Церковный календарь
Новости


2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
2018-10-10 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Соврем. экуменическое обновленчество (1992)
2018-10-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 102-е (12 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 16 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 11-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
81. Прощеніе обидъ ближнему есть необходимое условіе, чтобы получить прощеніе и собственныхъ грѣховъ отъ Бога.

Въ нынѣ чтенномъ Евангеліи мы слышали произнесенную нѣкогда Божественнымъ Наставникомъ Іисусомъ Христомъ притчу о милосердномъ царѣ и безжалостномъ заимодавцѣ. Притча эта читается такъ: «царствіе небесное подобно царю, который хотѣлъ сосчитаться съ рабами своими. Привели къ нему одного раба, который долженъ былъ ему десять тысячъ талантовъ (около двадцати милліоновъ руб.). Такъ какъ рабу нечѣмъ было заплатить, то царь приказалъ продать его, и жену его, и дѣтей, и все имѣніе его. Тогда рабъ палъ къ ногамъ царя и со слезами умолялъ его, говоря: «государь! потерпи на мнѣ, я все заплачу тебѣ». Государь сжалился надъ нимъ, простилъ ему весь долгъ и отпустилъ. Но рабъ, выйдя отъ царя, встрѣтилъ товарища своего, который долженъ былъ ему сто динаріевъ (около 20 р.), схватилъ его и началъ душить, говоря: отдай мнѣ долгъ. Товарищъ палъ къ ногамъ его и умолялъ его тѣми же словами, какими онъ умолялъ своего господина: потерпи на мнѣ, я все тебѣ отдамъ. А тотъ не захотѣлъ слушать, посадилъ его въ темницу, пока не отдастъ ему долга. Донесли царю о жестокосердіи раба: царь разгнѣвался на него, призвалъ его къ себѣ и сказалъ: злой рабъ! весь долгъ твой я простилъ тебѣ, потому что ты упросилъ меня. Не надлежало ли и тебѣ помиловать товарища своего, какъ и я помиловалъ тебя? И велѣлъ царь мучить его до тѣхъ поръ, пока не отдастъ ему всего долга. Такъ и Отецъ небесный поступитъ съ тѣми, кто не проститъ отъ всего сердца брату своему согрѣшеній его.

Здѣсь, въ притчѣ, подъ царемъ, восхотѣвшимъ требовать уплаты долга съ рабовъ своихъ, очевидно, разумѣется Господь всяческихъ, Богъ духовъ и всякія плоти, Отецъ небесный, а подъ неоплатнымъ должникомъ — всѣ мы грѣшники, безотвѣтные предъ Богомъ по своимъ безчисленнымъ и безмѣрнымъ беззаконіямъ.

Грѣхи наши противъ Бога называются долгами нашими предъ Нимъ въ томъ отношеніи, что мы какъ все, что ни имѣемъ, чѣмъ ни пользуемся, получили отъ Бога, такъ все должны возвращать Ему, т. е. употреблять во славу Божію, по волѣ и намѣренію благодѣтеля Бога; но когда мы грѣшимъ, то поступаемъ вопреки закону Господню, дѣйствуемъ не во славу Божію: по апостолу, грѣхъ есть беззаконіе, а преступленіемъ закона безчестит/с. 233/ся Богъ; слѣдовательно, тогда мы оказываемся должниками предъ Богомъ.

Поистинѣ, что есть у насъ свое? Не все ли у насъ Божіе? Что ты имѣешь, чего бы не получилъ? А если получилъ, что хвалишься, какъ будто не получилъ, обличаетъ апостолъ (1 Кор. 4, 7). И жизнь наша, и душа наша съ ея силами и способностями, и тѣло наше съ его крѣпостію и красотою, со всѣми его органами, и пища, одежда и жилище наше, и семейное счастіе и общественное благоустройство наше, и законъ христіанскій, открывающій намъ волю Божію, и благодатныя средства, содѣйствующія къ оправданію нашему предъ правосудіемъ небеснымъ, все подано намъ и сохраняется для насъ Всеблагимъ Творцомъ, Промыслителемъ и Искупителемъ Богомъ. Поэтому, на что же мы и должны посвящать всѣ эти дары Божіи, если не на благоугожденіе Богу; какъ располагать ими, если не по указанію и назначенію Господню?

