Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 12-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
85. Слово въ недѣлю двѣнадцатую по Пятидесятницѣ.

Въ нынѣшнемъ евангеліи Господь нашъ Іисусъ Христосъ рѣшаетъ важный вопросъ, предложенный Ему богатымъ юношею: что дѣлать мнѣ, чтобы наслѣдовать жизнь вѣчную? Господь указываетъ ему на заповѣди, данныя людямъ отъ Бога чрезъ Моисея, притомъ на заповѣди о любви къ ближнимъ, минуя заповѣди относительно Самого Господа Бога, конечно, потому, что на любви къ ближнимъ основывается и любовь къ Богу, и безъ любви къ ближнему невозможно любить Бога: ибо не любящій брата своего, котораго видитъ, какъ можетъ любить Бога, Котораго не видитъ? (1 Іоан. 4, 20), говоритъ святый апостолъ Іоаннъ Богословъ. Итакъ, Господь говоритъ богатому юношѣ: «если хочешь войти въ жизнь вѣчную, соблюди заповѣди, именно: не убивай; не прелюбодѣйствуй; не кради; не лжесвидѣтельствуй; почитай отца и мать, и люби ближняго своего, какъ самого себя».

Да, важный вопросъ Господь рѣшаетъ для насъ въ нынѣшнемъ евангеліи, вопросъ касательно того, какъ, какими путями достигнуть жизни вѣчной? Нѣтъ ничего вѣрнѣе смерти: всѣ умремъ и тѣлами нашими обратимся въ прахъ, въ землю, изъ которой /с. 246/ созданы въ началѣ, а души наши безсмертныя, по образу и подобію Божію сотворенныя, восхищены будутъ на судъ къ Богу: ибо человѣкамъ положено однажды умереть, а потомъ судъ (Евр. 9, 27), говоритъ апостолъ, — судъ частный надъ душою каждаго отходящаго отселѣ человѣка; на немъ рѣшается участь человѣка до послѣдняго всеобщаго суда надъ всѣмъ міромъ по воскресеніи всѣхъ мертвыхъ. Потому, въ ввиду неизбѣжности смерти для каждаго изъ насъ по тѣлу, весьма важно и необходимо каждому изъ насъ удовлетворительно разрѣшить себѣ вопросъ: что мнѣ дѣлать, чтобы наслѣдовать жизнь вѣчную?

Мало думаемъ мы, братія, о жизни вѣчной, а многіе, многіе и совсѣмъ не думаютъ, погрузившись совершенно въ житейскія заботы или увлекшись сластолюбіемъ и корыстію. Мы не беремъ на себя труда и размыслить хорошенько, что такое вѣчная жизнь, что мы сотворены именно для вѣчной жизни. Вѣчная жизнь, братія, такая жизнь, которая, начавшись послѣ воскресенія мертвыхъ, никогда уже не кончится; эта жизнь будетъ на небесахъ, тамъ, куда вознесся Господь нашъ Іисусъ Христосъ, куда вознесена Божія Матерь, гдѣ святые апостолы, пророки, мученики, іерархи, преподобные и всѣ святые. Не безразсудно ли съ нашей стороны — не позаботиться о томъ, какъ бы вѣрнѣе достигнуть этой жизни?

Жизнь вѣчная за гробомъ есть несомнѣнно, какъ несомнѣнно же есть и мука вѣчная, и здѣшняя краткая жизнь дана намъ Богомъ для приготовленія къ будущей жизни, ей же не будетъ конца во вѣки вѣковъ. Этотъ важнѣйшій вопросъ жизни Господь и рѣшаетъ вполнѣ богатому юношѣ, а съ нимъ и всѣмъ намъ. Если хочешь, говоритъ, войти въ жизнь вѣчную, то соблюди заповѣди. Какія? спрашиваетъ юноша. А Господь ему отвѣчаетъ: не убивай, не прелюбодѣйствуй и прочее, какъ вы уже слышали. Не много словъ, не много заповѣдей, а какъ онѣ важны, потому что отъ исполненія ихъ зависитъ жизнь вѣчная каждаго изъ насъ. Яко сотворивый та человѣкъ, живъ будетъ въ нихъ (Рим. 10, 5).

Итакъ, необходимо остановиться на этихъ заповѣдяхъ и войти глубже въ ихъ смыслъ, чтобы видѣть всю необходимость и пользу ихъ исполненія и широту ихъ приложенія къ жизни. Первое слово сказано: не убивай; подъ нимъ разумѣется много другихъ подобныхъ повелѣній, а именно: не обижай; не раздражайся, не враждуй, не гнѣвайся; не дерись; не будь ненавистливъ: всякъ ненавидяй брата своего, человѣкоубійца есть (1 Іоан. 3, 15), говоритъ апостолъ; не будь продерзъ словомъ или рукою; не будь жестокосердъ къ бѣднымъ и скупъ; не томи непосильными трудами подручныхъ твоихъ; спасай погибающихъ, если можешь, напримѣръ, /с. 247/ голодныхъ, утопающихъ; самъ себя не изнуряй непосильными трудами или не разстраивай своего здоровья страстями и пороками; не соблазняй другихъ и не предавай діаволу душъ, искупленныхъ безцѣнною кровію Господа Іисуса Христа. Вотъ сколь широкій смыслъ этой заповѣди.

