихъ природѣ. Правосудный Богъ, оскорбленный грѣхомъ ихъ и нераскаянностію въ немъ, осудилъ на болѣзни, изнурительные труды и смерть нашихъ прародителей и изгналъ ихъ изъ Едемскаго сада. Т. об. грѣхъ прародителей нашихъ былъ первою причиною всѣхъ болѣзней и золъ въ родѣ человѣческомъ. Это подтверждаетъ и апостолъ, говоря: однимъ человѣкомъ грѣхъ вошелъ въ міръ и грѣхомъ смерть, со всѣми, сопровождающими ее, недугами (Рим. 5, 12).

Если же грѣхъ прародителей нашихъ былъ такъ пагубенъ, то подобныя вредныя послѣдствія должны имѣть и грѣхи другихъ людей, въ томъ числѣ и наши, братія. Почему? Потому, что всѣ грѣхи суть вѣтви одного корня — прародительскаго грѣха и проникнуты однимъ смертоноснымъ ядомъ, а поэтому должны производить одинаковое дѣйствіе, болѣе или менѣе вредное, смотря по степени ихъ грѣховности. Это не одно умозаключеніе наше, — это подтверждаетъ и апостолъ, говоря, что каждый изъ насъ искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотію; похоть же, зачавши, рождаетъ грѣхъ, а сдѣланный грѣхъ рождаетъ смерть т. е. пагубныя послѣдствія (Іак. 1, 14-15). Такъ должно быть по самой сущности грѣха.

/с. 183/ Каждый грѣхъ подвергаетъ насъ смертоноснымъ болѣзнямъ и другимъ бѣдствіямъ не только потому, что онъ есть нравственное зло, и, слѣдовательно, естественно долженъ имѣть вредныя послѣдствія; но и потому, что удаляетъ насъ отъ Бога, источника нашей жизни и всякаго добра, съ удаленіемъ Коего, по словамъ пророка, все мятется, умираетъ и въ персть свою возвращается (Пс. 103, 29); и вмѣстѣ возбуждаетъ въ Немъ праведный гнѣвъ на насъ и побуждаетъ Его, правосуднаго, наказать насъ грѣшныхъ; возмездіемъ же за грѣхъ, по закону правосудія Божія, обыкновенно бываетъ смерть (Рим. 6, 23), болѣзнь или какое-нибудь другое бѣдствіе, посылаемое Богомъ съ тою цѣлью, чтобы мы, почувствовавъ это наказаніе, раскаялись въ своихъ грѣхахъ. Поэтому Премудрый сынъ Сираховъ говоритъ: «огонь и градъ, голодъ и смерть, — все это создано для отмщенія грѣшникамъ (Сир. 39, 31-36). Подобное говоритъ апостолъ, восклицая: горе и бѣда всякой душѣ человѣка, дѣлающаго злое (Рим. 2, 9).

Теперь становится понятнымъ, почему разслабленный, упоминаемый въ нынѣ чтенномъ Евангеліи, тотчасъ выздоровѣлъ, когда Спаситель простилъ ему грѣхи. Болѣзнь этого человѣка, отъ чего бы она, повидимому, ни происходила, имѣла главнымъ началомъ своимъ грѣхъ, съ которымъ всѣ мы рождаемся (Пс. 50, 7) и который потомъ увеличиваемъ разными беззаконіями по растлѣнной своей волѣ. Поэтому, когда Сынъ Божій уничтожилъ эту главную причину болѣзни разслабленнаго, — простилъ ему грѣхи; то, естественно, должна была прекратиться и болѣзнь этого человѣка, — онъ выздоровѣлъ. Тутъ невольно воскликнешь съ псалмопѣвцемъ: блаженъ, кому отпущены беззаконія и чьи грѣхи покрыты; блаженъ человѣкъ, которому Господь не вмѣнитъ грѣха (Пс. 31, 1-2)!

Какое же назиданіе извлечемъ мы, братія, изъ того, о чемъ бесѣдовали нынѣ? Будемъ твердо помнить, что грѣхи наши суть величайшее для насъ зло. Отъ нихъ главнѣйше происходятъ и всѣ наши бѣдствія, болѣзни и самая смерть; поэтому станемъ тщательно избѣгать ихъ, чтобы не прогнѣвать ими Господа и не навлечь на себя несчастій. Если же намъ, по человѣческой немощи и неосмотрительности, или по сильному искушенію и соблазну, случится согрѣшить; то не будемъ оставаться во грѣхѣ и услаждаться имъ, но тотчасъ обратимся съ покаяніемъ къ Спасителю-Богу и станемъ усердно молить Его о прощеніи грѣховъ нашихъ и избавленіи насъ отъ тѣхъ бѣдствій, какимъ они подвергаютъ насъ. — Будемъ молить Его объ этомъ съ вѣрою и упованіемъ на Его милосердіе: ибо Онъ такъ же благъ и милостивъ всегда, какъ /с. 184/ былъ тогда, когда приходилъ на землю для спасенія нашего. Видя вѣру нашу, Онъ речетъ каждому изъ насъ, какъ сказалъ разслабленному: дерзай, чадо, прощаются тебѣ грѣхи твои, а вмѣстѣ уврачуетъ насъ отъ всѣхъ недуговъ нашихъ, по великой Своей милости. Аминь. (Сост. по соч. «Слова и бесѣды» Платона, митр. кіевскаго).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 182-184.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.