Но исполняемъ ли мы свой долгъ? Живемъ ли для Бога, прославляемъ ли Его въ душахъ и тѣлесахъ нашихъ, служимъ ли Ему всѣми силами существа нашего; раздѣляемъ ли по заповѣди Божіей пищу съ алчущими, одежду съ нагими, жилище съ безкровными и странными; благословляемъ ли и благодаримъ ли Господа за семейное счастіе и общественное благоустройство? Сообразуемъ ли съ заповѣдями Господними жизнь свою, дѣйствія свои? Обращаемся ли къ благодатнымъ средствамъ для своего освященія и оправданія предъ Богомъ? Не чаще ли всего мы, вмѣсто Бога, живемъ только для плоти и міра, проводимъ все время житія своего въ суетѣ мірской, въ наслажденіяхъ чувственныхъ; вмѣсто прославленія Всевышняго, преклоняемся всѣмъ существомъ своимъ предъ богатствомъ и знатностію, вмѣсто благоговѣйной службы Богу, раболѣпствуемъ всѣми силами души и тѣла одному грѣху? Такъ мы поступаемъ во всемъ и всегда почти не въ угожденіе Богу, не для славы Божіей, и слѣдовательно не есть ли должники предъ Богомъ и должники неоплатные?

Что же мы представимъ Владыкѣ всяческихъ въ уплату своего безмѣрнаго долга? Что принесемъ для удовлетворенія Его правосудію за безчисленныя свои прегрѣшенія? Ничего болѣе, какъ только слезную, униженную мольбу къ Нему потерпѣть на насъ, простить намъ ради крайняго Своего благоутробія, — мольбу, опирающуюся на вѣрѣ нашей въ ходатайство за насъ предъ Нимъ Богочеловѣка Іисуса и притомъ соединенную съ нашимъ благоснисхожденіемъ къ проступкамъ собратій нашихъ противъ насъ. По сказанію притчи Христовой, рабъ, должный тьму талантовъ, удо/с. 234/стоился совершеннаго прощенія долга отъ царя за то, что, падши предъ нимъ и кланяясь ему, говорилъ: государь! потерпи на мнѣ. Апостолъ Іоаннъ Богословъ учитъ: «если кто согрѣшитъ, то мы имѣемъ Ходатая предъ Отцемъ Іисуса Христа праведника. Онъ есть умилостивленіе за грѣхи наши, и не токмо за наши, но и за грѣхи всего міра» (1 Іоан. 2, 12). Ап. Петръ проповѣдуетъ: «о Немъ», т. е. Іисусѣ Христѣ, «всѣ пророки свидѣтельствуютъ, что всякій вѣрующій въ Него получитъ прощеніе грѣховъ именемъ Его» (Дѣян. 10, 43).

Будемъ же, братія, прощать обиды своимъ врагамъ, подобно тому, какъ Богъ прощаетъ намъ наши безчисленные грѣхи прежде насъ.

Къ этому побуждаетъ насъ слово Божіе. Самъ Ходатай Бога и человѣковъ Христосъ Іисусъ, предавшій Себя для искупленія всѣхъ, вѣщаетъ намъ: «если вы будете прощать людямъ согрѣшенія ихъ, то проститъ и вамъ Отецъ вашъ небесный. А если не будете прощать людямъ согрѣшеній ихъ; то и Отецъ вашъ небесный не проститъ вамъ согрѣшеній вашихъ» (Мѳ. 6, 14, 15). Почему, научая учениковъ молиться, Господь заповѣдалъ имъ между прочимъ взывать къ Отцу небесному такъ: остави намъ долги наша, якоже и мы оставляемъ должникомъ нашимъ. Должниками нашими здѣсь называются тѣ люди, кои не отдали намъ того, что должны были отдать по закону Божію, каковы суть оскорбители и презиратели наши, досадители и обидчики, зложелатели наши.

