Церковный календарь
Новости


2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
2018-10-10 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Соврем. экуменическое обновленчество (1992)
2018-10-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 102-е (12 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 16 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 6-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
63. Общія правила поведенія для всѣхъ христіанъ.

Въ предложенномъ нынѣ чтеніи изъ Апостола, св. Павелъ сперва преподалъ наставленія о томъ, что каждый христіанинъ долженъ быть вѣренъ своему званію, въ которомъ онъ устроеніемъ промысла Божія поставленъ, то есть долженъ вѣрно и усердно исполнять тѣ обязанности, какія на него возложены, какъ на члена общества.

Далѣе предлагаетъ общія правила для христіанъ, кто бы какія ни исполнялъ обязанности въ обществѣ. Эти правила и для насъ всѣхъ такъ же обязательны, какъ были обязательны для римскихъ христіанъ, къ которымъ св. Павелъ писалъ свое посланіе. Раскрою вамъ нѣкоторыя изъ нихъ, слышанныя нынѣ въ чтеніи изъ Апостола. Будьте внимательны къ апостольскимъ наставленіямъ, и сохраните ихъ въ памяти, чтобы всегда поступать по апостольскому ученію.

Любы нелицемѣрна. «Любовь да будетъ непритворная». По заповѣди Господней, ближнихъ мы должны любить, какъ себя. Мы любимъ себя непритворно и искренно; такъ должны мы любить и всѣхъ, съ кѣмъ бы ни случилось намъ имѣть дѣло, исполняя свои общественныя или частныя обязанности. Не любимъ словомъ, ниже языкомъ, но дѣломъ и истиною, лишетъ другой апостолъ, св. Іоаннъ Богословъ.

Ненавидяще зло, прилѣпляйтеся благому. «Отвращайтесь зла, прилѣпляйтесь къ добру». Если будете питать въ сердцахъ вашихъ заповѣданную Господомъ непритворную любовь ко всѣмъ; то эта любовь будетъ питать въ васъ отвращеніе или ненависть ко всякому злу. Любы не мыслитъ зла (1 Кор. 13, 5); она искренно желаетъ всѣмъ добра. Питающій въ своей душѣ истинную любовь къ Богу, — это начало или корень всѣхъ христіанскихъ добродѣтелей, — не любитъ допускать въ свою душу ни намѣреній, ни помысловъ о томъ, чтобы кому-нибудь повредить словомъ или дѣломъ; а, напротивъ, его душа, водимая Духомъ Христовымъ, искренно любитъ, по заповѣди Господней, дѣлать добро и врагамъ своимъ, /с. 185/ благословляетъ проклинающихъ, благотворитъ ненавидящимъ и молится за обижающихъ и гонящихъ его (Мѳ. 5, 44).

Братолюбіемъ другъ ко другу любезни. «Будьте братолюбивы другь ко другу съ нѣжностію». Прежде сказалъ апостолъ о любви ко всѣмъ ближнимъ, будутъ ли они христіане, или и нехристіане; а теперь говоритъ о любви къ братіямъ во Христѣ, т. е. къ вѣрующимъ въ Іисусѣ Христѣ. Хотя всѣхъ ближнихъ должны мы искренно любить и всѣмъ желать добра и дѣлать возможное добро; но къ христіанамъ должны питать особенную любовь, какъ близкимъ или братіямъ по духу Христову, всѣхъ вѣрующихъ во Христа одушевляющему и соединяющему между собою благодатнымъ союзомъ въ одно таинственное тѣло, котораго глава Христосъ. У всѣхъ вѣрующихъ въ Іисуса Христа единъ Господь, едина вѣра, едино крещеніе, единъ Богъ и Отецъ всѣхъ, Иже надъ всѣми, и чрезъ всѣхъ, и во всѣхъ насъ (Еф. 4, 5-6). Потому христіане, какъ члены одного тѣла, должны особенно любить другъ друга, стараясь сохранять единство духа въ союзѣ мира.

Честію другъ друга больша творяще. «Въ почтительности другъ друга предупреждайте». Это — свойство христіанской братской любви, которая, какъ говоритъ тотъ же апостолъ въ другомъ посланіи, не завидуетъ, не превозносится, не гордится, не ищетъ своего (1 Кор. 13, 4), а ищетъ дѣлать добро ближнему. Она въ такой предупредительной почтительности и готовности къ услугамъ находитъ истинное утѣшеніе, помышляя всегда о вѣчной любви, о Христѣ Спасителѣ, Который пришелъ въ міръ не для того, да послужатъ Ему, но послужити, и дати душу Свою избавленіе за многихъ (Мѳ. 20, 28).

Тщаніемъ не лѣниви. «Въ усердіи не ослабѣвайте». Кто бы какое служеніе ни проходилъ въ обществѣ, обязанности своего служенія всѣ члены общества должны исполнять неослабно и съ постояннымъ усердіемъ. Лѣность, нерадѣніе, безпечность о своихъ обязанностяхъ противны духу христіанской дѣятельности. Невниманіе къ своимъ обязаннностямъ и опущеніе ихъ бываетъ только при ослабленіи сего духа. Потому апостолъ далѣе говоритъ:

Духомъ горяще, или «Духомъ пламенѣйте». О какомъ духѣ говоритъ апостолъ? О томъ же Духѣ Святомъ, о Которомъ говоритъ онъ въ другихъ посланіяхъ: исполняйтеся Духомъ (Еф. 5, 18); Духа не угашайте (1 Солун. 5, 19); елицы Духомъ Божіимъ водятся, сіи суть сынове Божіи (Рим. 8, 14). Кто искренно любитъ Бога и ближнихъ, по заповѣди Господней; кто съ постояннымъ усердіемъ старается исполнять заповѣди Христовы: тотъ привлекаетъ Духа Божія; тотъ исполняется Духомъ, пламенѣетъ /с. 186/ Духомъ, всегда помышляя о Богѣ, всегда стремясь къ Нему чувствами и желаніями, горя любовію къ Богу Отцу и Господу Іисусу Христу.

