Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 11-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
82. Назиданія изъ притчи о должникѣ неоплатномъ.

Одинъ царь, говорится въ слышанной нами притчѣ Господней, вздумалъ сосчитаться съ своими рабами и нашелъ между должниками одного, который долженъ былъ огромную неоплатную /с. 236/ сумму 10,000 талантовъ — по нашему счету до 25 милліоновъ рублей. Строго сталъ требовать онъ возврата денегъ, съ угрозою продать все, даже жену и дѣтей. Такой громадный долгъ не могъ уплатить должникъ, а потому сталъ просить снисхожденія и милости господина: потерпи на мнѣ, и все тебѣ отдамъ. Господинъ простилъ ему все. Такая незаслуженная милость должна бы, сдѣлать и его милосердымъ. Но лукавый рабъ не сдѣлался отъ этого лучше — милостивѣе. Идя отъ своего благодѣтеля, онъ встрѣтилъ должника, который долженъ былъ ему только 100 динарій — въ милліонъ разъ менѣе, чѣмъ самъ былъ долженъ. Грубо, на улицѣ, онъ хватаетъ за горло своего товарища, требуетъ немедленной уплаты долга. Несчастный должникъ униженно, на колѣняхъ сталъ просить снисхожденія, обѣщаясь заплатить. Но неумолимъ былъ товарищъ его: онъ посадилъ его въ темницу. Все это видѣли слуги господина и, возмущенные такимъ поступкомъ раба, только что предъ тѣмъ помилованнаго на глазахъ ихъ, — передаютъ обо всемъ этомъ своему господину. Онъ снова позвалъ раба, и уже со всею строгостію напоминаетъ ему о поступкѣ: «весь долгъ я простилъ тебѣ, не надлежало ли и тебѣ простить своему должнику?» И приказалъ посадить его въ темницу до совершенной уплаты долга, иначе навсегда. И заканчиваетъ Господь притчу такъ: «и Отецъ мой небесный не отпуститъ вамъ согрѣшеній вашихъ», если вы сердечно не простите проступковъ своимъ ближнимъ. Послѣдними словами и объяснилъ Господь значеніе притчи — въ ней мы видимъ безконечное милосердіе Божіе къ человѣку и грубую жестокость человѣка къ своему собрату.

Аще беззаконія назриши, Господи, Господи, кто постоитъ? воспѣваемъ мы въ храмѣ за всенощнымъ Богослуженіемъ. И подлинно, если бы правосудный Богъ не имѣлъ любви и безконечнаго милосердія къ намъ грѣшнымъ, давно бы мы погибли. Тако возлюби Богъ міръ, яко и Сына Своего Единороднаго далъ есть, да всякъ вѣруяй въ онь не погибнетъ, но имать животъ вѣчный (Іоан. 3, 15-16). Только пролитая кровь Спасителя на крестѣ спасаетъ насъ, дѣла же наши сами по себѣ всегда нечисты. Что ни ступилъ, то согрѣшилъ, говоритъ кающійся грѣшникъ; и правда, если не дѣломъ, то желаніемъ, если не желаніемъ, то мыслію. Когда мы сознаемъ свою грѣховность, прибѣгаемъ къ покаянію и обращаемся къ Господу съ словами: Господи, помилуй, спаси насъ, погибаемъ, — какъ погибающій Петръ! И слышитъ многомилостивый Господь наши недостойныя мольбы, измѣняетъ гнѣвъ на милость. Кающіеся Ниневитяне прощаются Господомъ, и назначенный къ разрушенію городъ ихъ остается цѣлымъ; чрезъ постъ и /с. 237/ молитву Ниневитяне какъ бы просили Господа потерпѣть на нихъ. Впрочемъ, если мы будемъ грѣшить намѣренно, въ надеждѣ, что Господь милосердъ и проститъ насъ, то ошибемся, — Господь сколько милосердъ и долготерпѣливъ, столько же и правосуденъ. Онъ наказываетъ насъ, когда мы остаемся глухи и нечувствительны къ Его милостямъ. Цѣлый міръ, растлѣнный грѣхами, погубилъ Господь, наказавъ всемірнымъ потопомъ, цѣлые пять городовъ уничтожены за нечестіе и нераскаянность. Облагодѣтельствованный народъ еврейскій разсѣянъ по лицу земли за постоянныя отступленія отъ Господа.

