Церковный календарь
Новости


2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 7-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
65. Слово въ недѣлю седьмую по Пятидесятницѣ.

За нынѣшней литургіей читано было, возлюбленные братія и сестры, изъ Евангелія отъ Матѳея о исцѣленіи Іисусомъ Христомъ двухъ слѣпцовъ за вѣру ихъ и — нѣмого бѣсноватаго. Каждую литургію святая Церковь предлагаетъ нашему вниманію краткіе отдѣлы или уроки изъ апостольскихъ писаній, изъ ихъ дѣяній или посланій и изъ Евангелія для того, чтобы ежедневно назидать насъ /с. 191/ богодухновенными наставленіями — утѣшать, обличать, наставлять и укрѣплять насъ въ истинахъ христіанской вѣры и въ сообразной вѣрѣ жизни и не лишить насъ счастія выслушать, мало-по-малу, всѣ ихъ писанія, или рѣчи и дѣянія Христовы, чтобы христіане не были невѣждами въ законѣ и жизни, но знали все существо вѣры и закона своего и могли не только сами знать, но и готовы дать отвѣтъ всякому вопрошающему о ихъ упованіи (1 Петр. 3, 15), и чтобы оружіемъ слова Божія могли удобнѣе ратовать противъ враговъ спасенія и противъ грѣховныхъ навыковъ и страстей.

Что для насъ назидательнаго, поучительнаго въ нынѣшнемъ Евангеліи? Поучительна вѣра слѣпцовъ и неотступная, усердная просьба ихъ о помилованіи и исцѣленіи. Помилуй насъ, кричали они, Іисусъ, сынъ Давидовъ, т. е. обѣщанный міру Мессія, Царь, Спаситель! Мало того, они приступили къ Нему, — когда Онъ пришелъ въ одинъ домъ, — съ твердымъ намѣреніемъ не уходить отъ Него, пока не получатъ, чего желаютъ. Чтобы обнаружить ихъ великую вѣру предъ народомъ, Господь спрашиваетъ ихъ, какъ бы не вѣдая: вѣруютъ ли они, что Онъ можетъ это сдѣлать? — Они отвѣчали: «ей, Господи!» Тогда Господь, чтобы показать всѣмъ, что для вѣрующаго нѣтъ ничего невозможнаго, коснулся глазъ ихъ и сказалъ: «по вѣрѣ вашей да будетъ вамъ». И открылись глаза ихъ. О, вѣра, святый даръ небесъ, сколько ты творишь чудесъ!

Какое драгоцѣнное сокровище — искренняя, твердая и несомнѣнная вѣра во Христа, если чрезъ нее можно получить всякія блага отъ Источника приснотекущаго всѣхъ благъ — Господа Бога! Въ самомъ дѣлѣ, кто изъ насъ не получалъ отъ Господа, если только онъ приступалъ къ Нему съ искреннею вѣрою и искреннимъ покаяніемъ, — всякія блага душевныя и тѣлесныя, — и притомъ въ одинъ день многократно? Христіане, живущіе всегда по вѣрѣ и во всякихъ нуждахъ привыкшіе обращаться къ Господу, громко свидѣтельствуютъ, что по вѣрѣ ихъ Господь совершаетъ въ нихъ, въ ихъ внутреннемъ мірѣ, а нерѣдко и внѣ ихъ, — безчисленныя чудеса Своей благости и силы, что они преставляютъ горы Божіею благодатію, не горы земныя, хотя и онѣ повинуются вѣрующему, — но горы скорбей и прилоговъ вражіихъ, налегающихъ на душу, — что они врачуютъ ею свои немощи душевныя и тѣлесныя, побѣждаютъ страсти, очищаются отъ скверны грѣховъ, получаютъ нравственныя силы, которыхъ прежде не имѣли, содѣваютъ всякую правду. Но если такое благо для человѣка есть вѣра, то отчего не всѣ ею обладаютъ; отчего не всѣ стараются стяжать это сокровище, дражайшее всѣхъ земныхъ сокро/с. 192/вищъ? Отчего больше встрѣчается невѣрующихъ, чѣмъ вѣрующихъ? Вѣдь Богъ нелицепріятенъ и готовъ всѣмъ расточать Свои сокровища, всѣмъ усердно желающимъ и ищущимъ.

