Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 7-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
68. Слово въ недѣлю 7-ю по Пятидесятнице, Евсевія, Архіеп. Могилевскаго.

Братіе, должни есмы мы сильніи немощи немощныхъ носити, и не себѣ угождати. Кійждо же васъ ближнему да угождаетъ во благое къ созиданію (Рим. 15, 1-2).

Это пишетъ апостолъ Павелъ въ посланіи къ римлянамъ, т. е. къ римскимъ христіанамъ. О комъ же говоритъ апостолъ: должни есми мы сильніи немощи немощныхъ носити, и не себѣ угождати? Кто это сильные, и кто немощные или безсильные? Сильными у апостола называются тѣ христіане, которые лучше другихъ понимали ученіе о спасеніи чрезъ вѣру въ Іисуса Христа; которые хорошо понимали, что для вѣрующихъ въ Іисуса Христа потерялъ обязательную силу обрядовый законъ Моисеевъ; что христіане оправдываются предъ Богомъ и достигаютъ спасенія чрезъ вѣру въ Іисуса Христа, а не чрезъ исполненіе закона Моисеева. А немощными, или безсильными, называются тѣ христіане изъ іудеевъ, жившихъ въ Римѣ, которые, по наслѣдственной привязанности къ закону Моисееву, почитали для себя необходимымъ исполненіе закона Моисеева и въ то время, когда они уже сдѣлались христіанами. О такихъ немощныхъ христіанахъ въ этомъ же посланіи къ римлянамъ апостолъ говоритъ: Изнемогающаго же въ вѣрѣ пріемлите не въ сомнѣніе помышленій. Овъ бо вѣруетъ ясти вся, а изнемогаяй зелія да ястъ (Рим. 14, 1-2). Или: «Немощнаго въ вѣрѣ принимайте безъ споровъ о мнѣніяхъ. Ибо иной увѣренъ, что можно ѣсть все, а немощный ѣстъ овощи».

Упоминаемые сильные, не обращая вниманія на немощныхъ, въ присутствіи ихъ, позволяли себѣ употреблять такую пищу, которую, по мнѣнію немощныхъ, не слѣдовало употреблять, и такимъ образомъ соблазняли ихъ своею свободою (Рим. 14, 15).

Избранные ученики и апостолы Христовы ревностно послѣдовали ученію и примѣру своего Учителя и Господа. Получивъ великіе благодатные дары отъ Господа, чрезъ осѣненіе Святаго Духа, они всецѣло посвятили себя на служеніе спасенію ближнихъ. Преимуществуя дарами Божіими, они оказывали всемѣрное снисхожденіе къ немощамъ ближнихъ. Приведу вамъ на память примѣръ апостола Павла. Онъ самъ о себѣ пишетъ: Будучи свободенъ отъ всѣхъ, я всѣмъ поработилъ себя, дабы больше пріобрѣсть. Для іудеевъ я былъ какъ іудей, чтобы пріобрѣсть іудеевъ; для подзаконныхъ былъ какъ подзаконный, чтобы пріобрѣсть подзаконныхъ; — для немощныхъ былъ какъ немощный, чтобы пріобрѣсть немощныхъ. Для всѣхъ я сдѣлался всѣмъ, чтобы спа/с. 200/сти по крайней мѣрѣ нѣкоторыхъ (1 Кор. 9, 19. 20. 22). Такъ святый Павелъ подвизался до своей мученической кончины. Незадолго до смерти писалъ онъ своему ученику и сотруднику, святому Тимоѳею: меня уже приносятъ въ жертву, и время моего отшествія настало. И, внимайте, съ какою радостною надеждою доблестный подвижникъ Христовъ взираетъ на свою кончину! Онъ продолжаетъ: Подвигомъ добрымъ я подвизался, теченіе совершилъ, вѣру сохранилъ. А теперь готовится мнѣ вѣнецъ правды, который дастъ мнѣ Господь, праведный Судія, въ день оный; и не только мнѣ, но и всѣмъ возлюбившимъ явленіе Его (2 Тим. 4, 6-8).

Братія! Будемъ и мы носить немощи немощныхъ, и не себѣ угождать: будемъ всегда заботиться о благѣ ближнихъ, къ ихъ назиданію. Питая любовь къ ближнимъ, по заповѣди Господней, мы должны имѣть искреннее попеченіе о нуждахъ ближнихъ, и быть готовыми, ради Господа, дѣлать для блага ближнихъ все, что можемъ.

