Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 6-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
64. Грѣхъ.

Въ порядкѣ евангельскихъ чтеній св. Церковь въ нынѣшнее воскресенье предложила намъ повѣствованіе объ исцѣленіи Спасителемъ нашимъ разслабленнаго въ Капернаумѣ, спущеннаго сквозь кровлю. Вѣрные сыны Церкви, внимательные къ ея богослуженію, знаютъ и помнятъ, что это евангельское чтеніе предлагается вѣрующимъ дважды въ году. Уже это одно обстоятельство показываетъ намъ, какъ полна назиданія предлагаемая священная повѣсть и какъ важно для христіанина остановиться на ней вниманіемъ. И дѣйствительно, что-то особенно властно, особенно глубоко и поучительно говоритъ нашему духу при чтеніи и слышаніи предложеннаго намъ сегодня евангелія.

Не ошибемся, если скажемъ, что главное вниманіе наше въ немъ привлекаютъ кроткія и милостивыя слова Господа, сказанныя Имъ въ отвѣтъ на молчаливую, но трепетную и горячую мольбу разслабленнаго объ исцѣленіи: «чадо, отпущаются тебѣ грѣси твои». И дѣти, и взрослые, слушая въ первый разъ эту священ/с. 188/ную повѣсть, всегда и неизмѣнно останавливаются здѣсь съ вопросомъ: развѣ этого искалъ больной? развѣ за этимъ спустили его къ ногамъ Іисуса?

Но Спаситель зналъ и видѣлъ, чего искалъ и хотѣлъ больной: и намѣренно, въ поученіе присутствующимъ, въ поученіе намъ, Его послѣдователямъ, изрекъ это слово прощенія грѣха прежде словъ исцѣленія болѣзни.

Здѣсь подходимъ мы къ самому существу христіанской вѣры, христіанскаго ученія, христіанскаго міропониманія. Намъ указывается здѣсь, какъ тяжелъ грѣхъ и какія опустошенія сдѣлалъ онъ въ жизни всего человѣчества. Грѣхъ отравилъ чашу блаженства, пріуготовленную Богомъ первозданному человѣку; грѣхъ лишилъ его рая сладости, отторгъ отъ Бога, сдѣлалъ странникомъ и скитальцемъ на землѣ, принесъ голодъ, болѣзни, несчастья, поставилъ человѣка предъ страшнымъ лицомъ смерти; грѣхъ перешелъ, какъ печальное наслѣдіе грѣхопаденія Адамова, во всѣхъ людей — его потомковъ, обратился для человѣка какъ бы во вторую его природу, сдѣлалъ человѣка какъ бы по естеству чадомъ гнѣва и потребовалъ для своего исцѣленія величайшей и всемірной жертвы — смерти Сына Божія. Грѣхъ и нынѣ отравляетъ намъ всякую радость, лежитъ смертельною горечью на днѣ всякаго удовольствія и, какъ тяжкія гири на крыльяхъ нашего духа, влечетъ насъ долу, отъ неба къ землѣ, отъ Бога къ міру и діаволу. Это — именуемый въ христіанскомъ ученіи грѣхъ первородный.

Съ дѣтства извѣстна эта истина каждому христіанину, хоть сколько-нибудь вкусившему отъ христіанскаго ученія. И все-таки, къ сожалѣнію, она забывается людьми совершенно и до конца, и ее часто-часто нужно напоминать людямъ на всѣхъ поприщахъ жизни.

Присмотритесь къ окружающему насъ міру, прислушайтесь къ тому, что говорятъ и пишутъ. Какая всегда и вездѣ слышится у всѣхъ глубокая вѣра въ силы человѣка и въ его нравственныя достоинства! Послушаешь иногда — какъ легко всѣхъ обратить въ святыхъ, а людскую жизнь сдѣлать раемъ! Послушаешь Толстого, новаго лжеименнаго учителя жизни, нашумѣвшаго на всю Россію: не суди, не сажай въ тюрьмы, не наказывай, никого и ни къ чему не принуждай; по мнѣнію этого учителя, стоитъ только человѣка предоставить себѣ, стоитъ только обратиться къ нему съ добрымъ словомъ, и въ немъ непремѣнно восторжествуютъ добрыя начала, и только они одни. Послушаешь какого-либо новомоднаго воспитателя: зачѣмъ, говорятъ, стѣсненія для юныхъ, зачѣмъ пра/с. 189/вила, предписанія, наказанія? Предоставьте, молъ, юнымъ полную свободу, и въ нихъ заговорятъ сами собою добрыя стремленія, добрые порывы.