Милосердіе Божіе тогда только доступно намъ, когда сами будемъ милосерды къ другимъ. Въ молитвѣ Господней, съ которою мы обращаемся каждодневно къ Отцу небесному, мы говоримъ: остави намъ долги наша, якоже и мы оставляемъ должникомъ нашимъ, — значитъ прямо обязываемся прощать грѣхи, — такъ какъ долги обозначаютъ грѣхи наши, обиды ближнимъ. — Но какъ часто пустая, ничего незначащая обида озлобляетъ насъ, побуждаетъ прибѣгать къ закону, требовать наказанія. Вотъ и показываемъ, что мы плотскіе и дѣла плоти только творимъ, потому что плоды духовные суть, по слову апостола, любы, радость, миръ, долготерпѣніе (Гал. 5, 22). Если бы пользовались уроками Слова Божія, какъ были бы близки къ Богу! Благопріятна Богу только жертва мира и любви, — аще принесеши даръ твой къ олтарю и ту помянеши, яко братъ твой имать нѣчто на тя, остави ту даръ твой предъ олтаремъ и шедъ прежде смирися съ братомъ твоимъ (Мѳ. 5, 23-24). Аще алчетъ врагъ твой, ухлѣби его: аще ли жаждетъ, напой его: сіе бо творя, угліе огнено собираеши на главу его (Рим. 12, 20), — вотъ чѣмъ должны мы платить ненавидящимъ и платить отъ всего сердца. Одна любовь къ ближнимъ можетъ насъ приблизить къ Богу. Самый судъ страшный будетъ больше судомъ милосердія — «судъ безъ милости не сотворшимъ милости». Правда, по человѣческому чувству трудно во врагѣ видѣть брата, ближняго; но для этого нужно имѣть насиліе надъ собою — просить помощи у Бога въ этой величайшей добродѣтели, да и ни одна добродѣтель не дается легко. Безъ примиренія съ ближнимъ Господь не даетъ совершить ни одной добродѣтели. Въ жизнеописаніи одного святаго мученика, Никифора, помѣщенъ вотъ какой разсказъ: былъ съ нимъ друженъ христіанскій священникъ Салрикій, но потомъ чѣмъ то оскорбился на Никифора и ни за что не хотѣлъ примириться съ нимъ. Взятъ былъ Саприкій на мученіе, Никифоръ всю дорогу просилъ у него прощенія и не могъ получить. Что же случилось съ священникомъ, /с. 238/ идущимъ пострадать за Христа? Онъ отрекся при первыхъ пыткахъ, а Никифоръ мужественно перенесъ все за Христа и причисленъ къ лику мучениковъ.

Видите, Богъ не удостоилъ мученическаго вѣнца и не простилъ грѣхи тому, кто не прощалъ грѣхи брату своему.

Вотъ такъ Богъ и съ нами поступаетъ. Какъ бы мы Его ни просили, какъ бы ни умоляли Его: Онъ не прощаетъ намъ ни одного грѣха, не забываетъ ни одного худого нашего поступка, если мы сами не прощаемъ нашимъ ближнимъ, не забываемъ обиды, какія отъ нихъ терпимъ. Напротивъ, если мы не злобствуемъ на нашихъ ближнихъ, когда они насъ обижаютъ; если забываемъ всякое зло, какое они намъ дѣлаютъ: то и Богъ забываетъ наши злыя дѣла, оставляетъ намъ наши грѣхи, какъ бы они ни были тяжки и оскорбительны для Него. И молитва, и постъ, и милостыня, и другія добрыя дѣла не угодны Богу, когда мы питаемъ злобу на нашихъ ближнихъ; напротивъ, Богъ бываетъ милостивъ къ намъ, хотя мы и мало молимся, и мало подаемъ милостыни, и мало дѣлаемъ другихъ добрыхъ дѣлъ, да только прощаемъ и забываемъ всѣ обиды и оскорбленія, какія дѣлаютъ намъ другіе.

