Церковный календарь
Новости


2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 13 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 10-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
78. Противъ враговъ нашего спасенія нужно вооружаться молитвою и постомъ.

Въ чтенномъ нынѣ Евангеліи повѣствуется о чудесномъ исцѣленіи Спасителемъ бѣсноватаго, которое совершено было Имъ вскорѣ послѣ Его преображенія. Пришедши къ ученикамъ, не быв/с. 225/шимъ свидѣтелями Его преображенія, Іисусъ Христосъ засталъ ихъ окруженными множествомъ народа и въ томъ числѣ книжниками, состязавшимися съ ними. Въ это время изъ среды народа вышелъ человѣкъ, палъ предъ Нимъ на колѣна съ мольбою о помилованіи сына его, одержимаго бѣсомъ. Съ отеческимъ состраданіемъ изложивъ предъ Спасителемъ страданія сына своего и объяснивъ Ему о томъ, что онъ уже обращался съ просьбою объ исцѣленіи страждущаго къ ученикамъ Его, но они не могли исцѣлить его, скорбящій отецъ заключилъ свою просьбу къ Спасителю такими словами: если что можешь, сжалься надъ нами и помоги намъ (Марк. 9, 22).

Просьба отзывалась маловѣріемъ, а потому Господь, для возбужденія вѣры въ просителѣ сказалъ ему, что онъ получитъ просимое, но только подъ условіемъ полной вѣры въ Его могущество: если сколько нибудь можешь вѣровать, все возможно вѣрующему. И тотчасъ отецъ отрока воскликнулъ со слезами: вѣрую, Господи! помоги моему невѣрію, и тотчасъ же получилъ просимое. По повелѣнію Спасителя злой духъ оставилъ его сына. Ученики Его спрашивали Его наединѣ: почему ми не могли изгнать его? И сказалъ имъ: сей родъ не можетъ вийти иначе, какъ отъ молитвы и поста.

Не насъ, а Самого Христа послушайте: постъ и молитва — необходимыя средства для насъ къ ослабленію живущаго въ насъ грѣха.

И именно постъ и молитва вмѣстѣ необходимы; въ раздѣльности же ни молитва безъ поста, ни постъ безъ молитвы не принесутъ надлежащаго дѣйствія. Скажемъ словами св. Іоанна Лѣствичника: «только умъ постника молится трезвенно, а умъ невоздержнаго наполненъ нечистыми помыслами». «Кто постится, тотъ становится легкимъ и окрыляется» — говоритъ св. Златоустъ, «и съ добрымъ духомъ молится. Кто постясь молится, тотъ имѣетъ два крыла, легчайшія самого вѣтра: ибо таковый не дремлетъ, не говоритъ много и не разслабѣваетъ въ молитвѣ, какъ то со многими бываетъ» (Бес. на Мѳ.).

При этомъ само собою понятно, что какъ молитва только тогда доходитъ до Бога, когда она духомъ и истиною совершается, т. е. Богъ слышитъ только искреннюю, сердечную молитву; такъ и постъ — тогда лишь полезенъ, когда онъ не ограничивается воздержаніемъ только отъ извѣстной скоромной пищи а состоитъ въ отсѣченіи всего, что услаждаетъ вкусъ, и когда соединяется съ постомъ духовнымъ, съ удаленіемъ отъ всякихъ помысловъ и поже/с. 226/ланій грѣховныхъ. Такимъ то вотъ постомъ и молитвою и изгоняется все злое и грѣховное изъ насъ.

Молитва низводитъ на истинно молящагося благодать Божію, постоянно занимаетъ его умъ и сердце, не даетъ развлекаться и оскверняться различными суетными мыслями. А постъ обуздываетъ тѣло и не даетъ ему мѣшать нашей душѣ пребывать въ богомысліи. Демону и не житье здѣсь; да и грѣху — чѣмъ тутъ питаться, когда душа постоянно занята бесѣдой съ Богомъ, а тѣло въ подчиненіи и работѣ у души: — трудится оно надъ пріобрѣтеніемъ житейскихъ потребностей; то стоитъ на молитвѣ и поклоны дѣлаетъ. Справедливо говорятъ: «мать всѣхъ пороковъ — это праздность».

Вотъ поэтому-то, какъ видимъ, подвижники благочестія и пребывали постоянно въ молитвѣ и постѣ.

Мы же, братія мои, какія мѣры принимаемъ противъ грѣха и діавола? Молитву ли, постъ ли противопоставляемъ множеству соблазновъ и искушеній? И если молимся, то какъ молимся? И если постимся, то какъ постимся? Не большею ли частію только одинъ видъ держимъ? Что же удивительнаго, если врагъ нашъ — діаволъ и грѣхъ обладаютъ нами? Не сами ли виновны, что такую волю даемъ имъ надъ собою? Тѣмъ не менѣе, благодареніе Господу, нынѣ, не какъ во времена древнія, случаи бѣснованія очень рѣдки. Такъ нечистые духи боятся имени Христова! Хотя мы и творимъ почасту волю діавольскую, но вселяться въ насъ бѣсы все-таки не смѣютъ, за рѣдкими исключеніями. При этомъ напомню вамъ, братія, что ругаться діаволомъ и подобными словами не только грѣхъ, но и опасно въ высшей степени. Зовемъ бѣса, посылаемъ къ нему, — онъ и приходитъ къ намъ. (Сост. по поучн. прот. Бѣлоцвѣтова и др. источн.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 224-226.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.