Такъ, братія, вотъ условіе и мѣра для полученія нами отъ Бога прощенія грѣховъ нашихъ, предписываемыя Самимъ Искупителемъ нашимъ: «простимъ виновному предъ нами собрату, простится и намъ, не простимъ, не простится и намъ; простимъ мало, мало простится и намъ; простимъ много, много простится и намъ; простимъ все, все простится и намъ. Какою мѣрою мѣрите, такою и вамъ будутъ мѣрить (Мѳ. 7, 2).

Къ этому, далѣе, побуждаютъ насъ и свв. Отцы Церкви. «Прости грѣхи раба, чтобы тебѣ получить прощеніе грѣховъ отъ Господа; если онъ сильно оскорбилъ тебя, то чѣмъ больше ты простигнь, тѣмъ больше и самъ получишь прощенія», увѣряетъ св. Златоустъ. «Когда обида разжигаетъ твое сердце, вспомни о Христѣ и объ Его язвахъ; разсуди, что претерпѣваемое тобою весьма маловажно въ сравненіи съ страданіями Владыки: и тогда, какъ водою, угасишь свою скорбь», убѣждаетъ Григорій Богословъ. «Ты, какъ бѣднякъ, отпусти своему должнику сто динаріевъ, а Господь, безмѣрно богатый милостію, проститъ тебѣ десять тысячъ талан/с. 235/товъ, со всѣми на нихъ процентами, и съ процентами на проценты», увѣряетъ св. Іаковъ низибійскій.

Въ этомъ убѣждаютъ насъ и примѣры изъ жизни святыхъ. Нѣкогда Іоанну Милостивому, патріарху александрійскому, сталъ говорить грубыя и бранныя слова нищій, которому показалась слишкомъ малою милостыня, поданная имъ. Грубіяна и ругателя хотѣли было унять побоями окружающіе святителя, но незлобивый Іоаннъ остановилъ ихъ такими словами: «оставьте его въ покоѣ; какъ мнѣ не перенести одного оскорбленія отъ брата моего, когда я самъ въ продолженіе шестидесяти лѣтъ оскорбляю дѣлами Господа Іисуса Христа»? Поймите отсюда, какого еще легче намъ средства заслужить у Бога прощенія въ грѣхахъ нашихъ?

Св. Іоаннъ Милостивый, патріархъ александрійскій, однажды долго споря съ патриціемъ Никитою изъ-за обложенія послѣднимъ бѣдныхъ податью, разстался съ нимъ около полудня съ примѣтнымъ неудовольствіемъ и гнѣвомъ. Наступилъ вечеръ, солнце уже было на закатѣ. Святитель посылаетъ протопресвитера и клириковъ къ патрицію сказать: «скоро зайдетъ солнце». Услышавъ эти слова, Никита былъ такъ тронутъ, что облился слезами и тотчасъ же пошелъ къ святителю: здѣсь они поклонились другъ другу до земли, обнялись и, довольно наговорясь въ сладость, распростились любезно, по братски, или лучше, какъ послушный сынъ съ сердобольнымъ отцемъ.

Итакъ, возлюбленные братія, всемѣрно постараемся примириться со всѣми врагами своими, дабы возстановить намъ миръ съ Богомъ; будемъ снисходительны другъ къ другу и простимъ взаимно, если кто на кого имѣетъ гнѣвъ, дабы и Богъ во Христѣ простилъ насъ (Кол. 3, 13); не будемъ мстить за себя обидчикамъ, дабы и Богъ не мстилъ намъ; будемъ предварять нашихъ оскорбителей примиреніемъ съ ними, дабы и Господь предварилъ насъ Своею благодатію, забудемъ зло, которое намъ сдѣлали лиходѣи, дабы и Отецъ небесный забылъ наши грѣхи; сдѣлаемъ то, что Спаситель Христосъ намъ повелѣлъ, дабы сотворилъ и Онъ то, что обѣщалъ: отпущайте и отпустится вамъ (Лук. 6, 37). Аминь. («Проп.», рук. для сельск. паст., 1892 г. и др. источ.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 232-235.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.