Церковный календарь
Новости


2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ. Бесѣды св. Василія Великаго и прав. Іоанна Кронштадтскаго (1976)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Жизнь въ Церкви - жизнь въ благодати (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 10 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 12-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
87. Какъ намъ спастись.

Нѣкоторый юноша, — слышали мы въ чтенномъ Евангеліи, — спросилъ Господа: Учителю благій, что благо сотворю, да имамъ животъ вѣчный? то-есть, что мнѣ дѣлать доброе, чтобы спастись? Аще хощеши внити въ животъ, соблюди заповѣди, сказалъ ему Господь. Юноша отвѣтилъ, что онъ сохранилъ заповѣди, и затѣмъ снова вопрошаетъ: что есмь еще не докончалъ — чего еще недостаетъ мнѣ? Господь сказалъ: аще хощеши совершенъ быти, иди, продаждь имѣніе твое, и даждь нищимъ, и имѣти имаше сокровище на небеси: и гряди въ слѣдъ Мене, вземъ крестъ (Мѳ. 19, 20-21).

Для желающаго спастись необходимо, чтобы онъ правильно вѣровалъ въ Бога, принадлежалъ Православной Церкви, въ нѣдрѣ ея былъ крещенъ, мѵропомазанъ, очищался отъ грѣховъ покаяніемъ, пріобщался святыхъ Христовыхъ Таинъ и соблюдалъ заповѣди Божіи.

Кто хочетъ спастись, долженъ, хотя понемногу, но часто молиться Богу. Въ будни молись Богу дома: утромъ — возставъ отъ сна; на ночь — отходя ко сну; предъ обѣдомъ и предъ ужиномъ, не поѣшь и не попей, не вспомнивъ о Богѣ и не изобразивъ на себѣ крестнаго знаменія. Въ праздничные и воскресные дни ходи въ церковь къ всенощной или утрени и къ Божественной Литургіи. Вообще молитва есть величайшая добродѣтель, средство соединенія человѣка съ Богомъ; ею можно испросить у Бога всѣ прочія добродѣтели, всѣ блага временныя и вѣчныя. Кто хочетъ /с. 251/ спастись, долженъ по силѣ своей творить милостыню душевную и тѣлесную. Душевная милостыня состоитъ въ прощеніи ближнимъ оскорбленій и обидъ, нанесенныхъ намъ. Милостыня тѣлесная состоитъ въ посильномъ вспоможеніи ближнему въ его нуждахъ. Кто хочетъ спастись, тотъ долженъ приносить Богу тщательное раскаяніе въ своихъ согрѣшеніяхъ, какъ при ежедневныхъ молитвахъ своихъ, такъ, въ особенности, предъ отцемъ духовнымъ при таинствѣ исповѣди. У насъ всесильный Ходатай, всемогущее очищеніе отъ нашихъ грѣховъ — Господь нашъ Іисусъ Христосъ. Уничтоживъ наши грѣхи при посредствѣ исповѣди чрезъ такого Ходатая и чрезъ такое очищеніе, мы несомнѣнно получаемъ всерадостный залогъ нашего спасенія. По очищеніи себя исповѣдію предъ отцемъ духовнымъ, должно со страхомъ Божіимъ, вѣрою и любовію пріобщиться всесвятаго Тѣла Христова и Крови Его, что необходимо для спасенія. Должно пріобщаться четырежды въ годъ, во всѣ четыре поста. Если же житейскія заботы и до сего не допустятъ, то непремѣнно должно пріобщиться однажды въ годъ. Кто хочетъ спастись, долженъ великодушно переносить всѣ скорби, которыя будутъ ему попущены во время краткаго земнаго его странствованія. Благодушное терпѣніе скорбей есть послѣдованіе Господу нашему Іисусу Христу. Никакой произвольный подвигъ, никакое произвольное лишеніе и злостраданіе не могутъ принести той пользы душѣ, какую приносятъ ей посылаемыя Богомъ невольныя скорби. Желающему спастись необходимо заниматься чтеніемъ божественныхъ книгъ, чтобы оно было руководителемъ нашимъ въ дѣлѣ спасенія, потому что наши собственныя помышленія легко могутъ отвлечь насъ отъ спасительнаго пути, принявъ неправду за правду. Великая бѣда ввѣряться своему уму. Напротивъ — великое благо не опустительно держаться слова Божія, какъ слѣпецъ держится за руку своего провожатаго. Оно преподаетъ намъ подробнѣйшее и точнѣйшее ученіе о добродѣтеляхъ и средствахъ, какъ пріобрѣсти добродѣтели и сдѣлаться угоднымъ Богу.

Кто вѣрный сынъ Православной Церкви, кто ежедневно, на всякомъ мѣстѣ владычества Божія, вспоминаетъ Бога и проситъ у Него милости и помощи, кто по воскреснымъ и праздничнымъ днямъ тщательно посѣщаетъ храмъ Божій, а дома молится каждое утро и вечеръ, кто милостивъ къ бѣднымъ, кто приноситъ раскаяніе въ своихъ грѣхахъ, и пріобщается Святыхъ Христовыхъ Таинъ, кто великодушно терпитъ скорби, занимается изученіемъ Слова Божія, тотъ имѣетъ у себя драгоцѣнный залогъ спасенія. (Изъ поучен. Игнатія, еп. Кавказкаго).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 250-251.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.