Многіе не имѣютъ вѣры, не обладаютъ вѣрою отъ невѣжества своего и оттого, что не ищутъ ея и не просятъ ее усердно у Бога: ибо вѣра есть даръ Божій. Другіе не имѣютъ вѣры отъ гордости, кичливаго ума или — оттого, что обратились всѣмъ умомъ и всѣмъ сердцемъ къ міру и къ плоти, а не къ Богу и Его святому закону, — не дорожатъ вѣрою, какъ чѣмъ-то маловажнымъ, безъ чего будто можно легко обойтись; — оттого, наконецъ, что не очищаютъ сердца искреннимъ покаяніемъ: ибо вѣра не можетъ обитать въ сердцѣ непокаянномъ, какъ чистая дщерь небесъ. Потому-то искренняя, твердая и нелицемѣрная вѣра ставится въ заслугу человѣку, и ради ея Господь сообщаетъ ему безчисленныя блага. И вотъ почему Господь Іисусъ Христосъ искалъ вѣры въ людяхъ и за вѣру ихъ прощалъ грѣхи, творилъ чудеса, именно: исцѣлялъ всякія болѣзни, воскрешалъ мертвыхъ; да такую же власть далъ и Своимъ апостоламъ, повелѣвъ имъ исцѣлять больныхъ, воскрешать мертвыхъ, очищать прокаженныхъ.

Почему Господь требовалъ вѣры, какъ условія къ полученію Его благодѣяній? Вѣра сердечная въ человѣкѣ служитъ какъ бы руками или устами къ принятію Божіихъ даровъ: что руки или уста въ тѣлѣ человѣка, то — вѣра въ душѣ; вѣра — орудіе и средство къ принятію Божіихъ милостей. Вѣра — уста души: открой уста молитвою и покаяніемъ, и наполнится душа благодати. Чтобы погубить душу человѣка, діаволъ закрываетъ сердечныя уста, чтобы человѣкъ не бесѣдовалъ съ Богомъ, не молился, не просилъ Его, не славилъ, не благодарилъ Его; явно, что мы должны, какъ можно чаще, открывать сердечныя уста, возгрѣвать въ себѣ охладѣвшую вѣру и то и дѣло обращаться къ Богу съ молитвою вѣры: ибо мы всѣ окаянны, нищи, слѣпы и наги безъ Бога.

А вотъ еще причина, почему Господь требуетъ отъ людей вѣры въ Бога. Послѣ грѣхопаденія люди омрачились и впали въ невѣдѣніе о Богѣ, отпали отъ Бога, отъ заповѣдей Его и стали почитать тварей вмѣсто Творца, даже демоновъ считали богами и служили имъ, какъ богамъ, хотя демоны причиняли имъ всевозможное зло. Исправляя такое гибельное заблужденіе людей и желая всѣхъ привести къ познанію истиннаго Бога, Творца всего, Господь Iисусъ Христосъ, какъ Творецъ и Владыка явился во плоти, дѣлами являя всѣмъ Свое божественное всемогущество, и требовалъ, какъ должной дани, — вѣры въ Себя, какъ въ Творца всемогущаго, насъ ради человѣкъ и нашего ради спасенія сшедша/с. 193/го съ небесъ, — потому Онъ и спрашиваетъ слѣпыхъ прежде совершенія чуда: «вѣруете ли, что Я могу это сдѣлать?» т. е. вѣруете ли, что Я — Творецъ, явившійся для васъ во плоти, и, когда услышалъ утвердительный отвѣтъ, сказалъ: по вѣрѣ ваю буди вама. И отверзостася очи има.