Господеви работающе. «Господу служите». Повинуясь водительству Св. Духа, старайтесь всѣ ваши обязанности исполнять согласно съ заповѣдями Божіими. Все дѣлайте предъ Богомъ во славу Божію. Такъ св. Павелъ въ другомъ посланіи говоритъ: или не вѣсте, яко тѣлеса ваша храмъ живущаго въ васъ Св. Духа суть, Его же имате отъ Бога, и нѣсте свои? Куплени бо есте цѣною: прославите убо Бога въ тѣлесѣхъ вашихъ, и въ душахъ вашихъ яже суть Божія (1 Кор. 6, 19-20). Аще убо ясте, аще ли піете, аще ли ино что творите, вся во славу Божію творите.

Упованіемъ радующеся. «Утѣшайтесь надеждою». Среди всякихъ трудностей, среди скорбей и болѣзней на пути спасенія, или служа Господу Іисусу Христу, утѣшайтесь тою надеждою, которою подкрѣплялъ Своихъ учениковъ Самъ Онъ, Спаситель и Богъ нашъ, говоря: блажени есте, егда поносятъ вамъ, и ижденутъ, и рекутъ всякъ золъ глаголъ на вы, лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесѣхъ (Мѳ. 5, 11-12). Объ этой великой и вожделѣнной надеждѣ въ томъ же посланіи кь римлянамъ св. Павелъ пишетъ: Самый Духъ свидѣтельствуетъ духу нашему что мы дѣти Божіи. А если дѣти то и наслѣдники Божіи, сонаслѣдники же Христу, если только съ Нимъ страдаемъ, чтобы съ Нимъ и прославиться. Ибо думаю, что нынѣшнія, временныя страданія ничего не стоятъ въ сравненіи съ тою славою, которая откроется въ насъ (Рим. 8, 16-18).

Скорби терпяще. Переносите всякія скорби и несчастія терпѣливо, безъ смущенія, не предаваясь малодушію. Помышляя о благахъ небесныхъ, будьте мужественны и великодушны среди всякихъ скорбныхъ и тяжкихъ обстоятельствъ. Господь учитъ: въ терпѣніи вашемъ стяжите души ваша (Лук. 21, 19). И будете ненавидими всѣми имене Моего ради; претерпѣвый же до конца, той спасенъ будетъ (Мѳ. 10, 22). Мы отвсюду притѣсняемы, говоритъ ап. Павелъ, но не стѣснены; мы въ отчаянныхъ обстоятельствахъ, но не отчаеваемся; мы гонимы, но не оставлени; низлагаеми, но не погибаемъ. Всегда носимъ въ тѣлѣ мертвость Господа Іисуса, подобно Ему претерпѣвая гоненія и скорби, чтобы и жизнь Іисусова открылась въ тѣлѣ нашемъ (2 Кор. 4, 8-10), въ то время, когда праведники возсіяютъ, какъ солнце, въ царствіи Отца ихъ (Мѳ. 13, 43).

Въ молитвѣ пребывающе. «Въ молитвѣ будьте постоянны». Всегда помышляйте о Богѣ, о Его величіи, о Его благодѣяніяхъ, /с. 187/ о своей зависимости во всемъ отъ Бога. Всегда благоговѣйте предъ Богомъ, прославляйте Его величіе, благодарите за всѣ благодѣянія, которыми каждый день, каждый часъ и каждое мгновеніе мы пользуемся: о Немъ бо живемъ и движимся и есмы (Дѣян. 17, 28). Въ нуждахъ и среди трудныхъ обстоятельствъ о всемъ просите Господа Бога: ибо всякое даяніе благо, и всякъ даръ совершенъ свыше есть, сходяй отъ Отца свѣтовъ (Іак. 1, 17). Въ другомъ посланіи ап. Павелъ пишетъ: непрестанно молитеся. О всемъ благодарите: сія бо есть воля Божія о Христѣ Іисусѣ въ васъ (1 Сол. 5, 17-18). Молитва есть духовная жизнь нашей души: ибо молитва есть благоговѣйное стремленіе души къ Богу. А душа духовно живетъ только тогда, когда пребываетъ въ единеніи съ Богомъ, посредствомъ вѣры, надежды и любви. Потому и должны мы непрестанно молиться, какъ учитъ апостолъ. Когда перестаемъ внутренно молиться, тогда какъ бы перестаемъ дышать во внутренней жизни, и находимся въ опасности умереть духовно.

Братія! Глубоко положите въ душахъ вашихъ апостольскія наставленія, и старайтесь повседневно слѣдовать имъ, какъ необходимымъ правиламъ христіанской жизни; тогда несомнѣнно скоро познаете изъ собственнаго опыта, какое великое счастіе — жить по заповѣдямъ Христовымъ, подъ руководствомъ Духа Христова. Аминь. (Сост. по «Пропов.» Евсевія, архіеп. могилевск., т. 1-й, изд. 1870 г.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 184-187.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.