Въ одномъ монастырѣ былъ монахъ, который всю свою жизнь провелъ въ лѣности и небреженіи. Когда пришло время ему умереть, то братія того монастыря собралась къ нему посмотрѣть, какъ будетъ душа его разлучаться отъ тѣла. Такъ какъ жизнь его безпечная была всѣмъ извѣстна; то и думали, что онъ будетъ мучиться, безпокоиться. Но что же увидѣли? Безпечный монахъ умиралъ смертію праведника, умиралъ весело, спокойно. Всѣ дивились, изумлялись и приступили къ умирающему съ просьбою: скажи намъ, братъ нашъ, отчего ты такъ спокойно и весело умираешь, несмотря на то, что ты всю жизнь свою провелъ во всякомъ небреженіи? Больной, укрѣпленный благодатною силою Христа, встаетъ и говоритъ: честные отцы, я мою жизнь провелъ въ небреженіи; и недавно Ангелы Божіи приносили рукописаніе моихъ грѣховъ, которыхъ очень много, и прочитавъ спросили меня: помнишь ли ты эти грѣхи? — Помню, отвѣтилъ я; но вспомните и вы слова Господа нашего Іисуса Христа: не осуждайте и не будете осуждены; прощайте и простится вамъ. А я, съ того самаго дня, какъ отрекся отъ міра и постригся, не осудилъ ни одного человѣка, не питалъ ни къ кому злобы, всѣмъ и все прощалъ. Да исполнятся же на мнѣ слова Господа! Не успѣлъ я сказать это, какъ Ангелы тотчасъ разодрали рукописаніе моихъ грѣховъ. Вотъ отъ того я теперь покойно и такъ весело умираю. Мнѣ все прощено, потому что я всѣмъ и всѣхъ прощалъ. Сказавъ сіе, больной легъ на одръ свой и почилъ въ мирѣ сномъ вѣчнымъ.

/с. 239/ Вотъ, братія, какъ спасительно для насъ прощать все ближнимъ нашимъ.

Когда Богъ прощаетъ намъ: то навѣчно уже забываетъ о нашихъ грѣхахъ, какъ будто мы никогда и не грѣшили предъ Нимъ; любитъ насъ, какъ будто мы всегда дѣлали угодное Ему. Такъ и мы должны прощать, т. е. прощая, мы все должны забывать, не помнить никогда того, что этотъ человѣкъ зло намъ дѣлалъ, должны такъ любить его, какъ будто онъ не зло, а добро намъ дѣлалъ.

Изъ этого можете видѣть, что то наше прощеніе, за которое намъ все дѣлаетъ Богъ, дѣло очень нелегкое, оно даже выше силъ нашихъ, оно — даръ Божій. Да, мы непрестанно должны просить Господа Бога, чтобы Онъ помогъ Своею благодатію научиться прощать всѣ обиды и забывать всѣ оскорбленія, какія терпимъ отъ другихъ. И потому знайте, что если для васъ никакого труда не стоитъ простить, то это прощеніе еще не важно предъ Богомъ. Прощеніе тѣмъ спасительнѣе для насъ, чѣмъ труднѣе намъ прощать. Когда вамъ трудно, не хочется прощать, и вы несмотря на то, просите Бога, чтобы Онъ помогъ простить, и наконецъ прощаете: тогда прощеніе ваше пріятно Богу и спасительно для васъ. Аще бо отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ, отпуститъ и вамъ Отецъ вашъ небесный (Мѳ. 6, 14). (Изъ проп. прот. Родіона Путятина).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 235-239.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.