Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 11 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 8-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
72. Да не будутъ въ васъ распри.

Молю вы, братія, именемъ Господа нашего Іисуса Христа, да тожде глаголете вси, и да не будутъ въ васъ распри (1 Кор. 1, 10-18).

Святый апостолъ Павелъ увѣщеваетъ коринѳскихъ христіанъ сохранять между собой во всемъ согласіе и избѣгать распрей. Поводомъ къ такому увѣщанію послужило дошедшее до него извѣстіе о происшедшемъ среди коринѳскихъ христіанъ раздѣленіи. Это извѣстіе принесено было ему членами семьи извѣстной тогда христіанки Хлои. Раздѣленіе состояло въ томъ, что коринѳскіе христіане стали называться по именамъ тѣхъ учителей, какихъ кто почиталъ болѣе близкимъ для себя или лучшимъ другихъ; одинъ говорилъ: я — Павловъ, другой: я — Аполлосовъ, третій: Кифинъ или Петровъ, а я — Христовъ. Предусматривая печальныя послѣдствія, могущія произойти отъ такого раздѣленія, апостолъ увѣщеваетъ коринѳянъ хранить между собою единеніе въ мысляхъ, единеніе въ словахъ: не называться именами разныхъ учителей, хотя бы то были и святые апостолы, но быть всѣмъ уче/с. 210/никами единаго Учителя — Господа Іисуса Христа и всѣмъ именоваться по Его святѣйшему имени — учениками Христовыми. А кто хочетъ быть истиннымъ ученикомъ Христовымъ, тотъ долженъ соблюдать завѣтъ своего Божественнаго Учителя, данный Его первымъ ученикамъ-апостоламъ. Аще любите Мя, заповѣди Моя соблюдите, говоритъ Онъ имъ. Какія заповѣди? Прежде всего заповѣдь о любви: Сіе заповѣдую вамъ, да любите другъ друга (Іоан. 15, 17). О семъ разумѣютъ вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Іоан. 13, 35).

Гдѣ раздѣленіе, тамъ нѣтъ любви. Только любовь все объединяетъ, все связываетъ. Въ мірѣ видимомъ и въ мірѣ нравственномъ все связано между собой любовью. Ничто въ мірѣ не живетъ только для себя, но все служитъ другимъ. Солнце не для себя свѣтитъ, вода не себя поитъ, огонь не себя согрѣваетъ, земля не для себя произращаетъ траву, деревья и плоды. И стаи птицъ, и стада животныхъ связаны любовью. Общества человѣческія существовать могутъ только при условіяхъ любящей взаимопомощи. Тѣмъ болѣе нужна и обязателыіа любовь для обществъ христіанскихъ. Любовь созидаетъ, а раздѣленіе ведетъ къ разрушенію. Всякій городъ, всякое царство, раздѣлившееся само въ себѣ, не устоитъ, изрекъ Господь.

Молю вы, братія, именемъ Господа нашего Іисуса Христа, да тожде глаголете вси, и да не будутъ въ васъ распри (ст. 10). Это увѣщаніе апостольское относится столько же къ христіанамъ нашего времени, какъ и къ коринѳскимъ. Наше время, по преимуществу, есть время распрей. Если къ какому времени можетъ относиться предреченіе Христово, что за умноженіе беззаконія изсякнетъ любы многихъ, то оно болѣе всего можетъ относиться къ нашему времени, къ нашей, ставшей теперь несчастной, странѣ.

Умножилось среди насъ беззаконіе, оскудѣла и любовь. Мы уподобились тому народу, о которомъ нѣкогда пророкъ говорилъ: съ ногъ до головы струпъ и гнойная рана (Исаія). Беззаконіе вверху, беззаконіе въ срединѣ, грѣхъ и беззаконіе внизу. Вверху — отступленіе отъ Бога, отпаденіе отъ вѣры и церкви. Въ срединѣ — поклоненіе Маммонѣ и золотому тельцу, а въ нижнихъ слояхъ, у простого народа — пьянство и развратъ; за умноженіе беззаконія оскудѣла въ землѣ нашей любовь; возстаютъ братъ на брата, сосѣдъ на сосѣда, бѣдный на богатаго. Повсюду развратъ, грабежъ, повсюду распря. Русскій народъ раздѣлился на множество враждебныхъ становъ, однихъ другимъ враждебныхъ. Разномысліе въ дѣлахъ вѣры и въ дѣлахъ общественнаго и государственнаго порядка породило эту страшную смуту, которая охватила теперь /с. 211/ всю землю русскую. Недостатокъ терпѣливаго отношенія къ чужимъ мнѣніямъ породилъ вражду между партіями, а вражда произвела нестроенія и въ общественной, и въ государственной жизни.