Далѣе Господь говоритъ: не прелюбодѣйствуй не только дѣломъ, но и мыслію, нечистымъ зрѣніемъ, вожделѣніемъ; брось всякое блудное мечтаніе и воображеніе и все то, что ведетъ къ прелюбодѣянію: лакомство, пресыщеніе и пьянство; нескромные, соблазнительные разговоры, чтеніе нескромныхъ, соблазнительныхъ книгъ; нескромное обращеніе съ лицами другого пола, нескромныя картины и прочее. И одно воззрѣніе на женщину съ вожделѣніемъ есть уже прелюбодѣйство (Мѳ. 5, 28), по слову Спасителя. Старайся о чистотѣ помысловъ и чувствованій, о чистотѣ нравовъ своихъ и ближнихъ твоихъ, чадъ и слугъ твоихъ, подчиненныхъ и всѣхъ, съ кѣмъ имѣешь связи и близкія отношенія.

Далѣе говоритея: не крадь; тутъ разумѣется не только кража, но и тунеядство, и мздоимство, или взяточничество, и лихоимство, или разорительные для бѣднаго проценты, которые беретъ заимодавецъ, и разная неправедная нажива, пріемъ вещей завѣдомо краденыхъ; картежная разорительная игра, чрезъ которую картежникъ крадетъ у своихъ родителей и родственниковъ или у жены и дѣтей или просто у себя самого деньги или достояніе семейное; и наконецъ, тотъ, кто не подаетъ милостыни бѣднымъ, имѣя къ тому полную возможность, ибо избытки даетъ Господь для помощи бѣднымъ; если же этого кто достаточный не дѣлаетъ, то похищаетъ собственность ближнихъ и утаиваетъ даръ Божій. Далѣе говоритъ Господь: не лжесвидѣтельствуй, или не клевещи на ближняго; ибо отъ клеветы, осужденія, пересудовъ, насмѣшекъ и лжесвидѣтельства люди весьма сильно страдаютъ, лишаются добраго имени, сочувствія, бываютъ гонимы, притѣсняемы, лишаемы мѣста служенія и средствъ къ жизни, а иногда, не имѣя силъ вынести клеветы, сами себя лишаютъ жизни. Изъ-за лжесвидѣтельства и клеветы Самъ Господь Іисусъ Христосъ доведенъ былъ до креста и смерти самой поносной. Ужасное зло — клевета! И святый царь пророкъ молитъ Бога о избавленіи его отъ клеветы: «избави мя отъ клеветы человѣческія, и сохраню заповѣди Твоя» (Пс. 118, 134).

Почитать отца и мать, далѣе говорится. За почтеніе къ родителямъ Господь обѣщаетъ благополучіе и долголѣтіе въ здѣшней жизни и блаженство вѣчное въ будущей. Родителямъ мы обязаны жизнію и большею частію самымъ воспитаніемъ, по край/с. 248/ней мѣрѣ, первоначальнымъ, и, казалось бы нѣтъ ничего легче и естественнѣе, какъ почитать родителей. А между тѣмъ на дѣлѣ, особенно въ нынѣшнее время, бываетъ нерѣдко напротивъ: дѣти тяготятся своими родителями, отказываютъ имъ въ должномъ почтеніи, грубятъ имъ и поносятъ ихъ въ лицо, ни за что считаютъ ихъ любовь, заботы и попеченія бывшія о нихъ; не помогаютъ имъ, не поддерживаютъ ихъ въ бѣдности, старости и болѣзни. Но горе имъ, если не образумятся, — не добро имъ будетъ и въ здѣшней жизни и вѣчная мука въ жизни будущей: «досадители», говоритъ апостолъ, «царствія Божія не наслѣдятъ» (1 Кор. 6, 10).

Люби ближняго, какъ самого себя, говоритъ заповѣдь, т. е. береги его, какъ себя бережешь; желай ему того же, чего себѣ; поступай съ нимъ такъ же, какъ желаешь, чтобы поступали съ тобою; молись за него такъ же, какъ за себя, за живаго или за умершаго; дѣлай для него что-либо доброе и полезное такъ же, какъ и для себя дѣлаешь: ибо мы всѣ дѣти одного Отца — Бога, искуплены одною кровію; чада одной матери — Церкви, ожидаемъ всѣ общаго царства. Вотъ какія заповѣди ведутъ въ жизнь вѣчную! Юноша похвалялся, что онъ всѣ эти заповѣди сохранилъ, но на повѣрку вышло, что далеко не достигъ совершенства въ исполненіи ихъ: ибо всѣмъ сердцемъ привязанъ былъ къ богатству и, значитъ, не любилъ искренно ни Бога, ни ближняго; ибо Господь говоритъ, да и опытъ подтверждаетъ, «что невозможно работать Богу и богатству» (Мѳ. 6, 24), какъ невозможно служить двумъ господамъ. Онъ отошелъ отъ Спасителя съ печалію, когда Господь, ради совершенства его, предложилъ продать имѣніе и раздать нищимъ, ибо видѣлъ, что оно связывало его душевныя стопы. Господь поэтому и сказалъ, что трудно богатому войти въ царство небесное, труднѣе, чѣмъ верблюду сквозь игольныя уши пройти. Но что трудно и невозможно для людей, то удобно для Бога: ибо Богъ можетъ и богача сдѣлать милостивымъ, какъ и есть многіе изъ богатыхъ истинно милостивые, и богача можетъ сдѣлать добродѣтельнымъ и наслѣдникомъ царствія небеснаго, если онъ не будетъ противиться волѣ Божіей, а усердно будетъ исполнять ее. Вотъ вамъ и толкованіе на нынѣшнее евангеліе. Запомните и по силѣ своей старайтесь его исполнить. Аминь. («Полн. собр. соч.» прот. Іоанна Кронш., т. 2-й).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 245-248.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.