Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 4.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 8-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
69. Слово въ недѣлю восьмую по Пятидесятницѣ.

Возлюбленные братія и сестры, нынѣшнее евангельское чтеніе повѣствуетъ намъ о милосердіи Господа къ людямъ и Его божественной всемогущей силѣ, именно, — говоритъ о исцѣленіи многихъ больныхъ и о чудесномъ напитаніи пяти тысячъ народа чудесно умноженными пятью малыми хлѣбами и двумя рыбами.

Оно научаетъ насъ той истинѣ, что Господь Іисусъ Христосъ есть Творецъ всего, Жизнодавецъ и Питатель нашъ и Врачъ душевный и тѣлесный; Онъ сотворилъ и творитъ въ изобиліи всякіе плоды земные въ пищу и наслажденіе наше; Онъ посылаетъ съ небесъ дожди ранніе и поздніе; Онъ гремитъ въ кругѣ небесномъ и страшно осіяваетъ молніей; Онъ изводитъ вѣтры изъ сокровищъ Своихъ; Имъ же живемъ, движемся и существуемъ (Дѣян. 17, 28). А потому, братія и сестры возлюбленные, пользуясь всякій день различными дарами Божіими, будемъ благодарны за нихъ Господу и за столь великую Его къ намъ любовь и столь богатый Его о насъ Промыслъ платить Ему любовію и, по мѣрѣ Его къ намъ щедротъ, будемъ взаимно щедры къ ближнимъ нашимъ. Если такъ будемъ поступать, то земля не престанетъ произращать изобильно всякіе плоды, ибо, по мѣрѣ плодовъ любви нашей къ Богу и добрыхъ дѣлъ, и земля наполнится плодами, и не будетъ неурожаевъ и голода или тяжкой дороговизны всѣхъ потребностей. Если же будемъ немилостивы и жестокосерды, то и земля будетъ жестка подъ ногами нашими и не дастъ плода. Ничего отъ насъ, братія и сестры, и не требуетъ болѣе Господь за дары Свои и за любовь Свою къ намъ, какъ исполненія нами Его святой воли и — взаимной нашей любви. Вседовольному и Всеблаженному что отъ насъ нужно? Ничего.

Посмотрите, какое трогательное состраданіе являетъ Господь къ народу, пришедшему во множествѣ слушать сладкое, животворное слово Его и — исцѣлиться отъ недуговъ своихъ! Увидѣвъ множество народа, говоритъ евангелистъ, Господь сжалился надъ ними и исцѣлилъ больныхъ ихъ. Не научаетъ ли Онъ этимъ и насъ всѣхъ состраданію другъ къ другу и милосердію? Да, Онъ подаетъ намъ примѣръ Собою всякой добродѣтели. Я показалъ вамъ примѣръ, чтобы и вы дѣлали то же, что Я (Іоан. 13, 15), говоритъ Господь, конечно, въ предѣлахъ возможнаго. Вы не можете исцѣлить? но можете сочувствовать больному, навѣстить его, утѣшить его своею любовію, помочь ему, чѣмъ и какъ можете; /с. 203/ или можете накормить голоднаго, напоить жаждущаго, одѣть нагого или купить ему какую-либо одежду и обувь, и прочее. Еще нынѣшнее Евангеліе научаетъ насъ тому, чтобы мы не сомнѣвались удѣлять ближнему и изъ малаго, по силѣ своей: ибо и малое Господь силенъ умножить, такъ что дающій нищему не обѣднѣетъ. Апостолы имѣли только пять хлѣбовъ и двѣ рыбы и думали, что не стоитъ и дѣлить такую малость на столь великое множество народа. А эта малость сдѣлалась великимъ множествомъ: всѣ ѣли и насытились, да еще и осталось въ сорокъ разъ больше того, сколько было.

Не бываетъ ли подобнаго чуда и нынѣ съ людьми милостивыми? — И весьма часто. По мѣрѣ даянія и Господь имъ подаетъ въ десять, двадцать, во сто разъ больше. Вѣренъ Господь во всѣхъ словахъ Своихъ (Пс. 144, 13).

