Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 18 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 9-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
76. Болѣе всего дорожи, православный народъ, вѣрой въ Бога и жизнію по волѣ Его.

Припомнимъ, братія, кратко сегодняшній евангельскій разсказъ и посмотримъ, чему онъ научаетъ насъ.

Однажды, на берегу Генисаретскаго озера, Іисусъ Христосъ насытилъ пятью хлѣбами пять тысячъ человѣкъ. Послѣ этого Онъ повелѣлъ ученикамъ своимъ плыть на другую сторону моря, а Самъ пошелъ на гору помолиться наединѣ. Ночью, когда ученики были уже на срединѣ моря, Іисусъ Христосъ пошелъ къ нимъ по морю. Увидѣвши Его идущимъ по морю, какъ по сушѣ, ученики испугались, думали, что это — призракъ. Іисусъ Христосъ сказалъ имъ: «не бойтесь; это — Я». — «Если это — Ты, сказалъ Ему Петръ: то повели мнѣ придти къ Тебѣ по водѣ». «Иди», отвѣтилъ ему Христосъ. И пошелъ Петръ по водѣ, какъ по сушѣ. Но, увидѣвши сильный вѣтеръ, испугался, началъ тонуть и закричалъ: «Господи! спаси меня!» Іисусъ Христосъ простеръ къ нему руку, поддержалъ его и сказалъ: «маловѣрный! зачѣмъ ты усу/с. 221/мнился?» Потомъ вошли оба въ лодку. Бывшіе въ лодкѣ подошли къ Іисусу Христу, поклонились Ему и сказали: «истинно Ты — Сынъ Божій» (Мѳ. 14, 22-34).

Вотъ, братія, евангельскій разсказъ. Мы видимъ, что Іисусъ Христосъ въ короткое время совершилъ предъ учениками Своими три чуда: напиталъ пять тысячъ человѣкъ пятью хлѣбами; ходилъ по водѣ, какъ по сушѣ; по Его слову, ап. Петръ сдѣлалъ то же. Для чего же Господь Іисусъ Христосъ совершилъ эти три чуда? — Для того, чтобы учениковъ Своихъ, а чрезъ нихъ и всѣхъ людей научить вѣровать въ Него, какъ въ Сына Божія. Господь знаетъ, что вѣра въ Него — самое главное, самое важное для людей на землѣ. Для апостоловъ нужна была вѣра для того, чтобы они могли научить вѣрѣ въ Бога всѣхъ людей. Для людей необходима вѣра потому, что только при вѣрѣ въ Бога жизнь людей будетъ истинно человѣческою жизнію, и меньше горя, и больше радостей будетъ въ ней для людей.

Такъ вотъ, братія, чему научаетъ насъ нынѣ чтенное евангеліе. Самое главное, самое важное въ жизни людей — вѣра во Христа, какъ Бога: она дѣлаетъ жизнь нашу угодною Богу и для насъ счастливою и радостною.

Въ самомъ дѣлѣ, что было бы на землѣ, если бы всѣ люди вѣровали во Христа и жили по волѣ Его? Были бы тогда войны между государствами и народами? Конечно, нѣтъ: тогда всѣ люди жили бы между собою, какъ дѣти одного Небеснаго Отца. Были бы тогда смуты, бунты и возстанія внутри каждаго государства? Нѣтъ: тогда всѣ признавали бы законы Божіи и человѣческіе и боялись бы нарушить ихъ. Даже тогда не нужны были бы и сами человѣческіе законы, государства, начальства и власти, потому что всѣ люди жили бы по закону Божію и слушались бы своихъ пастырей, какъ служителей Божіихъ и своихъ руководителей и судей. Тогда некого было бы сажать въ тюрьмы, заковывать въ кандалы, стало быть, не нужны были бы суды и самыя тюрьмы, потому что не было бы воровъ, ни разбойниковъ, ни грабителей, ни поджигателей, ни убійцъ, ни другихъ преступниковъ, какихъ теперь много; всѣ люди боялись бы грѣха и поступали бы по волѣ Божіей, по заповѣдямъ Его. Тогда не было бы непослушанія дѣтей родителямъ, ссоръ и раздоровъ, несправедливостей, обидъ и притѣсненій, пьянства и разврата; богатые жалѣли бы бѣдныхъ, помогали бы имъ; бѣдные не завидовали бы богатымъ и не разоряли бы ихъ. Всѣ тогда жили бы, какъ братья между собой. Такъ и было у первыхъ христіанъ при апостолахъ. Въ св. Писаніи говорится, что тогда «у множества увѣровавшихъ было одно сердце /с. 222/ и одна душа... Не было между ними никого нуждающагося; ибо всѣ, которые владѣли землями или домами, продавая ихъ, приносили цѣну проданнаго, и полагали къ ногамъ апостоловъ; и каждому давалосъ, въ чемъ кто имѣлъ нужду» (Дѣян. 4, 32. 34. 35).