Въ сказаніи объ исцѣленіи бѣсноватаго еще замѣчательны слѣдующія обстоятельства: во-первыхъ, удивленіе народа при слышаніи рѣчи бывшаго нѣмого, а во-вторыхъ, клевета и хула фарисеевъ, — этихъ ученыхъ еврейскихъ, дерзавшихъ приписывать чудеса Христовы силѣ князя бѣсовскаго. Такъ и нынѣ простой народъ въ простотѣ сердца смотритъ на чудесныя дѣла Божіи и видитъ въ нихъ то, что они есть, и прославляетъ Бога; а многіе ученые или недоученые наши умники — и чудеса Христовы и святыхъ Божіихъ отвергаютъ и почитаютъ ихъ или за вымышленныя сказанія, придуманныя якобы для народа, или за обыкновенныя явленія природы. О, лукавство сердца человѣческаго! чего ты не исказишь, чего не извратишь? Тебѣ и свѣтъ кажется тьмою и истина вымысломъ. По лукавству ихъ, воздай имъ, Господи (Пс. 27, 4)!

Пока духъ нѣмой жилъ въ человѣкѣ, до тѣхъ поръ человѣкъ тотъ не могъ говорить, а когда Спаситель изгналъ духа нѣмого, человѣкъ сталъ говорить. И нынѣ бываетъ духъ нѣмоты или въ дѣйствительно нѣмыхъ или въ тѣхъ людяхъ, кои должны были бы говорить правду людямъ по своему званію и должности и не говорятъ, попуская неправдѣ притѣснять людей, или, когда должны были бы проповѣдывать слово Божіе благовременно и безвременно, — не проповѣдуютъ, не наставляютъ, не обличаютъ ввѣренный имъ народъ, погруженный въ невѣжество своей вѣры и своихъ обязанностей. Таковыхъ пророкъ называетъ псами нѣмими, не могущими лаять (Ис. 56, 10). Надобно смѣло говорить правду всякому человѣку, хотя бы она была и горька и непріятна для слушающихъ ее.

Духъ нѣмоты бываетъ еще въ людяхъ пьяныхъ, у которыхъ излишніе пары винные и демоны связываютъ и сердце и языкъ для всякихъ добрыхъ рѣчей и разверзаютъ ихъ только на срамословіе и сквернословіе, ругательства и всякія безчинства.

Наконецъ, въ Евангеліи замѣчательно сказаніе евангелиста о томъ, что Іисусъ Христосъ ходитъ по всѣмъ городамъ и селеніямъ, уча въ синагогахъ, проповѣдуя Евангеліе царствія и исцѣляя всякую болѣзнь и всякую немощь въ людяхъ. Смотрите, — Царь неба и земли смиренно пѣшеходитъ изъ города въ городъ, изъ села въ село, трудится, странствуя для насъ; намъ ли не тру/с. 194/диться для своего спасенія вѣчнаго, для избавленія отъ грѣховъ и страстей всегубительныхъ; намъ ли не служить другъ другу, чѣмъ кто можетъ? Потому-то и въ апостольскомъ чтеніи говорится: должны мы, сильные, немощи немощныхъ носить, и не себѣ угождать, ибо Христосъ не Себѣ угождалъ (Рим. 15, 1. 3). Іисусъ Христосъ проповѣдывалъ Евангеліе царствія, т. е. царствія въ насъ Божія и избавленія отъ рабства грѣху и діаволу, — царствія вѣчнаго, нетлѣннаго, царства правды, мира, любви, блаженства безконечнаго.

Итакъ, будемъ отрѣшаться отъ пристрастія къ земнымъ вещамъ и возводить сердечныя очи горѣ — на небо. Онъ исцѣлялъ всякую болѣзнь и всякую немощь въ людяхъ, какъ Источникъ живота и Врачъ душевный и тѣлесный; къ Нему будемъ и мы всегда обращаться въ болѣзняхъ и недугахъ душевныхъ и тѣлесныхъ. Онъ единъ скорый въ заступленіи, избавляющій скоро и вѣрно отъ недуговъ и горькихъ болѣзней. Слава, Христе Боже, врачебной силѣ Твоей, являемой въ насъ и нынѣ на всякій день, осязаемой нами, видимой и непрестанно прославляемой! Аминь. (Сост. по «Полн. собр. соч.» прот. Іоанна Кронш., т. 2-й).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 190-194.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.