Разномысліе въ сужденіяхъ о существующемъ порядкѣ государственной жизни послужило причиной раздѣленія нашего государства самого въ себѣ: оно возстановило членовъ одной семьи другъ противъ друга.

Разномысліе сдѣлало то, что ученики возстаютъ на учителей, воспитываемые на воспитателей. Горделивое самомнѣніе дѣтей возстановило ихъ противъ родителей. Теперь дочь оскорбляетъ свою мать за ея убѣжденія, имѣющія за собою вѣковую давность. Мать плачетъ о дочери, что она увлекласъ модными ученіями и смѣется надъ вѣрой и благочестіемъ матери. Сынъ отходитъ отъ отца потому-де, что не желаетъ ѣсть хлѣбъ, пріобрѣтаемый отцемъ его своей вѣрной службой царю и отечеству и вѣрностію данной имъ присягѣ.

Молю вы, братія, именемъ Господа нашего Іисуса Христа, да не будутъ въ васъ распри... Какъ далеко отъ этого благого совѣта въ наше время и тѣ органы нашей печати, которые посѣяваютъ раздоръ между членами русской семьи, возбуждаютъ однихъ противъ другихъ, предаютъ общественному позору невинныхъ, извращая истину для своихъ цѣлей, представляя ошибку, свойственную всякому дѣятелю, порокомъ, заслуживающимъ общественной кары. Какъ далеки отъ Евангельскаго братолюбія тѣ, кто даетъ вѣру всякому, хотя бы передаваемому и чрезъ печать, слуху, позорящему частныхъ или общественныхъ дѣятелей, безъ освѣдомленія о степени и вѣрности этихъ слуховъ. Еще дальше отъ этой благоснисходительности тѣ, кто съ злорадованіемъ прислушиваются къ звукамъ этого нравственнаго бичеванія своихъ братьевъ. Они забываютъ, что злорадованіе есть такой же порокъ, какъ и тотъ, за который виновный подвергается публичному позору. Скажемъ болѣе: можетъ случиться, что злорадующій окажется болѣе виновнымъ, чѣмъ тотъ, къ кому относится его злая радость. Вѣдь, въ числѣ злословимыхъ весьма часто бываютъ люди неповинные, даже праведники. И Самъ Божественный Учитель нашъ не подвергался ли злословію, какъ написано: Злословія злословящихъ Тебя пали на Меня (Рим. 15, 3).

Молимъ вы, братія, да не будутъ въ васъ распри. Ибо на распряхъ счастіе людей не создается. Лучше черствый кусокъ хлѣба съ миромъ, чѣмъ столъ, полный яствъ, съ раздоромъ, говорила древняя мудрость.

/с. 212/ Распри приводятъ не къ благоустроенію, а къ разрушенію. Гдѣ распря, тамъ раздѣленіе, а гдѣ раздѣленіе, тамъ разрушеніе; царство, радѣлившееся на ся, не устоитъ. Распри приводятъ не къ свободѣ, а къ порабощенію. Римскіе владыки покорили себѣ нѣкогда весь міръ, посредствомъ раздѣленія, держась правила, выраженнаго въ изреченіи: раздѣляй и управляй. Значитъ, тѣ, кто производитъ распри въ обществѣ, въ государствѣ, ведутъ общество и государство къ раздѣленію, а раздѣленіе — къ порабощенію и гибели, отъ чего да сохранитъ насъ Богъ.

Итакъ, словами апостола умоляемъ васъ, братія, остерегайтесь производящихъ раздѣленія и соблазны вопреки ученію, которому вы научились, и уклоняйтесь отъ нихъ; ибо таковые люди служатъ не Господу нашему Іисусу Христу, а своему чреву, и ласкательствомъ и краснорѣчіемъ обольщаютъ сердца простодушныхъ. Богъ же мира сокрушитъ сатану подъ ногами вашими вскорѣ (Рим. 16, 17. 20). («Слова и поученія» Макарія, митр. Моск., выпускъ 3-й, стр. 112).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 209-212.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.