Послушаешь политика или общественнаго дѣятеля, говорящаго или пишущаго въ газетѣ: опять тѣ же рѣчи о свободѣ, о врожденныхъ добрыхъ свойствахъ человѣка, которыя непремѣнно въ немъ воздѣйствуютъ и дадутъ ему рай на землѣ, лишь бы его не стѣсняли. Какая односторонность, какое заблужденіе, какое упорное нежеланіе видѣть самыя очевидныя истины! Точно какая-то слѣпота обуяла современныхъ дѣятелей и мыслителей, точно не видятъ они, какъ рядомъ съ добромъ живетъ и зло, какъ идемъ мы въ жизни среди заблужденій, ошибокъ и паденій вольныхъ и невольныхъ; точно не чувствуютъ они въ себѣ самихъ, какъ что-то тянетъ насъ на зло при полномъ сознаніи и признаніи, что зло — противно, грѣховно, отвратительно. Это знали и чувствовали даже древніе язычники, наиболѣе вдумчивые, но особенно хорошо познали это и показали людямъ истинные и искренніе христіане, наблюдавшіе за своею духовною жизнью. Павелъ ли апостолъ не былъ великъ? Но какъ онъ горько и пагубно заблуждался, когда гналъ Церковь Божію! Онъ ли не обладалъ силою воли, онъ ли не могъ подавить въ себѣ всѣ дурныя влеченія? Но онъ то именно и говоритъ: «Знаю, что не живетъ во мнѣ доброе; желаніе добра есть во мнѣ, но чтобы сдѣлать его, того не нахожу. Доброе, которое люблю, не дѣлаю, а злое, которое ненавижу, дѣлаю... По внутреннему человѣку соуслаждаюсь закону Божію, но въ членахъ моихъ вижу иной законъ, противорѣчащій закону ума моего и связующій меня закономъ грѣховнымъ, сущимъ въ членахъ моихъ. Окаяненъ есмь человѣкъ!» (Рим. 7 гл.). Этотъ вопль апостола есть вопль всего грѣшнаго человѣчества. И пока человѣкъ будетъ пить грѣхъ, какъ воду, дотолѣ онъ будетъ въ отчужденіи у Бога, отъ истинной жизни, отъ истиннаго счастья, и всѣ эти преувеличенныя надежды, и эта вѣра въ добрыя силы человѣка, — все, что такъ льститъ нашему самолюбію, все разлетится въ прахъ и останется безплоднымъ. Тому свидѣтельство и доказательство — опытъ вѣковъ.

Спаситель нашъ въ нынѣ читанномъ евангеліи и даетъ всѣмъ вѣкамъ знаменательный урокъ: грѣхъ есть начало и корень всѣхъ болѣзней и несчастій.

Кто хочетъ добра себѣ и другимъ, кто хочетъ истинно служить благу общества, государства, — тотъ паче всего долженъ бороться съ грѣхомъ. Поставимъ мы себѣ это за правило: будемъ бѣгать грѣха, будемъ вдумчиво и зорко стоять на стражѣ своего /с. 190/ нравственнаго восхожденія, будемъ работать Богу и правдѣ: ибо «скорбь и тѣснота на всякую душу человѣка, дѣлающаго злое!» (Рим. 2, 9).

И напротивъ: блаженъ, кому отпущено беззаконіе и прикрытъ грѣхъ. Блаженъ мужъ, которому не вмѣнитъ Господь грѣха его! Какова была бы жизнь человѣка, если бы Господь не обѣщалъ этого помилованія? Что было бы съ человѣкомъ, если бы каждый грѣхъ, содѣянный имъ отъ временъ дѣтства, тяготѣлъ надъ нимъ справедливымъ Божіимъ гнѣвомъ? Мы бы утонули въ этихъ беззаконіяхъ, и они превзошли бы главу нашу. Тогда преимуществомъ добраго было бы только сплошное и безконечное страданіе. Ибо чѣмъ утонченнѣе совѣсть, чѣмъ глубже вдумчивость и самонаблюденіе, тѣмъ тяжелѣе было бы человѣку вспоминать всѣ свои грѣхи и паденія.

Но вотъ за покаяніе и вѣру въ искупительныя страданія нашего Спасителя намъ даруется прощеніе грѣховъ. Какое забвеніе прошлаго, какое облегченіе совѣсти, какая бодрость, одушевленіе, подъемъ духа для большаго и большаго нравственнаго восхожденія! Тогда-то вырывается слово великаго и глубокаго, но не горделиваго, а смиреннаго сознанія человѣкомъ своей нравственной силы, — силы, невиданной въ мірѣ. Вся могу, говоритъ апостолъ, все могу, но, прибавляетъ, — о укрѣпляющемъ меня Іисусѣ!

Будемъ же больше всего на свѣтѣ бояться грѣха и будемъ въ покаяніи о содѣянномъ грѣхѣ искать бодрости и силы: и тогда мы, грѣхами разслабленные, уподобимся евангельскому вѣрующему разслабленному: милосердый Спаситель и намъ скажетъ, видя вѣру нашу: прощаются тебѣ грѣхи твои. И укрѣпятся разслабленныя колѣна, чудо свершится: разслабленный встанетъ и жизнь его, свободная отъ грѣха, будетъ полна и благословенна. Аминь. (Изъ поуч. прот. І. Восторгова, т. 2-й, стр. 121).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 187-190.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.