Имѣемъ ли преимущества въ духовныхъ дарахъ, необходимыхъ для спасенія? — старайся, во славу Божію, съ непритворною любовію къ ближнимъ, дѣлать имъ добро, ко спасенію душъ ихъ.

Встрѣчаешь ближняго согрѣшающаго или готоваго впасть въ грѣхъ: позаботься съ любовію отвлечь его отъ грѣха и расположить къ добродѣтели.

Встрѣчаешь брата, незнающаго истины или заблуждающаго по невѣдѣнію: наставь его въ истинѣ, покажи ему прямой путь къ добродѣтели, и тѣмъ выведи его изъ заблужденія.

Видишь человѣка недоумѣвающаго, колеблющагося въ избраніи того или другаго пути: когда можешь, помоги ему, дай добрый совѣтъ, и расположи его избрать путь истины и правды.

Видишь скорбящаго, малодушествующаго, унывающаго: подойди къ нему ближе, утѣшь его во имя Господа Іисуса; разсѣй мракъ его печальныхъ мыслей твоимъ добрымъ и искреннимъ разсужденіемъ; утверди его душу въ преданности Господу и въ непоколебимомъ упованіи на Его безпредѣльную благость и человѣколюбіе.

Если тебя оскорбляютъ словами или обижаютъ своими дѣлами; то, помышляя, что «Христосъ пострада по насъ, намъ оставль образъ, да послѣдуемъ стопамъ Его» (1 Петр. 2, 21), прими, безъ смущенія, всякое оскорбленіе и всякую обиду, перенеси благодушно, и старайся на оскорбленія отвѣчать словами любви и благожеланія, на обиды — благотвореніемъ. Такъ поступая, будешь /с. 201/ исполнять заповѣдь Господа: благословите кленущыя вы, добро творите ненавидящимъ васъ (Мѳ. 5, 44), и наставленіе апостольское: не побѣжденъ бывай отъ зла, но побѣждай благимъ злое (Рим. 12, 21).

И не только не оскорбляй оскорбившихъ тебя, и не обижай обидѣвшихъ тебя; но, помышляя о своихъ грѣхахъ, искренно прощай имъ грѣхи, и молись о нихъ предъ Богомъ, да проститъ имъ и помилуетъ ихъ, — по заповѣди Господа Спасителя: молитеся за творящихъ вамъ напасть и изгонящія вы (Мѳ. 5, 44).

Если Богъ благословилъ тебя внѣшними дарами: то не смотри на нихъ какъ на твою собственность; а смотри какъ на дары Божіи, ввѣреные тебѣ для того, чтобы ты всѣ избытки, во славу Божію, раздѣлялъ нуждающимся въ помощи, и будь вѣренъ своему призванію. Раздробляй алчущимъ хлѣбъ твой, и нищія безкровныя введи въ домъ твой; аще видиши нага, одѣй (Ис. 58, 7). Помни слово Премудраго: милуяй нищія, блаженъ (Притч. 14, 21); милуяй нища, взаимъ даетъ Богови (19, 17). Помни, что скажетъ Царь неба и земли, Судія живыхъ и мертвыхъ, въ послѣдній день тѣмъ, которые по заповѣди Божіей благотворятъ ближнимъ: Тогда речетъ Царь сущимъ одесную Его: пріидите благословенніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ царствіе отъ сложенія міра. Взалкахся бо, и дасте Ми ясти; возжадахся, и напоисте Мя; страненъ бѣхъ, и введосте Мене; нагъ, и одѣясте Мя; боленъ, и посѣтисте Мене; въ темницѣ бѣхъ, и пріидосте ко Мнѣ (Мѳ. 25, 34-36).

Братія! Такъ, благоговѣя предъ Богомъ и питая въ душѣ заповѣданную Господомъ любовь къ ближнимъ, всѣ мы должны другъ другу дѣлать добро, кто какое можетъ, къ взаимному утѣшенію и назиданію и во славу Божію. Сохраните же въ памяти апостольское наставленіе, и послѣдуйте ему: Носите бремена другъ друга, и такимъ образомъ исполните законъ Христовъ. Дѣлая добро, да не унываемъ: ибо въ свое время пожнемъ, если не ослабѣемъ. И такъ, доколѣ есть время, будемъ дѣлать добро всѣмъ, а наипаче своимъ по вѣрѣ (Гал. 6, 2. 9. 10), всегда прославляя Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, нынѣ и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 199-201.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.