Но особенно нынѣшнее Евангеліе учитъ насъ тому, что истинный хлѣбъ нашъ, хлѣбъ не временной, а вѣчной жизни есть Господь Іисусъ Христосъ и что мы должны заботиться не только о тлѣнной пищѣ, но особенно — о нетлѣнной, дающей жизнь вѣчную душѣ, — именно, о причащеніи Пречистаго Тѣла и Крови Христовой, о слушаніи и чтеніи слова Божія, которое есть духовная пища душъ нашихъ, и о молитвѣ, освящающей и насыщающей душу благодатію. Когда народъ, послѣ чудеснаго насыщенія, сталъ ходить за Іисусомъ Христомъ съ тѣмъ, чтобы еще и еще поѣсть чудеснаго обѣда, тогда Господь сказалъ имъ обличительно: истинно говорю вамъ: вы ищете Меня не потому, что видѣли чудеса, но потому, что ѣли хлѣбъ и насытились. Старайтесь не о пищѣ тлѣнной, но о пищѣ, пребывающей въ жизнь вѣчную, которую дастъ вамъ Сынъ человѣческій. Истинно говорю вамъ: Отецъ Мой даетъ вамъ истинный хлѣбъ съ небесъ. Ибо хлѣбъ Божій есть тотъ, который сходитъ съ небесъ, и даетъ жизнь міру. Я есмь хлѣбъ жизни; приходящій ко Мнѣ не будетъ алкать, и вѣрующій въ Меня не будетъ жаждать никогда (Іоан. 6, 26-27).

Пища для чрева и чрево для пищи, Богъ же и то и другое уничтожаетъ (1 Кор. 6, 13). Итакъ, братія и сестры, стараясь о пищѣ тлѣнной, болѣе позаботимся о пищѣ духовной, которою питается безсмертная душа наша, — о причащеніи Тѣла и Крови Христовой, о слушаніи и чтеніи слова Божія и о молитвѣ общественной и домашней.

Душа наша, братія и сестры, безмѣрно дороже и благороднѣе тѣла: она есть образъ Божій, т. е., говоря проще, какъ бы пор/с. 204/ третъ Божій, и — безсмертна; одарена разумомъ и свободною волею, со способностью освящаться благодатіею Божіею, восходить выше и выше по ступенямъ добродѣтели, уподобляться болѣе и болѣе Богу, — обоготворяться и достигать величайшаго блаженства въ Богѣ. Тѣло же — земля и тлѣнъ и должно непремѣнно умереть и обратиться въ прахъ, изъ котораго взято; — въ воскресеніе мертвыхъ оно возстанетъ уже тѣломъ духовнымъ. Между тѣмъ душа наша находится въ состояніи паденія самаго жалкаго, въ состояніи омраченія, удаленія отъ Бога и рабства діаволу, грѣху и страстямъ. Она погибаетъ во грѣхахъ и можетъ во вѣки погибнуть, мучиться въ огнѣ неугасимомъ.

О чемъ же всѣмъ намъ болѣе нужно заботиться въ этомъ временномъ странствованіи на землѣ? О просвѣщеніи души, о спасеніи ея, о приближеніи къ Богу, отъ Котораго мы удалились чрезъ грѣхъ, о правдѣ, которую мы попрали, которой стали чужды, о святости во всемъ житіи и отверженіи лукаваго житія: вотъ о чемъ; а потомъ и о пищѣ и питіи и одеждѣ, — но заботиться умѣренно, безпристрастно, какъ о предметахъ второстепенныхъ и временныхъ. Не будемъ же, братія и сестры, извращать Божія порядка; будемъ пещись болѣе о душевномъ просвѣщеніи, насыщеніи, утѣшеніи, спасеніи, а потомъ уже и о земныхъ, такъ называемыхъ благахъ — пищѣ, одеждѣ, жилищѣ. Аминь. («Полн. собр. соч.» прот. Іоанна Кронш., т. 2-й).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 202-204.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.