Такъ радостна, такъ счастлива была бы жизнь людей, если бы всѣ они были одушевлены крѣпкой, искренней вѣрой во Христа и жили по волѣ Его. Напротивъ, зло, скорби, бѣды и несчастія начались съ того, что первые люди забыли Бога и нарушили волю Его. И во всѣ времена, и теперь больше приносятъ людямъ зла и страдапій тѣ, которые забыли Бога, не вѣруютъ въ Него, потеряли совѣсть и стыдъ. Такъ благодѣтельна вѣра для людей! Надо дорожить ею, сохранять ее. Такъ, наоборотъ, гибельно невѣріе! Надо всячески избѣгать его.

Русскій народъ съ давнихъ временъ отличается вѣрой въ Бога и живетъ еще по волѣ Его. Но, братія, недавно мы пережили, да и теперь еще — налицо такія событія, надъ которыми намъ нельзя не задумываться. Мы пережили, а отчасти и теперь еще переживаемъ великую смуту. Что видѣлъ, что перенесъ русскій народъ за это недавнее время? Всеобщая желѣзнодорожная, почтово-телеграфная забастовка; вооруженное возстаніе въ Москвѣ; множество забастовокъ мелкихъ по отдѣльнымъ мѣстамъ; метаніе бомбъ; убійства изъ-за угла; пожары, грабежи, разореніе имѣній; уничтоженіе даже безсловесныхъ животныхъ, домашняго скота; дерзкія кражи и въ общественныхъ учрежденіяхъ, и въ частныхъ домахъ и мн. другое.

Печальная картина! Нельзя намъ, братія, не подумать надъ этимъ. Что все это значитъ? Не потерялъ ли вѣру русскій народъ, не разслабѣлъ ли въ ней? Да, всѣ преступленія и беззаконія показываютъ, что среди русскихъ людей есть много такихъ, которые забыли Бога и Его законъ, которые не боятся возстать противъ Царя и законныхъ властей, которые не считаютъ даже преступленіемъ убить человѣка, а напротивъ, хвалятся тѣмъ. И это — все больше люди образованные или хоть немного учившіеся. Но и простой крестьянскій народъ по многимъ мѣстамъ показалъ, что и онъ какъ будто пересталъ называться именемъ Христа и носить Его крестъ на груди. Разореніе имѣній, поджоги, воровство чужого добра, уничтоженіе домашняго скота — все это христіанское ли дѣло? Правда, народъ былъ обманутъ подосланными безбожниками; они прельстили его землей. Это облегчаетъ скорбь. Но все же народъ совершилъ грѣхъ, допустилъ беззаконіе. Значитъ, онъ забылъ про то, что разорять, грабить и сжигать чужое добро противно волѣ Божіей. Смотри же, православный народъ, какой опас/с. 223/ности подвергаешься ты! Какъ бы ты не забылъ Бога! Какъ бы ты не ослабѣлъ въ вѣрѣ въ Него, въ жизни по волѣ Его! дорожи этимъ сокровищемъ болѣе всего на свѣтѣ; не забывай о немъ ради земли и достатка. Не прельщайся обманчивыми обѣщаніями всякаго, кто приходитъ къ тебѣ. Прежде, чѣмъ вѣрить ему, испытай вѣру его. Спроси, вѣруетъ ли онъ въ Бога; почитаетъ ли свв. угодниковъ Его; молится ли иконамъ святымъ; признаетъ ли Божій законъ. Главное же — самъ храни вѣру свою. Ап. Петръ, пока вѣровалъ, шелъ по водѣ; а когда усумнился, началъ тонуть. И пока ты будешь хранить вѣру и соблюдать волю Божію, Богъ не оставитъ тебя; забудешь Бога — и Богъ забудетъ тебя. Аминь. (Изъ поучен. іером. Амвросія).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 220-223.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.